Предисловие

Методическое пособие предназначено для родителей, чьи дети имеют выраженные сенсорные и двигательные нарушения в структуре тяжелых множественных нарушений развития (ТМНР). Оно посвящено одному из важных аспектов комплексного психолого-педагогического сопровождения  детей с сочетанными нарушениями развития - вопросу организации содержательного общения с детьми, которым на данном этапе  развития не доступно речевое общение.

Зрение и слух – два ведущих анализатора, с помощью которых человек получает основной объем информации об окружающем мире. Кроме того, зрительный и слуховой анализаторы – это каналы, по которым можно получать информацию дистанционно, то есть, когда источник информации находится на некотором отдалении. Нарушения зрения и слуха в значительной мере препятствуют восприятию информации из окружающего мира, в том числе от человека к человеку. Незрячий ребенок не видит улыбку матери, мимику, движения, выражающие различные эмоции и состояния, считывание которых является важнейшим навыком социального взаимодействия. Неслышащий ребенок не учится распознавать интонации голоса, не осваивает спонтанно речь, «выпадает» из взаимодействия, чуть отвернувшись от лица партнера по общению. Слепоглухой ребенок вообще может не знать, что мама или другой значимый взрослый находится рядом, если не дотрагивается до него.

Двигательные нарушения также ограничивают возможности взаимодействия с окружающим миром. В плане освоения физического пространства свободное движение, манипуляции с предметами играют важнейшую роль. В общении с людьми двигательные нарушения могут приводить к затруднениям формирования жестикуляции, мимики, артикуляции.

В сочетании сенсорные и двигательные нарушения как бы блокируют обмен информацией между партнерами по общению в двух направлениях – сенсорные нарушения затрудняют ее получение, двигательные – ее продукцию.

Группа детей с ТМНР крайне разнородна, поскольку нарушения развития, в том числе сенсорные и двигательные,  могут быть представлены в вариативных сочетаниях и с различной степенью выраженности. Формирование навыков общения, как и всех прочих навыков, может происходить с очень разной скоростью, поэтому описанные в пособии коммуникативные задачи могут быть актуальны для детей разного возраста.

Тем не менее, какими бы сложными ни казались эти задачи, родителям при поддержке специалистов приходится искать решения, позволяющие налаживать эффективное и позитивное взаимодействие с ребенком с ТМНР и улучшающие качество жизни ребенка и всей семьи.

В настоящем пособии вы сможете познакомиться с основными функциями коммуникации, что важно для понимания целей, к которым нам нужно стремиться в общении с ребенком. Вы узнаете о некоторых особенностях общения в детском возрасте и увидите, что закономерности его развития у «здоровых» детей и детей с ТМНР одни и те же. Вы найдете описание различных средств неречевого общения, их соотношений с речевыми средствами, а также советы по их подбору и особенностям применения. В последнем разделе пособия вы познакомитесь с кратким списком рекомендаций по организации эффективного и содержательного общения с детьми, имеющими сенсорные и двигательные нарушения.