3. Организация коррекционно-развивающих занятий.

Определяющим ход психического развития детей младенческого и раннего возраста является эмоционально-положительное общение со взрослым. Ведущие виды деятельности у детей с ТМНР не соответствуют физиологическому возрасту и представляют собой более раннюю форму, появляются только в процессе целенаправленного обучения [38] и определяются в ходе психолого-педагогической диагностики [22].

Учебные или коррекционно-развивающие занятия с детьми с ТМНР проводят в первой половине дня. Вторая половина дня отводится для внеурочной и досуговой деятельности, ознакомления с окружающим на прогулке.

Образовательный процесс состоит из отдельных образовательных частей (серия индивидуальных коррекционно-развивающих и внеурочных занятий, досуговых видов деятельности), которые структурирует специалист. Он заранее составляет расписание уроков и план каждого коррекционно-развивающего занятия [14, 19, 20]. В графике занятий указываются дни, когда процесс обучения реализует специалист, а также даты, в которые коррекционно-развивающие занятия проводят родители ребенка.

Содержание коррекционно-развивающих и внеурочных занятий может быть направлено на развитие познавательной деятельности, восприятия, социально-коммуникативных и речевых умений, совершенствование физических или двигательных навыков. Отдельная образовательная часть в виде серии занятий и видов деятельности (внеурочной и досуговой) обобщает в себе содержание обучения по всем областям развития [8].

По своей направленности коррекционно-развивающее занятие может быть формирующим, закрепляющим/систематизирующим или контролирующим применение знаний, умений и навыков, что отражается в цели занятия. В ходе формирующего занятия ребенка знакомят с новым материалом, создавая условия для совершенствования психологических достижений, находящихся в «зоне ближайшего развития». Формирующее занятие реализуется в форме совместной деятельности и небольшого пассивного участия ребенка, что не превышает степень сложности его актуальных психологических достижений.

При закрепляющих или систематизирующих занятиях степень активности и самостоятельности детей с ТМНР становится выше, что позволяет применять метод обучения, показ и демонстрацию. Число закрепляющих занятий, необходимых для преобразования достижений «зоны ближайшего психического развития» в актуальные, зависит от структуры и степени тяжести нарушений в развитии, динамики или темпа усвоения нового, сложности содержания обучения.

Коррекционно-развивающее занятие любой направленности имеет определенную структуру [41]. Занятие начинается с организационного этапа, где происходит эмоциональный и тактильный контакт. Затем осуществляется мотивирующий этап, когда создаются условия, способствующие ориентировки ребенка в развивающей среде и активизации его психического тонуса, привлечения внимания и интереса к игровой ситуации и сотрудничеству со взрослым. Следующий этап основной, занимающий большую часть отведенного времени на занятие и подчинен реализации и достижению его основной цели. В ходе его между заданиями каждые 3-5 минут делают короткую сенсорную паузу, меняют позу ребенка. Итоговый этап завершает занятие, направлен на оценку степени самостоятельности ребенка при выполнении заданий, фиксируются трудности и ошибки для их устранения на следующем занятии, а также подводится итог в виде похвалы.

Важно, чтобы образовательный процесс был правильно организован, содержание занятий было доступно для ребенка с ТМНР, распределена педагогическая нагрузка. При возникновении у ребенка изменений поведения в виде потери интереса, появлении на лице гримасы страдания, возникновении плача следует завершить занятие и сделать паузу, а в последствии изменить содержание, средства, методы и форму обучения [43].