Варианты адаптации контрольно-измерительных материалов для контроля качества обучения обучающихся с тяжелыми нарушениями речи

 

Категория обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (далее – ТНР), получающая образование по адаптированным основным общеобразовательным программам начального общего образования, по вариантам 1 и 2, представляет собой крайне разнородную группу обучающихся, различающуюся не только по уровню речевого развития, но и по другим характеристикам психической деятельности [11, 12, 21, 34, 42, 65].

У детей с тяжелыми нарушениями речи, вследствие дефектов восприятия и произношения фонем, отмечается сниженная способность к дифференциации звуков, что негативно сказывается на овладении навыком проведения различных видов анализа и синтеза на уровне предложения, слова, слога или фонемы [21, 34, 41, 42]. Обедненность словаря приводит к сложностям установления синонимических и антонимических отношений, подбора родственных слов, тем самым затрудняя понимание и использование правил на уроках русского языка. Недостаточность лексико-грамматического строя речи проявляется в специфических словообразовательных ошибках, что препятствует формированию навыков группировки однокоренных слов, анализа их состава, приводит к трудностям овладения программой по русскому языку [12, 41, 42, 65]. Своеобразие связной речи, представленное нарушениями логической последовательности, «застреванием» на второстепенных деталях, неумение понимать фразы с переносным значением, приводит к сложностям в установления причинно-следственных связей между явлениями и предметами и способствует возникновению трудностей усвоения программного материала по предмету «Окружающий мир» [11, 21, 34, 65]. Наряду с расстройствами устной речи у обучающихся с ТНР отмечаются разнообразные нарушения чтения и письма, проявляющиеся в стойких, повторяющихся, специфических ошибках [21, 34, 42, 54].

Нарушения в формировании речевой деятельности негативно сказывается на всех психических процессах, протекающих в сенсорной, интеллектуальной, аффективно-волевой и регуляторной сферах. У всех обучающихся с ТНР отмечается замедленный темп восприятия учебной информации, сниженная работоспособность, трудности в организации произвольной деятельности, низкий уровень самоконтроля и мотивации, ослабление памяти, сложности в пространственной ориентировке и конструктивной деятельности, нарушения зрительно-моторной и слухомоторной координации, затруднения в установлении связей между зрительным, слуховым и речедвигательными анализаторами.

Все это требует от педагога адаптации как подходов к предъявлению контрольно-измерительных материалов, так и самих материалов: это и увеличение времени на выполнение работы, и сокращение количества заданий, и предварительное составление плана ответа, и предоставление возможности использовать наглядные пособия при ответе, и использование карточек-консультаций, алгоритмов, схем, опор при самостоятельном выполнении заданий, и обязательность присутствия словарной разъяснительной работы перед контрольным мероприятием, и упрощение и дробление на более мелкие инструкций к заданиям.

Ниже приведены примеры контрольных мероприятий без адаптации и варианты их адаптирования под психофизические особенности обучающихся, получающих образование по АООП НОО ТНР, вариант 1 и 2.

При проведении диагностических процедур по предмету «Русский язык» традиционно используются диктанты, которые при предъявлении их обучающимся с тяжелыми нарушениями речи нуждаются в адаптации. Общими правилами адаптации процедуры проведения диктанта являются:

  1. По содержанию и конструкции предложений тексты диктанта должны быть понятными и доступными обучающимся с ТНР.
  2. Диктант не обязательно должен быть представлен связным текстом, для обучающихся с ТНР он может состоять из отдельных предложений.
  3. В тексте диктанта не должны присутствовать слова на орфограммы, которые в данном классе еще не изучались. Если же использования таких слов избежать не удается, то они обязательно включаются в предварительную словарную работу: записываются на доске, проговариваются учителем и учеником, неизученные орфограммы подчеркиваются педагогом.
  4. Количество орфограмм должно составлять не менее 50 % от общего числа слов текста.
  5. Учету подлежат специфические ошибки письма, которые засчитываются за одну на определенную группу ошибок.

 

Программа: АООП НОО вариант 5.1, 2 класс. Учебный предмет – Русский язык

  1. I. Вариант задания контрольно-измерительного материала (без адаптации). Типовой диктант в начале учебного года 2 класса.

На даче

Настало лето. Дети едут на дачу. Возле дачи есть роща и пруд. В пруду водятся щуки, ерши и караси. Дети там рыбачат. Хороша будет уха. (27 слов)

(На доске выписаны слова из диктанта: есть, водятся.)

 

Грамматические задания:

1.В третьем предложение подчеркните гласные буквы.

2.Выпишите три слова с сочетаниями ча-ща, чу-щу.

 

Адаптированный вариант задания контрольно-измерительного материала.

На даче

Настало лето. Дети едут на дачу. Возле дачи есть роща и пруд. В пруду водятся щуки, ерши и караси. Дети там рыбачат. Хороша будет уха.   (27 слов)

 

На доске выписаны слова из диктанта: есть, водятся. По ним проводится предварительная словарная работа. Повторяются правила употребления мягкого знака и йотированных гласных для обозначения мягкости согласного звука.

 

Грамматические задания:

1.Во втором предложение подчеркните гласные буквы.

  1. подчеркните в тексте слова с сочетаниями ча-ща, чу-щу.

 

Программа: АООП НОО вариант 5.2, 2 класс. Учебный предмет – Русский язык

Адаптированный вариант задания контрольно-измерительного материала.

Кони.

Миша идёт по полю. Он видит коней. Кони резво бегут. Миша рад.   (12 слов)

 

На доске выписаны слова из диктанта: идет, коней, резво, бегут. По ним проводится предварительная словарная работа. Повторяются правила употребления мягкого знака и йотированных гласных для обозначения мягкости согласного звука.

 

Грамматическое задание:

В первом предложении подчеркнуть гласные буквы.

Во втором предложении подчеркнуть согласные буквы.