Раздел 1. Организация предметно-игровой среды как важное условие развития ребенка раннего возраста
1.1. Требования к игрушкам и игровым материалам для детей раннего возраста
Игрушка должна быть безопасна.
Игрушка не должна быть опасна для жизни и здоровья ребенка. Покупать игрушки следует в специализированных магазинах или на проверенных сайтах, при этом необходимо ознакомиться с удостоверением о гигиенической регистрации и сертификатом соответствия. При выборе и покупке детских игрушек следует обратить внимание на наличие следующих знаков на упаковке:
Знак ЕАС – гарантирует, что игрушка проходила испытания и ее качество подтверждено тестами.
Знак CE – такой значок говорит, что данный товар соответствует всем нормам ЕС.
Изображение детского лица с приписанными рядом цифрами информирует, для детей какого возраста эта игрушка предназначена.
В сертификате гигиенического соответствия продукции обязательно должно быть указано время действия документа (до какого периода) и номер партии продукции. С помощью этих данных вы можете проверить подлинность документов на сайте Росаккредитации.
Но даже при наличии всех документов советуем также обращать внимание на следующее:
Прочность материалов и конструкций: малыш в раннем возрасте часто не может соизмерить силу игровых действий. Непрочные игрушки, сделанные из хрупкого материала, ломаются и могут стать причиной ранения маленького ребенка. Данная характеристика не только чисто техническая, поскольку она, безусловно, влияет на возможность играть с игрушкой. Техническое несовершенство может обесценить даже самый интересный замысел игрушки, ее «полезность». В игровом материале должны соблюдаться соответствующие технические требования, которые обеспечивают легкость выполнения действия (колечки пирамидки должны без труда надеваться на стержень, мозаика – легко собираться и разбираться и пр.). Несовершенство игрушки может затруднить не только процесс игры, но и повлиять на психологическое самочувствие ребенка в целом.
В нашей практике был пример: на одном из занятий ребенку был предложен заводной цыпленок, у которого оказались плохо закрепленные лапки. Ребенок с удовольствием стал изучать новую игрушку, но, когда лапки стали отваливаться, он впал в истерику, и нам потребовалось много усилий и времени, чтобы успокоить ребенка и переключить его на другую деятельность. Таким образом, вместо того, чтобы принести радость от коррекционного занятия, некачественная игрушка стала причиной дополнительных трудностей.
Вес игрушки: игрушка не должна быть слишком тяжёлой. Между весом игрушки и весом ребенка должны соблюдаться пропорции. Масса игрушки или детали игры (за исключением крупногабаритных и механизированных) не должна превышать 100 г для детей до 3 лет, более тяжёлая игрушка может нанести травму. Если мы говорим про более габаритные игрушки, но у ребенка должна быть возможность их поднимать и переносить.
Безопасный размер: очень маленькие игрушки и игрушки с отсоединяющийся деталями, которые можно проглотить (меньше кулачка ребенка), представляют собой серьезную опасность. На мягких игрушках все детали (носы, глаза и др.) должны быть надежно пришиты. Приклеенные или вставленные детали ребенок может просто оторвать и проглотить. Для игрушечной мебели необходим достаточный размер, почти в размер ребёнка, так как дети часто пользуются ей, как настоящей: посадив куклу, сами могут тут же присесть на кукольный стул. В целом больше приветствуются более крупные игрушки: машины, посуда большого размера и т.д.
Отсутствие веревочек: веревочки, шнурки или резинки на игрушках не должны быть длиннее 15 см, это также может быть опасно для ребенка. Ребенок может намотать веревку на свою ручку, на шею, причинив себе вред.
Безопасное покрытие: краска не должна быть токсичной. Игрушка не должна линять и оставлять следов красителя на руках. Цвет должен быть ближе к натуральным оттенкам, не должен «резать» глаза. Предпочтительнее игрушки, в оформлении которых использованы яркие основные тона (зелёный, красный, жёлтый, белый, синий), обычно 2-3 в одной игрушке.
Запах: игрушка должна быть без запаха. Если игрушка резко пахнет, значит, она выделяет токсичные вещества. Некоторые производители, напротив, любят специально ароматизировать материал игрушек, считая, что приятный запах мотивирует ребенка играть с ними. Однако, специальные ароматизаторы тоже могут вызывать аллергию у малыша.
Безопасный звук: громкие звуки, которые издают игрушки, могут доставить дискомфорт ребенку или напугать его. Выбирать следует игрушки, издающие мягкие и музыкальные звуки, а не резкие, громкие или пронзительные. Существуют технические ограничения по звуку для игр дошкольного возраста, но мы рекомендуем ориентироваться на собственный слух.
Гигиеничность: игрушки, которые нельзя мыть, быстро становятся рассадником бактерий, это серьезная проблема для малышей, имеющих обыкновение пробовать игрушку «на вкус».
Наполнитель: внутри не должно быть инородных предметов. Это можно определить на ощупь. Качественные игрушки наполняют поролоном или сыпучим материалом (в виде гранул).
Материалы: дети раннего возраста избирательно относятся к материалу, из которого выполнена игрушка. Лучше отдавать предпочтение хорошо отполированному дереву, безопасному яркому пластику, резине. Холодные материалы (например, железо) могут быть неприятны для осязания. Игрушки, выполненные из них, могут вызвать у детей отрицательную эмоциональную реакцию, дети могут отказываться играть с ними. Под запрет для детей до трех лет попадает натуральная кожа и натуральный мех, так как они могут вызвать аллергию. Картинкам из картона и бумаги предпочтительнее картинки на плотной клеёнке или фанере, чтобы ребёнок мог свободно взаимодействовать с ними. Краски лучше выбирать «пальчиковые», так как в их составе содержатся натуральные нетоксичные красители, а фломастеры – на водной основе, которые легко смываются.
Игрушка должна быть доброй, заботиться о психическом здоровье, не должна пугать.
На современном рынке представлено много страшных, уродливых игрушек.
Покупая такие игрушки, считая их забавными, родители не всегда понимают, какой вред наносят своему ребенку. Любая игрушка вызывает эмоции у детей, вот почему важно, чтобы информационная наполненность игрушки была положительной, а не способствовала тревожности и агрессии. В раннем возрасте дети только начинают познавать мир, учатся понимать, что опасно, а что нет, что - доброе, а что – злое. Ребенка, в этом возрасте легко напугать, а он еще не может рассказать о своем страхе, "обыграть" его и таким образом справиться с ним.
Игрушка должна прививать вкус, должна доставлять эстетическое удовольствие. Игрушка формирует зрительные образы, которые глубоко откладываются в сознании ребенка.
Игрушка должна быть полифункциональной. Лучше, чтобы одну и ту же игрушку можно было использовать в разных играх, занятиях, с детьми, находящимися на разном уровне развития, при решении различных коррекционных задач. Например, мяч – универсальная игрушка, с ним придумано огромное количество игр для всех возрастов. Вначале можно предложить малышу катать мяч от взрослого к ребенку. Когда малыш освоил это действие, ему можно показать, как скатывать мячи с наклонной плоскости. Угол наклона можно менять, от этого будет зависеть скорость спуска. В такой игре ребенок будет наблюдать за движением игрушки, его скоростью и траекторией. Затем можно побросать мяч в произвольных направлениях. В этой игре малыш учится осуществлять броски разной дальности и точности, координировать силу удара. После освоения этих движений можно попробовать играть «в футбол». Вначале не все будет получаться, ребенок будет промахиваться, но после нескольких попыток, он все-таки попадет по мячу и будет радоваться тому, что сам привел его в движение. Затем можно играть с несколькими детьми, формирую коммуникативные навыки. В дальнейшем можно использовать мяч, как предмет-заместитель в сюжетных играх: арбуз, яблоко и т.д. Играть в подвижные игры с правилами.
Существует много игр и занятий с игрушкой «стаканчики-вкладыши». Можно предложить малышу простейшую игру «прятки»: большим стаканчиком накрывать маленький, большой стаканчик накрывать еще большим по размеру и т.д. Сначала ребенок будет только разбирать конструкцию, снимая верхние элементы пирамидки, а взрослый снова и снова ее собирать. Потом можно предложить ребенку самому собрать конструкцию, направляя его руки. Когда этот этап будет успешно освоен, число элементов конструкции можно увеличить. Следующий этап – самостоятельная игра. Предложите ребенку собрать все детали вместе, в одну коробочку, предварительно показав еще раз, как это делается. С этой игрушкой есть еще один вариант взаимодействия: по стаканчикам можно раскладывать предметы. Сначала можно научиться раскладывать детали по мисочкам так, чтобы в каждой емкости было по одному предмету, не обращая внимания на их размеры. Потом задачу можно усложнить и подбирать предметы для емкостей в зависимости от их размера. Вкладыши можно не только собирать друг в друга, но из них строить башню. Так с одной игрушкой мы придумали несколько игр с усложнением. Поэтому если вы собираетесь купить очередную понравившуюся игрушку, задумайтесь, как долго она послужит вашему малышу, сколько игр вы можете предложить с ней, чтобы она не наскучила ребёнку на следующий день после покупки.
У детей раннего возраста отмечается непроизвольность внимания, ребенок легко отвлекается на второстепенные детали и целенаправленной деятельности не происходит. Часто встречаются игрушки, в которых заложено сразу несколько дидактических задач, сенсорных стимулов: например, сортер в виде машинки. Его также можно катать, при этом он издает различные звуки, мигает и т.д. Ребёнок не сконцентрируется на сортировке фигур с такой игрушкой, не будет раскладывать предметы по цвету. Если есть желание сформировать у ребенка ориентировку на цвет, форму или величину, лучше выбирать сортер попроще: крепкий, с небольшим количеством элементов и хороших ярких натуральных цветов.
Игрушки не должны быть перегружены деталями: обращая на них внимание, дети отвлекаются от дидактических задач, от игры. Еще один пример: у малыша, получившего куклу с закрывающимися глазами, всё внимание приковано не к игре, а к обследованию механизма глаз, выдёргиванию ресниц, поэтому лучше использовать кукол с нарисованными глазами, лепным париком или короткой стрижкой.
Если мы выбираем сюжетные игрушки: кукол, фигурки животных, то детям раннего возраста на начальном этапе, важно, чтобы они условно повторяли реальные прототипы. В них могут быть выделены определённые детали, позволяющие приспособить игрушку к игре, благодаря обобщённости образа, она должна выразительно подать ребёнку основные характерные признаки предмета. Игрушка должна имитировать настоящий объект, повторяя его форму, пропорции, окраску и основные качества. Зеленый слоник, кукла с громадной головой и непропорционального телосложения – это неприемлемые варианты игрушек. Например, если это собака, то в ней передаются признаки характерные для всех собак, отличающих их от других видов животных (кошек, лошадей), но не углубляясь в детали: пол, порода и т.д.
Очень хорошо, если игрушка имеет автодидактические свойства. Это игрушки, благодаря которым ребенок учится сам, таким образом, происходит самообучение. Игрушка уже в своем строении, конструкции подсказывает ребенку, что с ней нужно делать и «указывает» ребенку на его ошибки, сделанные при выполнении того или иного игрового задания. Таким образом, ребенок сам догадывается о правилах игры и способе действий. Например, пирамидка с конусом вместо стержня: если ребенок не будет учитывать размер колец, то он не сможет собрать пирамидку. Таким образом, игрушка сама, своей формой, подсказывает, как в нее играть (рис. 1).
Рисунок 1. Пирамидка с конусообразным стержнем.
Ценными являются дидактические игрушки с дополнительными атрибутами, привлекающими внимание, усиливающими интерес к выполнению «основного» задания. Примером такой игрушки может послужить сортер - «почтовый ящик», при правильном выполнении игрового действия (попадании фигуры в нужную по форме прорезь) раздается звук, что стимулирует ребенка снова верно подобрать фигуру.
Современный рынок детских товаров предлагает большое количество интерактивных игрушек. Они сами разговаривают, поют, танцуют, совершают различные действия. Ребенку же остается только совершать стереотипные движения: включить, выключить, передвинуть рычаг и наблюдать за игрушкой. Такие манипуляции с игрушкой носят формальный характер. При этом исчезает игра, не формируются творческий подход к решению игровых задач, любознательность, желание экспериментировать. Воображение ребенка не работает, невозможно сделать игрушку «живой», наделить ее новыми свойствами. Как ни парадоксально, но чем проще игрушка, тем полезней и интересней она для ребенка, тем больше вариантов игр с ней можно придумать.
Часто бывает, что, покупая игрушку, нам кажется, что она отвечает всем требованиям, а ребенок к ней равнодушен. В чем же дело?
Дело в том, что ребенок не знает, как с ней играть. Поэтому, мало просто купить игрушку и предложить ее ребенку: «На, играй!» Нужно потратить время, рассмотреть новую игрушку, показать малышу способы действия. Например, показать, где у машины кузов, кабина, фары, колеса, двери. Затем показать игрушку в действии. Машина может ездить по дорожке, заезжать в гараж, спускаться и подниматься в горку, поворачивать в разные стороны, перевозить кубики, катать куклу, бибикать. Помните, что любые игры работают, когда рядом есть заинтересованный в развитии взрослый, который покажет способы игры и поможет в нужный момент.
При выборе игрушек и игрового материала рекомендуется обращать внимание на знаки экспертиз на упаковках. Их наличие является гарантией высокого качества игрушки. Санитарно-гигиеническую экспертизу проходят почти все официально зарегистрированные на рынке игрушки, а вот психолого-педагогическую – лишь немногие. Одну из самых известных экспертиз проводит немецкий центр «Spiel gut». За 50 лет своей работы он завоевал больший авторитет у педагогов и родителей. Производители считают почётным заказать экспертизу у «Spiel gut» и получить знак качества. Игрушки с такой экспертизой качественные, добротно сделанные, но достаточно дорогие, такую игрушку покупают «на века» и передают в семье из поколения в поколение (рис.2).
Рисунок 2. Знак «Spiel gut»
С 2004 года при МГППУ существует Московский городской центр игры и игрушки. В нем разработана методика психолого-педагогической экспертизы разных видов игрушек и игровых материалов. В процессе данной экспертизы оценивается развивающий потенциал игрушек, их пригодность для разных видов детской игры, возрастная адресность игрушек, а также этические и эстетические качества. Данная экспертиза проводится на добровольных условиях и бесплатно. Игрушки, получившие высокие оценки, удостаиваются специального знака качества «Детские психологи рекомендуют» и подтверждающего сертификата. Если на упаковке игрушки есть такой знак – это означает, что она рекомендована профессионалами (рис. 3).
Хорошие игрушки для детей раннего возраста – стоят не дешево, а, с учетом того, как стремительно в этом возрасте идет развитие ребенка и меняются его интересы, не стоит рассчитывать, что дорогая, хорошая игрушка, будет долго интересна. Лучше рационально использовать средства семейного бюджета и попробовать изготовить некоторые несложные игрушки самостоятельно. Можно использовать бросовый материал, домашнюю утварь, упаковку. Например, жестяные коробочки из-под чая разного размера для сортировки предметов по величине, те же коробочки с разными по форме крышечками для формирования ориентировки на форму предметов. Первый сортер с двумя-тремя фигурными прорезями можно смастерить из обычной обувной коробки. Для того, чтобы не покупать достаточно дорогие наборы для развития фонематического слуха ребенка, можно сделать их из бутылочек из-под йогурта или детского питания, засыпав в них различные крупы и предлагая ребенку находить бутылочки с одинаковым звучанием. Много идей по изготовлению самодельных простых игрушек можно найти на родительских сайтах в сети Интернет.
1.1. Особый подход к выбору игрушек и игрового материала для детей с интеллектуальными нарушениями
Выбор игрушек для детей с нарушением интеллекта необходимо делать с особой тщательностью, так как их развитие имеет свои специфические особенности, которые можно заметить в различных областях: моторной, социально-эмоциональной, речевой, когнитивной, а также в особенностях формирования игровой деятельности.
Биологический и психический возраст у таких детей не совпадает. Снижение познавательной активности приводит к значительной задержке моторного, речевого, эмоционального развития, к трудностям в овладении предметной деятельностью. Поэтому, выбирая игрушку, необходимо прежде всего ориентироваться на развитие вашего малыша, а не на возрастные рекомендации на упаковке.
Требования к материалам, краскам, формам игрушек для нормально развивающихся детей после полутора-двух лет ослабевают, так как дети начинают исследовать их не столько орально, сколько зрительно, тактильно. Особые дети долгое время тянут игрушки в рот, поэтому для них жесткие санитарно-гигиенические требования к безопасности игрушек сохраняют свою актуальность на протяжении всего раннего возраста.
Не надо покупать сразу много игрушек, их большое количество не дает ребёнку сосредоточится на игре, он быстро устаёт, утомляется, что может вызвать капризы и равнодушие к вещам. Одним из решений проблемы с большим количеством игрушек является их ротация, то есть последовательная подача: оставлять в поле зрения ребенка 4-5 игрушек, а остальные – убирать, и менять наборы игрушек по мере ослабевания интереса.
Учитывая особенности нервной системы, внимания, возможности концентрации в деятельности детей с проблемами развития, не стоит приобретать игрушки с большим количеством декоративно-развлекательных элементов (свет, звук, движение), такие игрушки растормаживают и возбуждают ребенка, не дают сфокусироваться на дидактической задаче.
Также, при выборе игрушек нужно ориентироваться на индивидуальные особенности ребенка. Детям вялым, пассивным целесообразно предлагать крупные, яркие, блестящие и звучащие игрушки. Для игр с подвижными, гиперактивными детьми, лучше использовать игрушки более «спокойные» - из мягких материалов, окрашенные в приглушенные тона, приятные на ощупь; музыкальные игрушки, воспроизводящие плавные, спокойные мелодии.
Не стоит покупать игрушки «на вырост»: пирамидку с большим количеством колец, рамки-вкладыши с большим количеством фигур. Скорее всего, ребенок из-за не посильности задачи не заинтересуется такой игрушкой, раскидает детали. Начинать знакомить ребенка с такими игрушками надо с минимального количества деталей, пирамидка из трех колец, вкладка из двух-трех фигур и т.д.
Дети с проблемами в развития плохо осуществляют перенос полученных навыков, умений и знаний. Например, научившись собирать одну матрешку, не означает, что ребенок усвоил способ учета величины и справится с другой игрушкой, которая построена по такому же принципу. Поэтому для закрепления навыков необходимо иметь несколько игрушек, основанных на одном способе действий, но отличающихся внешне, количеством деталей.
1.2. Организация домашней игровой среды для детей раннего возраста с интеллектуальными нарушениями
Жизнедеятельность ребенка с нарушением интеллекта во многом зависит от того, насколько целесообразно организована окружающая среда. Это является не только социокультурным фактором общего развития, но и коррекционным фактором преодоления недостатков в психофизическом развитии.
Прежде всего, среда должна быть безопасной, особенно, если ребенок уже самостоятельно передвигается (ползает, ходит). Необходимо спустится на уровень ребенка и внимательно обследовать квартиру. Следует понимать, что вещи, очевидные для вас, могут быть привлекательны и непонятны ребенку, поэтому нужно устранить все малейшие источники опасности. Следует убрать все провода, электроприборы, закрыть розетки специальными заглушками с ключом. Не запирающиеся дверцы шкафов и ящиков следует оснастить специальными блокаторами. Если стеллажи, шкафы, комоды могут опрокинуться, их нужно как следует закрепить. Дети с отклонениями в развитии часто раскоординированы, расторможены и могут получить травму, стукнувшись об угол мебели. От них малыша защитят специальные накладки на углы. Часто маленькие дети любят играть с дверьми. Для того, чтобы предотвратить защемление пальцев, обычно устанавливают фиксаторы положения, которые препятствуют любому движению двери или амортизаторы, которые не дают им закрыться полностью. Ещё один полезный предмет – это ворота безопасности. Они враспор устанавливаются в дверном проёме и ограничивают перемещения малыша. Их также удобно использовать, если в квартире или доме есть лестницы. В этом случае обязательно нужно установить их на верхней и нижней ступенях. Еще одна опасность для малыша – это двери с большими стёклами. Даже очень крепкое стекло может разбиться при падении ребёнка, ударе тяжёлой игрушкой. От осколков может защитить специальная пленка, наклеенная с обеих сторон на стекло.
Очень важно организовать пространство таким образом, чтобы затруднить ребенку доступ к подоконникам и окнам. Дополнительной защитой станут специальная фурнитура с ключом, которая позволят распахнуть створку лишь для проветривания.
Необходимо убрать все опасные предметы: колющие, режущие, бьющиеся, мелкие. Бытовую химию, косметику, парфюмерию, лекарства нужно хранить как можно выше и дальше. Во избежание удушения нельзя, чтобы в поле досягаемости ребенка были целлофановые пакеты, шнурки, веревки.
На кухне главная опасность для ребёнка – плита. Обычно современные плиты делаются с особыми изолированными дверцами духового шкафа и снабжены запорами. Но конфорки плиты представляют опасность, их следует загородить специальным экраном или готовить только на дальних конфорках плиты. Малыш может повернуть ручки плиты. Особенно это опасно у газовой плиты. С помощью специальных фиксаторов ручки плиты можно надёжно защитить.
Скатерть со стола лучше убрать, пока ребенок не станет старше, иначе он может потянуть ее и свалить все на себя.
Обратите внимание на ядовитые домашние растения и растения с иголками и шипами. Постарайтесь сделать так, чтобы они были недоступны ребенку.
С одной стороны, необходимо иметь в детской комнате или детском уголке достаточное количество игрушек, удовлетворяющих тактильные, зрительные, двигательные потребности малыша, с другой стороны, следует избегать перенасыщение среды предметами и материалами. В перенасыщенной среде дети с неустойчивой, истощаемой нервной системой перевозбуждаются, быстро теряют интерес, им трудно сосредоточиться на чем-то одном, с ними невозможно организовать игру.
При подборе цветовой гаммы в детской комнате рекомендуется придерживаться пастельных цветов и минималистичного подхода: любые излишне яркие элементы декора, предметы интерьера, могут отвлекать и утомлять ребенка. При игровом взаимодействии с ребенком раннего возраста с нарушениями познавательного развития следует помнить, что его способность к концентрации внимания ограничена. Умение сосредоточиться приходит с возрастом, поэтому взрослому следует сократить до минимума все отвлекающие факторы (разнообразные предметы, игрушки, разбросанные по всему пространству, шум телевизора, яркий солнечный свет). Необходимо хорошо продумать, как расставить мебель в детской.
Учитывая особенности моторной сферы детей раннего возраста с отклонениями в развитии (плохая координация движений, неловкость, гиперактивность), желательно, чтобы пространственная организация среды давала возможность много и качественно двигаться: наличие достаточного пространства, физического уголка или комплекса. Как только ребенок сможет сидеть, ему необходимо приобрести стол и стул. Стул для занятий лучше иметь с подлокотниками и подставкой под ноги для некоторой фиксации позы. Так как дети расторможены, имеют проблемы с удержанием внимания, правильно подобранная мебель будет способствовать концентрации ребенка на обучающих занятиях.
Ранний возраст – это время выработки привычек, формирования гигиенических навыков, навыков самообслуживания и самостоятельности. Взрослые не всегда объективно оценивают способности ребенка, не дают ему проявлять самостоятельность и инициативу, особенно если у ребенка есть какое-либо нарушение. Часто мы наблюдаем, как родители, считая, что ребенок еще маленький или неспособный, одевают, кормят, умывают его. Разумное восприятие ребенка и его возможностей позволяет родителям сосредоточить свои усилия на ресурсах ребенка, что облегчает преодоление имеющихся у него трудностей. Выработка навыков самообслуживания у детей с интеллектуальными нарушениями сложная и длительная работа, требующая создания необходимых условий.
Нередко, современные родители много внимания уделяют организации игрового пространства ребенка, но совсем не обращают внимание на адаптацию бытовой обстановки к жизни ребенка. Специально подготовленная среда помогает ребенку стать независимым от взрослых, не прибегая ежеминутно к помощи родителей. То есть рационально организованная среда – это такая среда, в которой активность ребенка постепенно должна увеличиваться, а взрослого сокращаться. Так, для формирования умения самостоятельно одеваться и раздеваться в прихожей необходимо предусмотреть крючок или вешалку, на которые ребенок сам мог бы вешать свою одежду, стул, чтобы было удобно разуваться и обуваться. Хорошо бы иметь игрушки со шнуровкой, липучками, большими пуговицами и т.д., чтобы, играя, тренировать и закреплять у малыша эти навыки.
Для формирования умения самостоятельно есть, необходимо подобрать соответствующий высоте стола стул и подставку под ноги, непромокаемый фартук, ложку, вилку со специальными насадками на ручке: детям, которым сложно удерживать столовый прибор, необходима ложка и вилка с толстой ручкой или с изгибом. Важно, чтобы тарелка, из которой ест ребенок, не была слишком легкой и не скользила по поверхности стола в процессе зачерпывания. Для этого можно использовать утяжеленные тарелки, тарелку на присоске или специальный коврик, препятствующий скольжению. Также важна форма тарелки. Для детей, которые учатся зачерпывать, удобнее тарелки с высокими или загнутыми внутрь бортиками. Чтобы научить пить, не проливая, можно использовать кружку с двумя ручками.
Для формирования умения пользоваться туалетом необходимы подставка под ноги для опоры, детское сидение для унитаза. В освоении навыка умывания помогут подставка под ноги, крючок с полотенцем и умывальные принадлежности, находящихся на доступных ребенку местах, легко открывающиеся ручки крана, жидкое мыло с дозатором, зеркало на высоте, соответствующей росту ребенка. Формированию умения убирать игрушки на место поможет организация удобного игрового уголка, низкие полки для книг и игрушек.