Введение

Тенденции современного образования, ориентированные на создание благоприятных условий для всестороннего развития ребенка, оказание ему своевременной коррекционной помощи при подозрении или выявлений отклонений в развитии, обращают особое внимание специалистов на средовые факторы, которые наполняют социальным и предметным содержанием жизнедеятельность ребенка в период Детства.

Игровая среда традиционно является частью воспитательного, обучающего и коррекционного процесса, ее предназначение связано с организацией специальных ситуаций, в которых ребенок под контролем взрослого может разносторонне проявлять себя в новой ситуации, тем самым адаптируясь и раскрывая личностный и физический потенциал.

Игровая среда неоднократно исследовалась и представлена в методической литературе, посвященной организации жизни и развитию детей в дошкольных учреждениях [С.Л.Новоселова, 2021; Микляева Н.В., ВайнапельМ.Л. ,2018; Смирнова Е.О. ,Мещерякова С.Ю., Ермолова ТВ, 2004 и др.]. В коррекционной практике широкое признание получили пособия, в которых детально описаны игры по ключевым линиям развития [Катаева А.А., Стребелева Е.А., 2004; Стребелева Е.А., Мишина Г.А.,2018; Стребелева Е.А.,Закрепина,2020 и др.]. Однако, динамичность современного мира с цифровой составляющей все более требует причастности игровой среды к «удаленным», семейным формам воспитания и более глубокого просвещения родителей в вопросе адаптации игровой среды в семьях с учетом возможностей ребенка.

Как правильно подобрать игрушки, чтобы ребенок с ними играл и ожидал продолжения игры? Какая должна быть домашняя игровая среда, чтобы ему комфортно было «проживать» Детство и плавно переходить в более старший возраст, овладевать самостоятельностью?

Пособие «Организация игровой среды в обучении и воспитании детей раннего возраста с интеллектуальными нарушениями» отвечает на многие вопросы, которые задают родители специалистам –дефектологам.  Пособие состоит из двух разделов: первый посвящен организации предметно-развивающей среды в семье, а второй более подробно освещает специфику игровой среды относительно раннего возраста и процесса развития ребенка. Впервые авторы рассуждают об игровой среде как условии адаптации к нуждам ребенка; описывают возможности игрушки для разных педагогических и коррекционных целей, анализируют современные разработки игрушек с точки зрения их полезности и применимости на практике.

Авторская позиция придерживается тезиса о том, что домашняя игровая среда, это, прежде всего, личное пространство ребенка, по-разному влияющая на его психические и физические возможности: она и увлекает, и насыщает, и активизирует, а в ряде случаев, и успокаивает. Это пространство не может оставаться пустым, пока ребенок маленький, и не может перенасыщаться пока ребенок растет. Игровое пространство - это «зеркало» условий развития, оно всегда должно быть чистым, прозрачным, отражать рационально только то, что реально восполняет возрастные, познавательные и индивидуальные потребности ребенка.

Принципы рациональной организации игровой среды, сенсорно и предметно насыщенной и требования к игрушкам для детей раннего возраста -  с этим, в первую очередь, авторы знакомят родителей. В качестве просвещения представлена информация о многофункциональных особенностях и полезных качествах игрового материала, о тактике выбора игрушек на современном рынке, что крайне важно при создании игровой среды для профилактики рисков когнитивных нарушений, предупреждения вторичных отклонений в развитии, воспитания у ребенка самостоятельности.

Для полноты информации об игрушках и приемах их использования в домашнем воспитании авторы поясняют на примерах, как можно обыгрывать ситуацию, чтобы увлекать и одновременно развивать ребенка, а в некоторых случаях и корректировать его возможности.

Учитывая многостороннюю информацию об игровой среде, разнообразие игрушек и игрового материала, которое предлагается на выбор родителям, авторы пособия использовали некоторые сведения о современном рынке игрушек из открытых источников (из интернета) и проанализировали их свойства и назначение, исходя из запросов родителей и приоритетного наличия в домашних условиях.