1. Нормативно-правовая база образования дошкольников с ТМНР.

За последние годы разработана и утверждена весомая законодательная и нормативная база образования детей-инвалидов, в том числе детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР). Право детей с ТМНР на образование отражено в Федеральном Законе от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Согласно Закону, каждый ребенок с ограниченными возможностями здоровья с раннего возраста должен быть обеспечен специальными образовательными условиями по решению психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) и получать образование с целью своевременной социальной интеграции (часть 16 статьи 2). Заключение консилиума специалистов ПМПК является рекомендательным [5]. В нем отражается наличие у ребенка особых образовательных потребностей. Решение о форме и условиях обучения ребенка с ТМНР принимают его родители (законные представители). Они выбирают образовательную организацию, подают заявление о зачислении в нее дошкольника с ТМНР для получения образования. В заявлении указывается выбранная форма обучения ребенка с ТМНР и кратко излагаются основания принятия родителями данного решения [2].

Образование дошкольников с ТМНР реализуется согласно содержанию Примерной адаптированной основной образовательной программы (ПР АООП для детей с ТМНР). В индивидуальной программе коррекционно-педагогической помощи детям с ОВЗ отражены специальные образовательные условия, технологии и средства, методы и приемы.

Врачебная комиссия медицинской организации принимает решение об обучении ребенка по основным общеобразовательным программам на дому исходя из индивидуальных особенностей состояния здоровья. Такое же право имеют образовательные организации, вынося решение о надомной форме обучения ребенка с ТМНР на основании заключения консилиума специалистов с участием медицинского работника. Подробные разъяснения порядка выбора надомной формы обучения для детей с ОВЗ в медицинской и образовательной организации изложены в Письме Минздрава России от 14.09.2016 № 15-3/10/2-5810) [7].

Образование детей с ТМНР на дому в младенческом, раннем и дошкольном возрастах реализуется в индивидуальной форме [23]. Индивидуальное обучение реализовывает команда специалистов (учитель-дефектолог, учитель-логопед, инструктор по лечебной и адаптивной физической культуре). Обучение детей с ТМНР в ФГОС возможно по специальной индивидуальной программе развития (СИПР) [8]. Освоение способов и форм социального взаимодействия и деятельности составляют наиболее важный в раннем возрасте компонент социальной или «жизненной компетентности» [27].

Основной целью образования детей с ТМНР в раннем и дошкольном возрасте является последовательное овладение более совершенными формами познавательной деятельности, самостоятельностью и социальным поведением, постепенное расширение социального опыта и разнообразие способов социального взаимодействия.

Содержание ИПР, объем коррекционных занятий, педагогический режим определяется организацией исходя из состояния здоровья и особых образовательных потребностей обучающихся с ТМНР в соответствии с рекомендациями ПМПК и ИПРА [5].

Законодательная и нормативная база образования детей с ТМНР в РФ гарантирует доступное и качественное образование, организованное с учетом особенностей здоровья, особых образовательных потребностей и психофизических индивидуальных возможностей ребенка. Право детей на бесплатное дошкольное, начальное, среднее и начальное профессиональное образование закреплено законодательно. Отдельными нормативными документами, Указами и Приказами регламентировано создание специальных условий для обеспечения образования и социальной интеграции детей с ТМНР.