Введение

 

Опросы и исследования, проводимые среди родителей детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), показывают, что родителей маленьких детей с ОВЗ волнуют два основных вопроса: первое – как развивать ребенка, и второе – что делать, если он ведет себя плохо. И если в первом случае родитель может найти информацию в медицинских или образовательных учреждениях, в сети Интернет, в родительских чатах, то во втором случае вопрос чаще всего остается без ответа.

При этом в родительской среде все популярнее становятся идеи гуманистического воспитания, основные постулаты которых провозглашают ценность индивидуальности ребенка, а также недопустимость насилия в физическом и моральном плане. Традиционные способы воспитания – поставить в угол, прочитать нотацию или шлепнуть по «мягкому месту», объявляются негуманными. Родители остаются совершенно обезоруженными и беспомощными в этой сложной для них ситуации, когда их малыш капризничает: чуть что не по его, разбрасывает игрушки, кусается или дерется. К сожалению, наш опыт и свидетельства исследователей показывают, что ситуация беспомощности губительна для родительских чувств: плохое поведение малыша, с которым родитель не имеет способов справиться, становится точкой разрыва и отдаления родителя от ребенка.

Как же воспитывать ребенка, который, начиная с раннего возраста, доставляет родителю все больше неприятных моментов, как ограничивать его неприемлемое поведение и прививать ему правила поведения в социуме и при этом сохранить с ним теплые и близкие отношения?

Семье в этом вопросе помогут специалисты службы ранней помощи. Сразу хочется предостеречь молодых родителей, которые могут спутать такую службу с развивающими клубами или центрами раннего развития, которые предлагают развивать ребенка в опережающем темпе, организуют обучение грамоте и счету с «пеленок». Такой подход не полезен и здоровым детям, а для развития ребенка с ОВЗ он просто губителен. Ранняя помощь, напротив, строится на научном понимании особенностей развития ребенка до трех лет, на признании особой ценности этого возрастного периода. Ранняя коррекционная помощь – это комплексное сопровождение специалистами: медиками, психологами и педагогами семьи ребенка с ОВЗ.

Научные исследования и практика ранней коррекционной помощи показали, что психическое развитие ребенка в этом возрасте требует полноценного и радостного общения маленького ребенка с самым близким взрослым – мамой, а потом и с другими членами семьи, в которой он растет.

Несмотря на кажущуюся простоту, построить такие отношения с ребенком с ОВЗ часто становится для матери трудной задачей. Исследования показывают, что лишь малое количество матерей способны наладить такое общение с младенцем, поддерживать партнерство и сотрудничество в более позднем периоде – в раннем возрасте, с года до трех лет. Почему одни матери не справляются, а у других все получается? Оказывается, они имеют определенные навыки, которые позволяют им сохранять близость с ребенком, радоваться его достижениям и получать удовольствие от родительства.

Научные исследования позволили описать и систематизировать такие умения матери, и мы познакомим вас с ними в этом пособии. Наши рекомендации основаны на данных, полученных в научных исследованиях ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования» (ИКП РАО), а также на опыте многолетней практики консультирования семей детей раннего возраста с ОВЗ в службе ранней помощи ИКП РАО.

Рекомендации адресованы семьям, воспитывающим маленьких детей с ограниченными возможностями здоровья, но окажутся полезными также родителям здоровых непосед и шалунов.

Мы покажем, почему маленький ребенок ведет себя плохо, и что нужно ему для того, чтобы научиться лучше владеть собой. Поговорим об авторитете родителя и наказаниях. Рассмотрим некоторые, по нашему опыту, самые волнующие родителей поведенческие проблемы ребенка: капризы, агрессию и странное повторяющееся «стереотипное» поведение. Особое внимание уделим причинам малоактивного поведения, которое очень удобно для родителя, однако скрывает «подводные камни» в развитии ребенка, которые обязательно проявятся в будущем.