Понятие «умственная отсталость»
В клинико–нозологическом аспекте "умственная отсталость" рассматривается как сложный симптомокомплекс развития, проявляемый с первого года жизни. Завершенную форму "умственная отсталость" приобретает к 3-м – 4-м годам жизни (Г.Е.Сухарева и др.).
В МКБ-10 «умственная отсталость» представлена с точки зрения ее выраженности: легкая, умеренная, тяжелая, глубокая, что отражает качество жизни и адаптационные возможности (МКБ – 10). С клинических позиций одной из причин «умственной отсталости» является органическое поражение центральной нервной системы (ЦНС), обусловливающей разное сочетание дефицитарности психических функций и психическое недоразвитие в целом. С педагогической позиции правомерно рассматривать и социальные условия воспитания, как важный фактор, влияющий на проявления индивидуальных особенностей умственного развития детей с первых месяцев жизни до подросткового возраста.
Обученного и необученного умственно отсталого ребенка можно различать по социальной динамике становления личностного развития: положительному отношению к окружающей действительности и к труду людей, готовности к сотрудничеству со сверстниками.
Педагогический контекст специфических особенностей развития при "умственной отсталости" проявляется, прежде всего, в качестве социальной жизни детей. Перенос усвоенного опыта и динамика изменяющихся способов социального взаимодействия с окружением отражают умственные возможности ребенка - проявление самостоятельности в разных бытовых и коммуникативных ситуациях, выстраивание доброжелательных отношений с окружением, использование познавательных умений для осмысления и планирования собственных действий.
Однако, при «умственной отсталости» потенциал развития нередко ограничен, что наблюдается в социальной и бытовой активности, трудностях поиска решения бытовой задачи, использования практических способов социальной адаптации и коммуникативной интеграции в среду сверстников. Особенно страдают познавательная деятельность и, во многих случаях, эмоциональная сфера (эмоции мало дифференцированы, неустойчивы, нет оттенков переживаний), становление системных функций речи. Отмечается запаздывание доречевых (невербальных) компонентов речи, трудности усвоения речевых средств и всех ее видов (импрессивной и экспрессивной, устной, письменной, внутренней). Страдает мотивация и речевая активность, ориентировка и целеполагание в ситуациях общения.
В этом смысле, понятие "умственная отсталость" отражает наблюдаемые процессы в контексте их педагогической, а не клинической сущности.