ГЛАВА 2. Развитие восприятия и воспроизведения устной речи у обучающихся с нарушениями слуха в системе основного общего образования при реализации АООП ООО (варианты 1.2 и 2.2)

2.1 Задачи и основные направления коррекционно-развивающей работы с обучающимися с нарушениями слуха на обязательных специальных занятиях «Развитие восприятия и воспроизведения устной речи»

При реализации АООП ООО (варианты 1.2 и 2.2) важное значение придается развитию у обучающихся с нарушениями слуха устной речи, в том числе, ее восприятия и воспроизведения. Предусмотрено, что развитие восприятия и воспроизведения устной речи у обучающихся осуществляется в ходе всего образовательно-коррекционного процесса – в учебной и внеурочной деятельности, а также на специальных занятиях по Программе коррекционной работы.

Одним из основных научно -методических положений, реализуемых в процессе обучения и воспитания обучающихся с нарушениями слуха на основе АООП ООО (варианты 1.2 и 2.2) является создание в образовательной организации слухоречевой среды (Рау Ф.Ф., Слезина Н.Ф., 1981, Багрова И.Г., 1990, Кузьмичева Е.П., 1991, Королевская Т.К., Пфафенродт, 2004, Кузьмичева Е.П., Яхнина Е.З., 2011 и др.).

В условиях слухоречевой среды осуществляется систематическое целенаправленное развитие у обучающихся словесной речи (устной и письменной), навыков устной коммуникации, методически обоснованное применения разных форм речи с учетом особых образовательных потребностей обучающихся, их индивидуальных особенностей, в том числе уровня речевого развития.

Предусматривается систематическое пользование обучающимися с нарушениями слуха индивидуальными средствами слухопротезирования, применение на уроках, и, при необходимости, во внеурочной деятельности звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования (стационарной или беспроводной, например. FM-системой) с учетом медицинских и сурдопедагогических рекомендаций.

В процессе учебной и внеурочной деятельности у обучающихся целенаправленно совершенствуются навыки слухозрительного восприятия устной речи и достаточно внятного и естественного произношения, систематически проводятся упражнения по развитию речевого слуха, прежде всего, тематической и терминологической лексики учебных предметов, а также лексики, связанной с организацией деятельности обучающихся. Планируемый речевой материал для специальной отработки восприятия на слух и достаточно внятного и естественного воспроизведения отражается в календарных и ежедневных планах каждого урока и внеурочных занятиях, проектируется на основе индивидуально – дифференцированного подхода, учитывающего слухоречевое развитие каждого обучающегося. Учитывается, что предъявление обучающимся речевого материала на слух и проведение работы над его внятным и достаточно естественным воспроизведением (при реализации произносительных возможностей) осуществляется на этапах урока / занятия, связанных с организационным моментом, повторением и закреплением учебного материала; работа в данном направлении мотивирована ходом урока /занятия, занимает не более 5 - 7 минут. На каждом уроке и занятиях воспитателя, связанных с подготовкой домашних заданий, проводятся фонетические зарядки (не более 3-5 минут) с целью дать установку на правильное воспроизведение определенного речевого материала, знакомого обучающимся и необходимого на данном занятии, закрепить произносительные навыки обучающихся, предупредить распад неустойчивых произносительных умений. При планировании и проведении работы по развитию восприятия и воспроизведения устной речи в разных формах образовательно - коррекционного процесса предусматривается систематическое взаимодействие учителей-предметников, учителя-дефектолога (сурдопедагога), воспитателя и др. (Рау Ф.Ф., Слезина Н.Ф., 1981, Багрова И.Г., 1990, Кузьмичева Е.П., 1991, Королевская Т.К., Пфафенродт, 2004, Кузьмичева Е.П., Яхнина Е.З., 2011 и др.).

В соответствии с Программой коррекционной работы (далее - ПКР) при реализации АООП ООО (варианты 1.2 и 2.2) в учебный план введены обязательные специальные занятия «Развитие восприятия и воспроизведения устной речи».

Задачи данных занятий с глухими обучающимися, получающими образование на основе АООП ООО (вариант 1.2), включают развитие (при использовании индивидуальных слуховых аппаратов) слухозрительного восприятия устной речи, речевого слуха, внятного, членораздельного и достаточно естественного произношения, самоконтроля произносительной стороны речи, личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий, способствующих овладению и использованию обучающимися устной речи в процессе коммуникации в учебной и внеурочной деятельности, качественному образованию.

При определении направлений коррекционно - развивающей работы с глухими обучающимися учитывается, что на уровне основного общего образования реализуется третий период развития восприятия устной речи: приоритетным направлением работы является развитие слухозрительного восприятия (с помощью индивидуальных слуховых аппаратов) текстов монологического и диалогического характера, а также распознавания[1] фраз, слов и словосочетаний, опознавания новых фраз (слов и словосочетаний) в сочетании с уже отработанными. При этом продолжается целенаправленная работа по развитию речевого слуха – восприятия коротких монологических высказываний (преимущественно правил, теорем и др.), распознвания на слух речевого материала, его опознаванию в сочетании с отработанными ранее, различения и опознавания на слух близких по звучанию слов, а также отдельных элементов слова при исправлении произносительных и грамматических ошибок (Кузьмичева Е.П., 1991, Кузьмичева Е.П., Яхнина Е.З., 2011).

Важное значение придается обучению восприятию речевого материала в разных условиях: в относительной тишине в помещении и на фоне естественного шума; на фоне различных городских, природных и бытовых шумов, разговора, негромкого звучания музыки и др. (в аудиозаписи); при предъявлении учителем учебного материала в разном темпе - в нормальном и умеренно – быстром, а также при включении в работу разных дикторов[2] (реализуются естественные условия коммуникации и используется видеозапись); при естественном расположении коммуникантов относительно друг друга в процессе диалогов и полилогов, т.е. в полупрофиль к обучающемуся, воспринимающему диалог (полилог).

При проектировании задач и содержания занятий «Развитие восприятия и воспроизведения устной речи» с глухими обучающимися, получающими образование по рекомендации ПМПК на основе АООП ООО (вариант 2.2), учитывается, что контингент детей неоднороден, включает:

глухих обучающихся, получивших начальное общее образование по рекомендации ПМПК на основе АООП НОО (вариант 2.2);

глухих обучающихся, получивших начальное общее образование на основе АООП НОО (вариант 1.1) при значительных трудностях в достижении планируемых результатов;

глухих обучающихся, получивших начальное общее образование на основе АООП НОО (вариант 1.2) и достигших значительных успехов в общем и речевом развитии, в том числе, в овладении устной коммуникацией, которым ПМПК рекомендовано обучение на основе АООП ООО (вариант 2.2).

Проектирование занятий с данным контингентом глухих обучающихся осуществляется на основе представленных выше направлений работы с учетом уровня их общего и речевого развития, фактического состояния слухозрительного восприятия устной речи, речевого слуха, произносительной стороны речи, индивидуальных особенностей.

Задачи специальных занятий «Развитие восприятия и воспроизведения устной речи» со слабослышащими обучающимися, получающими образование на основе АООП ООО (вариант 2.2) включают: развитие речевого слуха (при использовании индивидуальных слуховых аппаратов и без применения индивидуальных слуховых аппаратов), слухозрительного восприятия устной речи (при использовании индивидуальных слуховых аппаратов), внятного, членораздельного и естественного произношения (при использовании индивидуальных слуховых аппаратов), личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий, способствующих овладению и активному использованию обучающимися устной речи, качественному образованию.

Приоритетным направлением является развитие у слабсолышащих обучающихся речевого слуха (при пользовании обучающимися индивидуальными слуховыми аппаратами) – восприятия текстов монологического и диалогического характера, распознавания  на слух отдельных фраз, слов и словосочетаний (в том числе, близких по звучанию, отличающихся несколькими звуками или одним звуком - гласным или согласным, в разных частях слова, а также  слов с разными предлогами), опознавание новых фраз, слов и словосочетаний в сочетании со знакомыми по звучанию. Обучающиеся упражняются в восприятии на слух (при пользовании обучающимися индивидуальными слуховыми аппаратами) речевого материала в разных условиях, в том числе при предъявлении учителем голосом разговорной громкости (при увеличении расстояния с учетом индивидуальных возможностей обучающихся) и шепотом (с учетом индивидуальных возможностей обучающихся, в том числе при увеличении расстояния), а также в разном темпе - в нормальном и умеренно – быстром, при относительной тишине в помещении, на фоне городских, природных и бытовых шумов, разговора, звучания музыки и др. (в аудиозаписи); при предъявлении разными дикторами в естественных условиях коммуникации, а также в аудиозаписи, по телефону. При коррекции произносительных и грамматических ошибок они воспринимают на слух (при пользовании обучающимися индивидуальными слуховыми аппаратами) отдельные элементы слова. Продолжается работа по развитию речевого слуха без слуховых аппаратов (с учетом состояния слуха и уровня развития речевого слуха каждого обучающегося) - распознавания речевого материала (фраз, слов и словосочетаний) при предъявлении учителем голосом разговорной громкости и шепотом в условиях бинаурального восприятия учеником и восприятии на каждое ухо при маскировке звука с противоположной стороны, в том числе при увеличении расстояния; опознавания нового речевого материала в сочетании со знакомым по звучанию. У старшеклассников целенаправленно развивается также слухозрительное восприятие (при пользовании индивидуальными слуховыми аппаратами)  - текстов монологического и диалогического характера, отдельных фраз, слов и словосочетаний, в разных условиях, включая аналогичные тем, которые использовались при развитии речевого слуха, а также при применении видеоматериалов, при естественном расположении коммуникантов в процессе диалога или полилога относительно друг друга, т.е. в полупрофиль к обучающемуся, воспринимающему диалог (полилог).

Важным направлением коррекционно - развивающей работы со всеми категориями обучающихся с нарушениями слуха является развитие внятной, членораздельной и достаточно естественной речи (при пользовании индивидуальными слуховыми аппаратами).  Не зависимо от состояния слуха к обучающимся предъявляется требования к воспроизведению отработанного речевого материала в учебной и внеурочной деятельности, в том числе в спонтанной речи (сначала под контролем учителя, а затем самостоятельно), внятно и достаточно естественно, в нормальном темпе, реализуя произносительные возможности, в том числе при правильном, пользовании речевым дыханием, нормальном звучании голоса с необходимыми модуляциями по силе (с учётом расстояния от собеседника, требований соблюдения тишины и др.), соблюдении звуковой и ритмической структуры речи, орфоэпических норм. При этом глухие обучающиеся, по возможности, овладевают модуляциями голоса по высоте при сохранении нормального тембра, воспроизведением мелодического контура фраз; для слабослышащих обучающихся эти требования являются обязательными. Работа над техникой чтения на уроках предметной области «Филология» также предполагает реализацию обучающимися сформированных произносительных возможностей.

При выявлении нарушений в произносительной стороне речи планируется и проводится индивидуально ориентированная работа по коррекции и закреплению нормального звучания голоса, элементов звуковой и ритмико - интонационной структуры речи (с учетом особенностей овладения произношением каждым обучающимся). На занятиях продолжается целенаправленное развитие самоконтроля произносительной стороны речи. Обучающиеся кратко словесно определяют известные им приемы самоконтроля и самостоятельно выполняют упражнения, контролируя произношение тех или иных элементов речи. Они оценивают собственные речевые действия и, при необходимости, вносят соответствующие коррективы в их выполнение.

В процессе развития восприятия и воспроизведения устной речи у обучающихся с нарушениями слуха используется речевой материал по темам, способствующими развитию их жизненных компетенций, воспитанию и социализации. Назовем некоторые из них: «Моя страна (мой город и др.)», «Новости в стране (за рубежом, в городе, школе и др.)», «Общаемся в школе (дома, в  транспорте, в поликлинике, в театре и др.), «Я и мои друзья (моя семья)», «Здоровый образ жизни», «Отдых, развлечения», «Мировая художественная культура», «Природа и человек», «Человек в городе», «Жизнь без опасностей», «Великие открытия», «Настоящий друг», «Отношения в семье», «Вежливость», «Права и обязанности граждан», «Права и обязанности лиц с нарушениями слуха», «Деловые документы» и др.

На каждом занятии используется речевой материал по теме «Изучаем школьные предметы», включающий тематическую и терминологическую лексику общеобразовательных дисциплин, а также лексику по организации учебной деятельности, знакомую и понятную обучающимся, необходимую для достижения планируемых результатов учебных предметов, которая планируется совместно с учителями - предметниками.

Речевой материал, используемый на занятиях, планируется с учетом принципов знакомости и необходимости обучающимся для устной коммуникации в учебной и внеурочной деятельности; речевой материал для работы над произношением отбирается также с учетом фонетического принципа. В процессе развития речевого слуха у слабослышащих обучающихся постепенно включается в работу и речевой материал, незнакомый по значению.

В процессе обучения используются адаптированные и неадаптированные тексты монологического характера, а также диалоги и полилоги разговорного, научного, официально-делового, публицистического и художественного стилей разных функционально-смысловых типов – повествование, рассуждение, описание - бытовое, пейзажное, портретное, а также короткие монологических высказывания и микродиалоги. Предусматривается последовательное усложнение стилей речи с учетом их использования в учебной и внеурочной деятельности, в том числе в типичных социокультурных ситуациях коммуникации подростков, постепенное увеличение объема текстов, расширение лексического состава и усложнение грамматической структуры фраз, что подробно рассмотрено ниже, в связи с проектированием рабочих программ. При разработке микродиалогов учитывается, что сначала используются тексты с предсказуемой логико-структурной схемой, затем -  с непредсказуемой; сначала те, которые включают вопросно - ответные единства, выясняющие определенный элемент мысли с побуждением назвать его, основные формулы речевого этикета, затем более сложные - содержащие реплики различного характера, в том числе вопрос – ответ, сообщение – встречное сообщение, согласие - несогласие, повествование – его распространение.

На занятиях у обучающихся последовательно и целенаправленно развиваются личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия (далее – УУД).

Развитие личностных УУД предполагает:

включение в систему собственных жизненных ценностей овладение устной речью, навыками устной коммуникации (при пользовании индивидуальными слуховыми аппаратами);

устойчивая мотивация качественного овладения словесной речью, в том числе устной;

понимание значения пользования индивидуальными слуховыми аппаратами (с учетом медицинских и сурдопедагогических рекомендаций) для получения образования, социальной адаптации;

готовность к поиску информации, в том числе при использовании ИКТ, о средствах и способах слухопротезирования, ассистивных технологиях, способствующих улучшению качества жизни лиц с нарушениями слуха;

развитие у обучающихся социально значимых личностных качеств при использовании учебного материала по темам, предусмотренным на данных занятиях;

формирование готовности к расширению социальных контактов при использовании в качестве средства общения устной речи;

готовность ставить цели и строить жизненные планы, включая выбор профессии, с учетом уровня овладения устной речью.

Развитие регулятивных УУД направлено на развитие у обучающихся готовности:

к принятию и достижению цели и задач занятий;

к рефлексии процесса овладения устной речью, пониманию причин успеха или неуспеха в овладении устной речью, к конструктивным действиям в ситуации неуспеха;

к оцениванию речевых действий (собственных и одноклассников и др.), к осуществлению самоконтроля произношения.

Развитие познавательных УУД предполагает:

вероятностное прогнозирование речевой информации с опорой на речевой и внеречевой контекст при затруднении в восприятии устной речи;

самостоятельное пользование специализированными компьютерными программами и визуальными приборами; применение учебной информации, способствующей достижению поставленных задач, в том числе, профилями артикуляции звуков и др.;

применение различных способов поиска информации (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет) в соответствии с задачами занятий;

презентация результатов учебно-проектной деятельности в устных выступлениях.

Развитие коммуникативных УУД предполагает:

реализация сформированных умений восприятия и воспроизведения устной речи при коммуникации в процессе учебной и внеурочной деятельности;

использование в процессе устной коммуникации естественных невербальных средств (выражения лица, позы, пластики), способствующих достижению понимания речи друг друга собеседниками;

естественные коммуникативно-речевые реакции при восприятии (слухозрительно или на слух) фраз (при восприятии заданий – их выполнение, сопровождая речевыми комментариями, при восприятии вопросов – сразу формулирование речевых ответов, повторение сообщений);

выражение мыслей, чувств и потребностей в логичных, грамотных и внятных (понятных окружающим) устных высказываниях в соответствии с коммуникативной задачей, в том числе  по предложенной теме (прочитанному тексту, по иллюстрации, серии иллюстраций и др.)

участие в обсуждении темы (события, поступков и др.) с высказыванием собственного аргументированного мнения с опорой на жизненный опыт, события и поступки героев литературных произведений и др., а также с приведением цитат из воспринятого /прочитанного текста;

критичное отношение к собственному мнению;

толерантное отношение к мнению собеседников, стремление достичь взаимопонимание, обеспечить продуктивное взаимодействие, сотрудничество;

понимание смысла воспринятого текста; ответы на вопросы, пересказ текста (полно и кратко); участие в диалоге (полилоге) по содержанию текста с высказыванием аргументированного мнения;

при подготовке к устным сообщениям самостоятельное составление плана (выделение основных по смыслу фраз, слов и словосочетаний и др.), подготовка  компьютерной презентации;

выражение в устных высказываниях непонимания при затруднении в восприятии речевой информации, самостоятельное уточнение информации у собеседника с помощью вопросов.

Контингент кохлеарно имплантированных обучающихся (далее – обучающиеся с КИ), которым ПМПК рекомендуется обучение на основе АООП ООО (вариант 2.2), неоднороден, включает:

  • обучающихся с КИ, получивших по рекомендации ПМПК начальное общее образование на основе АООП НОО (вариант 2.2) и демонстрирующих готовность к получению основного общего образования на основе АООП ООО (вариант2.2);
  • обучающихся с КИ, получивших по рекомендации ПМПК начальное общее образование на основе АООП НОО (вариант 2.1), но испытывавших значительные трудности в достижении планируемых результатов, демонстрирующих готовность к качественному образованию на основе АООП ООО (вариант 2.2);
  • обучающихся с КИ, операция которым и этап комплексного медико-психолого-педагогического сопровождения, запускающий реабилитацию, проведены в конце обучения на уровне начального общего образования; эти дети представляют неоднородный контингент, могут демонстрировать готовность к получению образования на основе АООП ООО - варианты 1.1 или 2.2, в зависимости от результатов начального общего образования (по рекомендации ПМПК они могли получать начальное образование на основе АООП  - варианты 1.1, 1.2 или 2.2, с учетом общего и слухоречевого развития, индивидуальных особенностей), реального сближения или перспектив дальнейшего сближения развития обучающихся с нормативно развивающимися сверстниками, достижения ими естественного развития коммуникации и речи на новой сенсорной основе, а также фактического состояния владения устной коммуникацией.

Психолого - педагогическим консилиумом образовательной организации при проектировании индивидуального плана коррекционной работы каждого обучающиеся с КИ учитывается время проведения операции, сформированные способности естественного развития коммуникации и речи на новой сенсорной основе, фактический уровень восприятия и воспроизведения устной речи, навыков устной коммуникации, эффективность функционирования речевого процессора, а также при использовании кохлерного импланта и с противоположной стороны индивидуального слухового аппарата, эффективность данного способа бинаурального слухопротезирования, достигнутые результаты образования, индивидуальные особенности общего и слухоречевого развития. Принимается во внимание ранее возникшее отставание от слабослышащих сверстников, в том числе в общем и речевом развитии, достигнутые результаты образования; особые образовательные потребности, обнаруживающиеся в процессе основного общего образования; необходимость специальной работы по их преодолению; особенности взаимодействия с окружающими детьми и взрослыми; понимание обучающимся с КИ своих возможностей и ограничений, способность их учета в процессе общения в учебной и внеурочной деятельности (Дети с кохлеарными имплантами / под ред. под ред. О.И. Кукушкиной, Е.Л. Гончаровой 2017).

Рабочие программы занятий «Развитие восприятия и воспроизведения устной речи» имеют индивидуально ориентированную направленность, учитывающую особенности каждого обучающегося с КИ.

Направления работы по развитию восприятия и воспроизведения устной речи у обучающихся с КИ с учетом их индивидуальных особенностей могут включать:

развитие речевого слуха: восприятия на слух речевого материала (текстов монологического и диалогического характера, а также фраз, слов, словосочетаний[3]), предъявляемых учителем голосом разговорной громкости, в разных условиях, в том числе при постепенном увеличении расстояния, на фоне различных шумов окружающего мира, разговора, музыки и др.; восприятия на слух фраз, слов, словосочетаний, произносимых учителем шепотом (при постепенном увеличении расстояния); восприятие на слух речи разных дикторов в естественных условиях и в аудиозаписи;  восприятие на слух близких по звучанию слов, отличающихся несколькими звуками (например, заяц - палец); одним гласным звуком (например, лужа – лыжи) или согласным звуком (например, бочка – почка, мишка – миска, жил –шил, сабля – цапля, коза – коса, лук - люк) при постепенно увеличивающемся выборе; распознавание на слух определенных звуков в слове, места звука в слове (в начале, в середине, в конце), наличия заданного звука в слове; восприятие слов, отличающихся морфемами (окончаниями, приставками, суффиксами) изолированно, в словосочетаниях и фразах; восприятие на слух слов с разными предлогами изолированно, в словосочетаниях и фразах; восприятие отдельных частей слова при работе над произношением и при коррекции грамматической структуры речи.

развитие произносительной стороны речи: закрепление произносительных умений (с учетом состояния произносительной стороны речи каждого обучающегося) - нормального звучания голоса и его модуляций по силе и высоте; дифференцированного воспроизведения родственных по артикуляции гласных и согласных звуков, слитного произнесения сочетаний согласных звуков в одном слове и на стыке слов; произнесения слов слитно, в нормальном темпе, выделяя ударение, соблюдая звуковой состав, орфоэпические нормы; произнесение фраз внятно и естественно, реализуя произносительные возможности, выделяя логическое и синтагматические ударения во фразе, соблюдая мелодическую структуру фраз;  применение знаний об орфоэпических правилах при произнесении отработанного речевого материала и при чтении новых слов; развитие самоконтроля произносительной стороны речи, краткое словесное определение используемых приемов самоконтроля; самостоятельное оценивание собственных речевых действий, внесение соответствующих коррективов в их выполнение; при необходимости, осуществляется коррекция нарушений произношения; обучающиеся побуждаются к реализации сформированных произносительных умений в самостоятельных устных высказываниях и при чтении.

На основе АООП ООО (вариант 2.2) могут получать образование также позднооглохшие обучающиеся, протезированные индивидуальными слуховыми аппаратами. Отметим. что при медицинских показаниях к кохлеарной имплантации, а также при желании пациентов и их родителей (законных представителей), оглохшим людям сразу, без промедления, проводится операция, что способствует при целенаправленном комплексном медико-психолого-педагогическом сопровождении сохранению и дальнейшему развитию устной речи, навыков устной коммуникации. Если оглохшие обучающиеся и их родители (законные представители) принимают решение сохранить статус обучающегося как оглохшего и протезировать его индивидуальными слуховыми аппаратами, сразу после установления диагноза по слуху проводиться целенаправленная работа сурдопедагогом по восстановлению устной коммуникации; только после этого в зависимости от достигнутых результатов определяется образовательный маршрут обучающегося  - обучение на основе варианта 1.1 или 2.2 АООП ООО.  В образовательной организации продолжается индивидуально ориентированная работа по развитию восприятия устной речи у оглохших обучающихся, предупреждению распада произносительных умений (Э.В. Миронова, 2000).

На обязательных специальных занятиях «Развитие восприятия и воспроизведения устной речи» в коррекционно-развивающей работе с обучающимся с нарушениями слуха всех категорий – глухими, слабослышащими и позднооглохшими, пользующимися индивидуальными слуховыми аппаратами, и кохлеарно импантированными обучающимися, в едином педагогическом процессе объединяется коррекционно-развивающая работа, направленная на реализацию задач развития восприятия устной речи, ее воспроизведения, развития универсальных учебных действий, способствующих успешному достижению цели и задач данных занятий, планируемых результатов основного общего образования в целом.

[1] Здесь и далее: распознавание, различение и опознавание (слухозрительно/на слух) речевого материала (фраз, слов и словосочетаний) – термины условные, используется при характеристике системы работы по развитию восприятия устной речи у обучающихся с нарушениями слуха ; смысл терминов и методика работы раскрыты в ряде методических пособий для учителя  (Багрова И.Г., 1990, Кузьмичева Е.П., 1991, и др.).

 

[2] Здесь и далее: развитие восприятия речи разных дикторов осуществляется при привлечении на основе временного расписания (на несколько занятий) учителей, которые не ведут занятия «Развитие восприятия и воспроизведения устной речи» с обучающимся;  в большинстве случаев, учителя, ведущие занятия Развитие восприятия и воспроизведения устной речи» на несколько занятий «обмениваются» обучающимися при совместном планировании занятий.

[3] На занятиях используется речевой материал по примерным темам, рекомендованным для слабослышащих обучающихся