2. Проектирование содержания образовательной деятельности.

Образование детей с ТМНР реализуется в соответствии содержания примерной адаптированной образовательной программы, которая утверждена Министерство Просвещения и размещена на сайте http://fgosreestr.ru/.

ПР АООП представляет собой научно-обоснованный порядок действий команды специалистов дошкольной образовательной организации. Совокупность специальных условий, технического оснащения и методов обучения обобщается в индивидуальной образовательной программе (ИПР), которая разрабатывается для каждого ребенка. Объем образовательных услуг и содержание ИПР разрабатывается исходя из актуальных психологических достижений и имеющихся потенциальных возможностях психического развития, а также учетом степени снижения функциональных возможностей анализаторов и общего состояния здоровья.

При проведении диагностики могут быть использованы как отечественные, так и западные методики. При обследовании учитываются:

- актуальные психологические достижения, которыми ребенок пользуется самостоятельно в обычной жизни в основных образовательных областях;

- показатели «зоны ближайшего развития»;

- состояние зрительного и слухового восприятия, общих и точных координированных движений;

- психологический тонус и эмоциональное состояние, индивидуальные социальные предпочтения и ограничения;

- длительность продуктивной психической активности, рекомендованный врачом режим дня и питания, объем и виды реабилитационных мероприятий [41, 45].

Консилиум специалистов анализирует и сопоставляет реальные психологические показатели «зоны ближайшего развития» ребенка с целевыми ориентирами ПР АООП, которые представлены для четырех возрастных периодов:

- формирование поисково-ориентировочной активности;

- формирование предметных действий;

-формирование предметной деятельности;

- формирование познавательной деятельности.

Содержание коррекционно-педагогической деятельности по преобразованию «зоны ближайшего развития» в актуальные психологические достижения ребенка составляет основу содержания ИПР.

Ориентировка на ведущие психологическое достижение возраста при выборе содержания образования позволяет облегчить профессиональный поиск и сконцентрировать внимание на общих психологических перспективах и онтогенетической последовательности развития, характерной для всех без исключения детей [10, 11, 23].

Индивидуальная программа развития должна содержать в себе: цель и задачи коррекционно-развивающего обучения; технические условия; формы содержательного общения взрослого с детьми; эффективные методы и приемы коррекционно-педагогического воздействия; правила организации досуга и навыков самостоятельности, интеграции в социум; содержание и методы работы с родителями с целью повышения их педагогической компетентности.

Основанное содержание программы в каждой образовательной области состоит из 70% упражнений, способствующих преобразованию «зоны ближайшего развития» в актуальные психологические достижения ребенка.

На закрепление актуального уровня психического развития направлены 20% упражнений программы. Они легки и доступны для выполнения самим ребенком. Около 10% упражнений, вводятся в индивидуальную программу для формирования у ребенка предпосылок появления психологических достижений, которыми дети обычно овладевают на данном возрастном этапе при нормальном онтогенетическом развитии. Их наличие является реализацией на практике принципа опережающего обучения, т.е. «обучения, идущего впереди развития» [12, 16]. Эти упражнения выполняются только совместно со взрослым и с помощью специальных игровых пособий.

В организационном разделе ИПР фиксируются приемы развивающего общения с ребенком на текущем возрастном этапе, перечисляются технические средства, игровые и дидактические пособия, регламентируются правила организации предметно-развивающей среды дома, режим, частота и продолжительность занятий, виды деятельности, содержание досуга ребенка в течение дня, указывается информация о датах встреч со специалистами, взаимодействие специалистов с родителями [15, 33]. Формирование гармоничных детско-родительских отношений и повышение педагогической компетентности родителей в вопросах укрепления здоровья, воспитания и обучения ребенка с ТНМР – это отдельная образовательная задача. Специалистом выделяется время на обучение родителей эффективным коррекционными методами и приемами обучения, знакомству с содержанием ИПР. В ходе домашних визитов специалисты реализуют образовательный процесс, демонстрируя родителям организацию практической деятельности ребенка, знакомя с практикой построения досуга и оптимальными формами межличностного взаимодействия [23].

Вне зависимости от варианта психического развития ребенка с ТМНР каждые 6 месяцев проводятся плановые психолого-педагогические обследования с целью контроля динамики его психического развитие, знакомства с актуальными данными о состоянии его здоровья, текущими воспитательными и социальными потребностями семьи. Выявленные данные являются основанием для модернизации содержания ИПР.

Реализация обучения детей с ТНИР в домашних условиях позволяет оптимизировать социальную ситуацию развития, обеспечить единство требований к воспитанию и обучению детей в различных образовательных средах, в том числе в семье, а также подготовить к подгрупповой и групповой форме очного обучения в образовательной организации.