1.3. Организация контроля знаний обучающихся с нарушениями слуха по дисциплине «Развитие речи»

В процессе уроков развития речи проводится ряд оценочных процедур, каждая из которых имеет своё назначение. В их числе следующие:

– стартовая (входная) диагностика;

– текущая диагностика;

– тематическая диагностика;

– рубежная диагностика;

– промежуточная диагностика.

Охарактеризуем каждый вид диагностических мероприятий применительно к урокам развития речи, реализуемым на уровне ООО в соответствии с ПАООП (варианты 1.2, 2.2).

Стартовая (входная) диагностика

Диагностические мероприятия этого вида реализуются в начале учебного года, целесообразнее всего проводить их на 2-ой учебной неделе, чтобы у обучающихся была возможность адаптироваться к образовательно-коррекционному процессу после продолжительных каникул, повторить ранее изученный материал.

Стартовая диагностика обеспечивает возможность установить готовность обучающихся с нарушениями слуха к освоению программного материала на предстоящем году обучения; на основе полученных результатов уточнить содержание образовательно-коррекционной работы, определить арсенал методических приёмов и средств психолого-педагогического воздействия, ориентированных на преодоление нарушений устной и письменной речи и её совершенствование.

На 1-ом году обучения школьников с нарушениями слуха на уровне ООО (в 5 классе) содержание стартовой диагностики и процедура её проведения определяется администрацией образовательной организации. Определение содержания осуществляется с учётом требований, предъявляемых к результатам речевого развития школьников на уровне НОО.

Стартовая диагностика, организуемая на начальном этапе освоения обучающимися с нарушениями слуха ООО, представляет собой своеобразную «точку отсчёта», в соответствии с которой производится последующая оценка динамики образовательных достижений каждого ученика.

Начиная с 6 класса, учитель самостоятельно организует стартовую диагностику и определяет её содержание, которое предварительно утверждается на методическом объединении и заместителем директора образовательной организации.

Целесообразнее всего проводить стартовую диагностику в виде самостоятельной письменной работы обучающихся. Темы и виды деятельности стартовых контрольных работ, распределяемые по годам обучения (на примере варианта 1.2 ПАООП ООО и варианта 2.2, ПАООП ООО во II отделении), могут быть следующими:

5 класс – подробное изложение текста «Прутики багульника» (по Ю.Я. Яковлеву) с письменной формулировкой ответов на вопросы по его содержанию;

6 класс – подробное изложение текста «Необычная дружба» (из журнала «Юный натуралист» с опорой на заданный план из серии простых предложений;

7 класс – контрольная работа, включающая 2 задания на материале текста Н. Носова «Дневник Коли Синицына. 11 июля»: запись диалога героев в виде монолога, письменное формулирование ответов на вопросы по содержанию прочитанного;

8 класс – сжатое изложение текста «Купание медвежат» (по В. Бианки) с выполнением творческого и репродуктивного задания: запись (придумывание) продолжения рассказа, письменное формулирование ответов на вопросы по тексту;

9 класс – подробное изложение текста (по В. Карасевой) с выполнением репродуктивного задания: письменное формулирование ответов на вопросы по тексту;

10 класс – подробное изложение текста «Коста» (по Ю.Я. Яковлеву) с выполнением творческого задания: продуцированием рассуждения в процессе формулировки ответа на вопрос «Какого человека можно назвать добрым?».

В связи с тем, что обучающимся 9–10 классов для репродукции предлагаются объёмные тексты и работа предусматривает выполнение задания, подробное изложение можно заменить сжатым.

Представим полное содержание стартовой контрольной работы на примере 9 класса (при реализации образовательного процесса по варианту 1.2 и 2.2 во II отделении).

Обучающимся предлагается познакомиться с содержанием текста «Хлебные крошки» (по В. Карасевой). Данный текст подвергнут адаптации – с учётом особых образовательных потребностей обучающихся с нарушениями слуха.

Содержание текста является следующим.

В магазине было холодно и очень темно. Продавщица отпускала хлеб по карточкам жителям блокадного Ленинграда.

С одной стороны прилавка тянулась очередь. Люди подходили, протягивали карточки и получали кусочек хлеба, маленький, но тяжёлый и влажный, потому что муки в нём было совсем мало, а больше воды и хлопкового жмыха.

У другой стороны прилавка кучкой столпились дети. У них были худые, измождённые лица. Шубки не облегали ребят, а висели на них, как на палочках. Головы их поверх шапок были закутаны тёплыми платками и шарфами. Ноги в бурках и валенках, и только на руках не было варежек: руки были заняты делом.

Как только у продавщицы, разрезавшей буханку, падала на прилавок хлебная крошка, чей-нибудь тоненький озябший палец торопливо, но аккуратно поддевал крошку и бережно нёс её в рот. Два пальца на прилавке не встречались: ребята соблюдали очередь.

Продавщица не покрикивала на детей, не выгоняла. Она молча делала своё дело: отпускала людям их блокадный паёк. Люди брали хлеб и отходили. А кучка ленинградских ребят тихо стояла у другой стороны прилавка, и каждый терпеливо ждал своей крошки.

Обучающимся предлагается прочитать текст: вслух (глухим обучающимся), шёпотом или с использованием приёма «жужжащего чтения» (слабослышащим, позднооглохшим и КИ обучающимся). Далее организуется ориентировочная беседа по поводу содержания прочитанного. Для этого могут быть использованы следующие вопросы:

– о ком этот рассказ?

– где и в какое время происходит событие (город, исторический период, время года, место действия)?

– что делает продавщица?

– сколько очередей в магазине, кто находится в этих очередях?

– как ведут себя взрослые, получающие паёк?

– как ведут себя дети, как к ним относятся продавщица и окружающие люди?

– как выглядят дети, как они одеты? Как можно описать всех детей-героев рассказа?

– почему детей на выгоняют из магазина?

– какие чувства вызывает этот рассказ?

– к чему мы можем относиться с осуждением, прочитав этот рассказ?

По ходу проведения ориентировочной беседы реализуется словарная работа. Осуществляется разъяснение слов (словосочетаний, частей предложений), семантика которых обучающимся недостаточно ясна либо неизвестна и может быть истолкована неверно. Например, «отпускала хлеб», «блокадный Ленинград», «хлопковый жмых», «бурки», «покрикивала», «буханка», «паёк». Фиксируется внимание обучающихся на грамматическом оформлении отдельных словосочетаний и предложений. Проведение словарной работы осуществляется разными способами, в т.ч. посредством:

– демонстрации (имитации) действия. Например, «отпускала хлеб»;

– демонстрации предметной или сюжетной картинки. Например, «хлопковый жмых», «буханка» «бурки», «блокадный Ленинград»;

– выяснения семантики слова по словарю. Например, «паёк»;

– выделения корневой части слова и подбора к лексической единице однокоренных слов. Например, «покрикивала» (корень – крик) – крик, кричать, крикливый, крикун, крикливо, крикливый.

Далее обучающимся предлагается ещё раз прочитать текст, изложить его (полно или сжато – по усмотрению учителя), а затем письменно выполнить задания репродуктивного характера, ответить на вопросы:

– о каком времени сообщается в рассказе?

– каков коллективный портрет детей?

Результаты стартовой диагностики обсуждаются с учителем-дефектологом (сурдопедагогом) и учитываются им при проектировании и реализации занятий по Программе коррекционной работы – по развитию восприятия и воспроизведения устной речи.

При оценивании изложений за основу берутся следующие критерии:

– последовательная передача главного и второстепенного, в логике исходного (заданного) текста; раскрытие содержания микротем и темы в целом (информативность);

– адекватное выражение (с использованием соответствующих языковых средств) временных зависимостей и причинно-следственных связей;

– оперирование средствами межфразовой части (использование вводных конструкций, слов-связок (как только, а и др.), однородных членов предложения и иных лингвистических средств);

– адекватное лексико-грамматическое и стилистическое оформление репродуцируемого текста.

По результатам стартовой диагностики выставляется отметка, имеющая балльное выражение (по традиционной шкале):

«отлично»: отклонения от темы, фактические ошибки отсутствуют; репродукция текста осуществлена с использованием разнообразных языковых средств; изложение содержания является свободным, отмечается использование лексической и синтаксической синонимии, в связи с чем полученный речевой продукт не идентичен исходному (не допускается заучивание текста наизусть). В изложенном тексте могут иметь место следующие недочёты: не более 2 речевых недочётов в языковом оформлении текста; не более 1 орфографической и не более 2 пунктуационных либо грамматических ошибок (не более 3 ошибок в целом);

«хорошо»: содержание текста передано в достаточной мере полно (обеспечено раскрытие темы) и логично; фактических ошибок не зафиксировано. Использованы однообразные языковые средства, но полученный речевой продукт не идентичен исходному, обучающийся владеет лексической и синтаксической синонимией; наблюдается фрагментарность изложения отдельных микротем. В изложенном тексте отмечаются 4–5 ошибок (орфографических и/или пунктуационных и/или грамматических и/или речевых);

«удовлетворительно»: репродуцированный текст достоверен в главном, но имеют место отдельные фактические неточности. Логика изложения не нарушена; информативность речевого продукта является низкой. Словарь беден, синтаксические конструкции однообразны; средства межфразовой связи не сформированы (сформированы частично). Текст не идентичен исходному. В изложенном тексте отмечаются 6–7 ошибок (орфографических и/или пунктуационных и/или грамматических и/или речевых);

«неудовлетворительно»: излагаемый текст не соответствует теме частично или полностью, имеются фактические ошибки. Логика изложения нарушена. Количество допущенных ошибок в совокупности (орфографических, пунктуационных, грамматических) составляет 8 и более.

Текущая диагностика

Текущая диагностика осуществляется фактически на каждом уроке развития речи – в связи с освоением школьниками тем, представленных в календарно-тематическом плане. Она реализуется в форме устных опросов, пересказов, письменных изложений разного вида. Объектом текущей оценки являются тематические планируемые результаты, которые фиксируются в рабочей программе учебной дисциплины «Развитие речи».

Текущее оценивание, осуществляемое учителем на уроках развития речи, может быть двух типов:

– формирующее оценивание. Оно ориентировано на поддержку и направление усилий обучающихся с нарушениями слуха на решение учебно-познавательных и учебно-практических задач, диктуемых спецификой уроков развития речи;

– диагностическое оценивание. Оно имеет иное (по сравнению с формирующим оцениванием) назначение – выявить степень осознанности освоения обучающимися программного материала по развитию речи, готовность школьников с нарушениями слуха использовать приобретённые умения и навыки как в образовательном процессе, так и в ходе повседневной жизненной практики.

Текущую оценку важно осуществлять не только учителю. Следует привлекать к этой деятельности самих обучающихся, практиковать само- и взаимооценку.

Для осуществления текущей оценки на уроках развития речи могут организовываться разнообразные виды деятельности: устные опросы, изложения и сочинения (разного вида), творческие работы и др.

Результаты, полученные в процессе текущей оценки, обеспечивают возможность индивидуализировать образовательно-коррекционный процесс, определились (уточнить, конкретизировать) содержание специальных курсов, реализуемых в рамках внеурочной деятельности по Программе коррекционной работы.

Тематическая диагностика

Этот вид диагностики представляет собой процедуру оценки уровня достижения тематических результатов дисциплины «Развитие речи». С этой целью может быть составлена интегрированная по содержанию контрольная работа в соответствии с теми тематическими разделами, которые включены в программу по данному курсу (см. таблицу 2). Например, в конце каждой четверти предусматривается проверка восприятия на слух и воспроизведения тематической и терминологической лексики учебной дисциплины, а также лексики по организации учебной деятельности. Планирование такой проверки осуществляется учителем развития речи совместно с сурдопедагогом, который ведёт коррекционные занятия «Развитие восприятия и воспроизведения устной речи».

Например, по окончании 1 четверти в 7 классе (на основе АООП ООО, варианты 1.2 и 2.2, отделение II) и в 6 классе (на основе АООП ООО, вариант 2.2, отделение I) речевой материал, подлежащий проверке, может быть следующим: алгебра, геометрия, диалог, информатика, картина, мастерство, описание, пейзаж, повествование, полотно, расписание, рассказ, сообщение, стихотворение, сюжет, текст, физика, художник, четверостишье, школьные предметы.

В процессе проверки данные слова предъявляются обучающемуся вразброс.

Рубежная диагностика

Диагностика данного вида предстаёт в качестве интегрированного варианта тематического контроля и промежуточной аттестации. Контрольные работы, имеющие статус рубежных, проводятся по окончании 1, 2, 3 учебных четвертей.

Примерные темы и виды деятельности рубежных контрольных работ, распределяемые по годам обучения (на примере варианта 1.2 ПАООП ООО и варианта 2.2, ПАООП ООО во II отделении), отражены в таблице 8.

Таблица 8 – Примерное содержание рубежных контрольных работ, их распределение по классам и учебным четвертям

Класс Четверть Тема контрольной работы
5 1 Письменное изложение текста по тематическому разделу «Я и мои друзья (моя семья)».
2 Сочинение (рассказ-описание) по репродукции картины З. Серебряковой «Катя в голубом у ёлки» - по тематическому разделу «Любимые праздники».
3 Сочинение (рассказ-описание) на основе рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро» по тематическому разделу «Природа и человек».
6 1 Сочинение с элементами рассуждения по тематическому разделу «Дружба и настоящий друг».
2 Сочинение по репродукции картины Н.П. Крымова «Зимний вечер» по тематическому разделу «Мировая художественная культура».
3 Изложение текста «Щит Москвы» (по З. Пастуховой) по тематическому разделу «Моя страна (моя малая родина)».
7 1 Сочинение (рассказ-описание) по репродукции картины И.А. Попова «Первый снег» – по тематическому разделу «Мировая художественная культура».
2 Сочинение (портретное описание) по репродукции картины В.И. Хабарова «Портрет Милы» – по тематическому разделу «Мировая художественная культура».
3 Письменное сжатое изложение текста «Этажи леса» (по М. Пришвину) по тематическому разделу «Природа и человек».
8 1 Письменное изложение текста «На родине Ломоносова» (по В. Пескову) по тематическому разделу «Человек в обществе».
2 Письменный описательный рассказ с опорой на художественную фотографию / серию фотографий «Дом – жилище человека: русская изба» – по тематическому разделу «Мировая художественная культура».
3 Сочинение (рассказ-описание) по репродукции картины В.А. Серова «Девочка с персиками» – по тематическому разделу «Мировая художественная культура».
9 1 Сочинение (рассказ-описание) по репродукции картины В.М. Васнецова «Богатыри» – по тематическому разделу «Мировая художественная культура».
2 Краткое изложение текста «Ночью на мокрые деревья упал снег» (по Е. Носову) – по тематическому разделу «Природа и человек».
3 Сочинение на тему «Любовь к родной стране начинается с любви к природе» – по тематическому разделу «Природа и человек».
10 1 Изложение текста с творческим заданием по фрагменту рассказа Г.А. Скребицкого «Аистята» – по тематическому разделу «Природа и человек».
2 Сочинение на тему «Не профессия выбирает человека, а человек – профессию» – по тематическому разделу «Человек в обществе».
3 Сочинение (рассказ-описание) по репродукции картины В.П. Фельдмана «Родина» – по тематическому разделу «Мировая художественная культура».

 

Продолжительность рубежной контрольной работы не должна превышать 45 минут.

Промежуточная диагностика

Реализация промежуточной аттестации в соответствии со спецификой специального учебного предмета «Развитие речи» осуществляется в конце каждого учебного года.

Основное требование, предъявляемой к диагностике данного вида, – соотнесённость содержания контрольной работы с программным материалом, освоенным школьниками с нарушениями слуха в ходе изучения названной дисциплины.

Промежуточная диагностика представляет собой самостоятельную письменную работу обучающихся (изложение), выполняемую ими в течение 45 минут. Темы и виды деятельности промежуточных контрольных работ, распределённые по годам обучения (на примере варианта 1.2 ПАООП ООО и варианта 2.2, ПАООП ООО во II отделении), могут быть следующими:

5 класс – контрольное изложение текста «Муравейник» (по И. Никитину) по тематическому разделу «Природа и человек»;

6 класс – контрольное изложение текста «История Каштанки»» (по В. Дурову) по тематическому разделу «Любимые фильмы и книги»;

7 класс – контрольное изложение текста «Из детства Льва Николаевича Толстого» (по Л. Толстому) по тематическому разделу «Человек в обществе»;

8 класс – контрольное изложение текста «Архив старого аиста» (по С. Гейченко) по тематическому разделу «Природа и человек»;

9 класс – контрольное изложение текста «Последний подвиг» (по А. Дорохову) по тематическому разделу «Человек в обществе»;

10 класс – контрольное изложение текста «Учитель, перед именем твоим…» (по Н. Нырову) по тематическому разделу «Человек в обществе».

При оценивании письменных работ (сочинений и изложений, письменных ответов и др.), выполняемых обучающимся в связи с организацией диагностик разного вида, проверяются следующие умения:

– логично и информативно, ясно для читателя раскрывать тему;

– адекватно осуществлять выбор языковых средств с учётом темы и поставленной задачи;

– верно извлекать (из учебных/художественных текстов, словарей и иных источников) и использовать информацию для продуцирования своего письменного высказывания;

– адекватно пользоваться этикетными формами, следовать правилам культуры речи;

– стилистически и грамматически верно оформлять высказывания, адекватно использовать лексические средства в составе продуцируемых высказываний.

В тех случаях, когда у обучающегося наряду с нарушением слуха отмечаются нарушения моторной сферы, не предусматривается снижение отметки за малоразборчивый почерк.

Итак, контрольные (диагностические) мероприятия, реализуемые в процессе уроков развития речи, обеспечивают возможность установления достижений обучающихся, а также выявления стойких ошибок, включая специфические типы ошибок, требующие устранения в процессе последующей планомерной образовательно-коррекционной работы.