3.2. Путеводитель по выбору специальной литературы в области предупреждения и преодоления нарушений чтения и письма

В данном параграфе представлены основные направления работы, которые входят в работу по профилактике и коррекции выделенных видов ошибок. Ниже представлена таблица, в которой содержится список пособий. Эти пособия могут быть полезны родителям при отборе заданий для занятий с детьми. Этот список является открытым, то есть перечень литературы гораздо шире, вы можете выбрать и другие пособия. Мы указали и некоторые компьютерные игры, но просим Вас учитывать ограничения времени, чтобы сберечь зрение Ваших детей. Для каждого указанного источника в таблице отмечен раздел (1-4), которому соответствует основное содержание указанного пособия/онлайн-платформы:

1 раздел – Профилактика и коррекция ошибок чтения и/или письма, обусловленных недоразвитием устной речи:

  • Основные направления работы при фонетико-фонематическом недоразвитии (наряду с коррекцией звукопроизношения): развитие фонематического восприятия (различения звуков); формирование и развитие навыков языкового анализа и синтеза.
  • Основные направления работы при общем недоразвитии речи (наряду с коррекцией звукопроизношения): развитие фонематического восприятия, формирование навыков языкового анализа и синтеза, развитие словарного запаса, формирование правильного грамматического строя речи, формирования и развития связной речи.

2 раздел – Профилактика и коррекция ошибок чтения и/или письма, обусловленных несформированностью оптико-пространственных представлений.

  • Основные направления работы для развития зрительных представлений: развитие способности к опознанию изображений, в том числе черно-белых, контурных, схематических и сравнение их с реальными изображениями; воссоздание целого из частей, узнавание и достраивание неполного изображения, опознание «зашумленных», «наложенных» изображений, закрепление зрительного образа букв. Для развития пространственных представлений: уточнение представлений о схеме собственного тела, развитие ориентировки в окружающем пространстве, развитие ориентировки на плоскости листа, развитие ориентировки в пространственных признаках изображений и букв, развитие понимания и употребления грамматических или логических конструкций с пространственным значением (к-от, за-перед, выше-ниже, дальше-ближе и т.д.).

3 раздел - Профилактика и коррекция ошибок чтения и/или письма, обусловленных несформированностью произвольной деятельности (слабостью программирования, регуляции и контроля деятельности и поведения).

  • Основные направления работы: развитие способности к переключению, планированию действий в уме, задания по развитию серийной организации движений и, в частности, графических движений, формирование алгоритмов самоконтроля письма и чтения.

4 раздел - Профилактика и коррекция ошибок письма, обусловленных моторными проблемами ребенка.

  • Основные направления работы: развитие и совершенствование мелкой моторики, серийной организации движений, уточнение и автоматизация двигательной программы начертания букв.

 

Источник 1 2 3 4
Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Школа внимания. Методика развития и коррекции внимания у дошкольников М.: В. Секачев, 2014.

Пылаева Н.М., Ахутина Т.В. Учимся видеть и называть. Развитие зрительно-вербальных функций у дошкольников. Рабочая тетрадь и Методическое руководство. — М.: В. Секачев, 2014. 42 и 24 с.

+

 

 

+

 

 

 

+

+

 

 

 

Величенкова О.А., Русецкая М.Н. Логопедическая работа по преодолению нарушений чтения и письма у младших школьников. — М.: Национальный книжный центр, 2015. + CD. + +
Иншакова О. Б. Развитие и коррекция графомоторных навыков у детей 5–7 лет. Часть 1. Формирование зрительно-предметного гнозиса и зрительно-моторной координации/Часть 2. Формирование элементарного графического навыка. — М., 2003. + + +
Филичева Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практическое пособие / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – 5-е изд.. – Москва : АЙРИС ПРЕСС, 2008. +
Корнев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей: учебно-методическое пособие. – СПб.: ИД «МиМ», 1997 – 286 с. + + +
Костромина С.Н. Учиться на пятерки по русскому языку. Как? – 3-е изд., испр. и доп. – М.: АСТ, СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК 2008. – 224 с. + + + +
Лалаева Р.И. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников: Учебно-методическое пособие / Р.И. Лалаева, Л.В. Венедиктова. – СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2003. – 224 с. + +
Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждения ошибок чтения и письма у детей: Из опыта работы: Учебное пособие. Санкт-Петербург: Стройлеспечать, 1996. — 64 с. + +
Парамонова Л.Г. Как подготовить ребенка к школе. – СПб.: «Дельта», М.: «Издательство АСТ», 1997. – 348 с. + + +
Парамонова Л.Г. Говори и пиши правильно. – СПб.: «Дельта», 1996. – 384 с. + +
Садовникова И.Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма. Пособие для логопедов, учителей, психологов дошкольных учреждений и школ различных типов. - М.: АРКТИ, 2005. — 400 с. + +
Ястребова А.В. Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок: комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. – М.: АРКТИ, 2007. – 360 с. (Коррекционная педагогика). + +
Компьютерные игры «Мерсибо» + + +
Компьютерные игры «SLOGY» + + +

 

Желаем успехов!