Зачем нужна коммуникация?

Человек – социальное существо, и общение – пожалуй, единственная деятельность, которой каждый человек занимается в течение всей своей жизни, как правило, с первых до последних ее дней. Разумеется, коммуникативная деятельность развивается и меняется в процессе жизни и взаимодействия с другими людьми, человек осваивает новые формы, стили, правила общения, приобретает опыт общения в соответствии с новыми социальными ролями в новых социальных группах.

Но первая и, несомненно, самая важная социальная группа – это семья, в которой ребенок приобретает базовые навыки общения. В семье ребенок понимает смысл общения, учится подавать коммуникативные сигналы и отвечать на них, учится высказываться и слушать, проявлять инициативу и предоставлять инициативу партнеру по общению, осваивает средства общения (язык и невербальные средства), получает представление о различных темах для содержательного общения и многое другое.

Что же такое коммуникация и общение?

Для того, чтобы разобраться в понятиях, рассмотрим функции общения, то есть, для чего оно нужно и как люди им пользуются.

Традиционно выделяют пять функций общения [9, 14].

  • Первая очевидная функция – это передача и получение информации. Обмен информацией происходит в жизни постоянно, причем информация может быть разного уровня сложности и значимости. Например, ответ на вопрос «Который час?» тоже является примером информирования.
  • Вторая функция – это выражение отношения (к собеседнику, к самой ситуации общения, к каким-либо другим ситуациям и событиям, происходящим в настоящее время, произошедшим ранее или ожидаемым в будущем. Выражение отношения может иметь как вербальную, так и невербальную форму (мимика, телодвижения, интонации). Понятно, что маленький ребенок, как правило выражает свое отношение в контексте сиюминутных ситуаций и часто пользуется невербальными средствами общения, например, может легко заплакать, но также легко меняет свое коммуникативное поведение, если меняется ситуация.
  • Следующая функция общения - влияние на собеседника – также может осуществляться в разной форме – просьбы, указания, вопроса, убеждения. В случае с детьми это может быть и невербальное влияние, истерика, например, которая может случаться достаточно часто, если ребенок не владеет другими средствами выражения желания или протеста.
  • Четверная функция - поддержание контакта с другими людьми. Находиться в контакте с другими, особенно близкими людьми необходимо нам для ощущения психологического благополучия, чувства общности. Поэтому мы иногда без особого повода звоним или пишем сообщения нашим друзьям и родственникам, а ребенок ищет контакта с родителями – прижимается к ним, дотрагивается, улыбается.
  • И еще одна функция – это достижение договоренности, взаимопонимания, для которых необходимо, чтобы каждый из участников диалога мог делиться информацией, выражать отношение и влиять на ситуацию.