Варианты адаптации контрольно-измерительных материалов для контроля качества обучения обучающихся с ЗПР

 

Типологические особенности, характерные при задержки психического развития (ЗПР) и обусловленные первичной парциальной недостаточностью центральной нервной системы, определяют необходимость специальной поддержки обучающихся и адаптации форм и методов контроля, оценки результатов их обучения [4, 5, 15].

Последствия негативного воздействия ряда биологических факторов проявляются в нарушениях нейродинамики у детей с ЗПР, их повышенной истощаемости, сниженной умственной работоспособности, слабости регуляции поведения и деятельности. В структуре нарушения при ЗПР дефицитарными, в первую очередь, оказываются познавательная деятельность и регулятивная сфера.

Общими для всех обучающихся с ЗПР характеристиками выступают неустойчивая, чаще пониженная обучаемость, снижение познавательной активности, быстрая истощаемость, низкая работоспособность, замедленный темп или неравномерное становление познавательной деятельности, слабость регуляторных процессов, недостаточность произвольной регуляции поведения, эмоций и деятельности. Среди особенностей познавательного развития детей с ЗПР отмечаются снижение скорости восприятия и переработки информации, недостаточная дифференцированность восприятия, сниженный объем памяти, непрочность следов запоминаемого материала и неточность его воспроизведения, трудности пространственно-временной ориентировки, пониженная поисковая активность, склонность к иррациональным способам действий. Мыслительная деятельность недостаточна в словесно-логическом плане и более сохранна в наглядно-образном [4, 5, 10, 15, 32].

Дети с ЗПР испытывают трудности понимания сложных речевых конструкций, что может приводить к неверному толкованию инструкции при самостоятельном прочтении. При восприятии многозвеньевых инструкций они затрудняются определить требуемую последовательность действий, могут опускать отдельные звенья, не видят ее целостности. Речевые нарушения приводят к семантическим трудностям, дети с ЗПР часто не знают лексического значения слова и не могут определить его, опираясь на контекст. В связи с этим часто искаженно понимают смысл инструкции или текста.

Данные особенности учитываются при оценке качества обучения по АООП обучающихся с ЗПР и адаптации контрольно-измерительных материалов при проведении рубежного контроля и промежуточной аттестации [5, 9]. Следует выделить ряд требований, позволяющих адаптировать условия проведения контроля оценки обучения.

  1. Соблюдение временного режима, оптимального для работоспособности обучающихся с ЗПР. Продолжительность работы и время ее проведения должны предупреждать наступление истощения у детей с ЗПР. Целесообразно предусмотреть проведение релаксации, физминуток, предварительно заложив для них дополнительное время.
  2. Увеличение времени на выполнение работы, особенно в случаях замедленного темпа ребенка, обусловленного психофизическими особенностями, но не более чем на 20 минут.
  3. Упрощение формулировок задания по грамматическому и семантическому оформлению. Инструкции не должны содержать большого количества малознакомых слов, должны быть понятны и доступны, при необходимости дополнены словами для справки, разъясняющими лексическое значение. Инструкции могут делиться на смысловые части, подкрепляться визуализацией (иллюстрацией и др.)
  4. Расположение материала на листе должно быть удобным и простым для зрительно-пространственного восприятия. Возможна адаптация формы предъявления, позволяющая сделать акцент на сути задания и облегчающая восприятие.
  5. Соблюдение комфортной психологической атмосферы: эмоциональная поддержка, щадящая психоэмоциональная обстановка, использование приемов снятия психоэмоционального напряжения.
  6. Предоставление дифференцированной помощи: стимулирующей (одобрение, эмоциональная поддержка), организующей (привлечение внимания, концентрирование на выполнении работы, напоминание о необходимости самопроверки), направляющей (повторение и разъяснение инструкции к заданию).
  7. Стимулирование к самоорганизации, концентрации внимания. Присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности. Оказание организующей помощи по распределению времени для выполнения заданий.
  8. Допустимость использования вспомогательного инструментария: числового ряда, графем, смысловых таблиц, визуальных опор.

Предполагается индивидуализация подходов к форме, содержанию и условиям проведения контроля, которая может включать: дублирование инструкции посредством прочитывания ее педагогом вслух в медленном темпе с интонационным выделением смысловых акцентов, разъяснение инструкции педагогом, возможность организации короткого перерыва (10–15 мин) при нарастании в поведении ребенка проявлений утомления, индивидуального формата выполнения работы, дополнительной визуальной поддержки в виде смысловых опор.

Иллюстрацией адаптации контроля оценки качества обучения могут быть следующие варианты контрольно-измерительных материалов.

 

Программа: АООП НОО вариант 7.2, 1 класс 1 года обучения. Учебный предмет – Математика

 

  1. Вариант задания контрольно-измерительного материала (без адаптации).

Реши примеры.

 

2 + 3 = 6 + 1=
5 – 4 = 7 – 2 =

 

Адаптированный вариант задания контрольно-измерительного материала.

 

Реши примеры.

 

 

Вспомогательный материал

 

 

 

 

 

  1. Вариант задания контрольно-измерительного материала (без адаптации).

 

Вставь пропущенные числа

 

 

 

Адаптированный вариант задания контрольно-измерительного материала.

 

Вставь пропущенные числа

 

 

 

 

Программа: АООП НОО вариант 7.2, 3 класс. Учебный предмет – Русский язык

 

III.    Вариант задания контрольно-измерительного материала (без адаптации).

 

Прочитай слова:

 

льдинка, гостья, семья, пень, обувь, пальцы, братья, льет

 

Раздели эти слова на две группы в зависимости от того, какая орфограмма есть в слове:

Группа 1 ________________________________________________________

Группа 2 ________________________________________________________

 

 

Адаптированный вариант задания контрольно-измерительного материала.

 

  1. Прочитай слова:

 

льдинка, гостья, семья, пень, обувь, пальцы, братья, льет

 

  1. Определи орфограмму с буквой ь в каждом слове и обозначь ее графически.
  2. Раздели эти слова на две группы по написанию орфограммы:

 

Группа 1 ________________________________________________________

Группа 2 ________________________________________________________