4.3.4. Образовательный маршрут 2.2. в условиях 1 класса I отделения для слабослышащих и позднооглохших
Данный образовательный маршрут адресован слабослышащим детям с легким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха, и позднооглохшим детям, сохранившим речь, но у которых, как правило, еще не восстановлена устная коммуникация. Он также может быть доступен и глухому ребенку, владеющему развернутой фразовой речью.
Остановимся на характеристике данной группы детей более подробно.
Развитие ребенка этой группы приближается к возрастным показателям, но перспектива дальнейшего сближения с ней может быть обеспечена только в условиях специального обучения в среде слабослышащих.
К моменту поступления в школу слабослышащий ребенок с тугоухостью второй и третьей степени и глухой ребенок имели длительную дошкольную подготовку – в течение 4-5 лет и более. Для позднооглохшего, потерявшего слух в 3-4 года, она могла осуществляться в течение не менее 1- 3-х лет. Для детей с легкой тугоухостью и для позднооглохших, потерявших слух в 5-6 лет, она могла и отсутствовать или проводиться в течение 1 – 2 лет.
Ребенок, как и те дети, для которых может быть эффективен образовательный маршрут 2.2. в условиях обучения в 1 классе II отделения для слабослышащих и позднооглохших, обычно не имеет выраженных дополнительных отклонений в развитии. Но они могут и быть (см. выше).
Общее развитие
Уровень общего развития у ребенка, которому рекомендуется обучение в 1 классе I отделения для слабослышащих и позднооглохших, приближается к возрастной норме или незначительно отстает от нее[1]:
- интерес к выполнению заданий устойчивый; ребенок заинтересован в результате, который в основном соответствует заданному взрослым образцу.
- ребенок с большинством заданий, рассчитанных на нормально развивающихся детей 7-го года жизни, справляется самостоятельно не только на невербальном, но и на вербальном уровне; в отдельных случаях нуждается в помощи;
- допущенные ошибки, как правило, замечает и исправляет их самостоятельно или после направляющей помощи взрослого.
Владение социально-бытовыми умениями
Ребенок, как правило, владеет социально-бытовыми умениями в соответствии с его возрастом. Он самостоятелен в быту и не нуждается в помощи в осуществлении гигиенических навыков, режимных моментов, в ориентировке в знакомом пространстве, в случае затруднений он самостоятельно обращается за помощью. Вместе с тем в определенных ситуациях и действиях требуется помощь взрослого. Например, при передвижении по школе и нахождении нужного помещения, при самостоятельной работе в классе чаще, чем слышащим детям будет требоваться внимание, поддержка и помощь учителя.
У ребенка, не воспитывавшегося в детском саду, социально-бытовые умения могут и отставать от возрастной нормы.
Представления об окружающем мире
У слабослышащего, глухого или позднооглохшего ребенка, потерявшего слух в 3-4 года, его представления об окружающем мире еще не соответствуют возрасту. Они часто не полны, не точны, однозначны, конкретны. При решении практических задач ребенок опирается на фрагмент вместо целого, испытывает трудности словесного описания личных впечатлений, наблюдений и действий и может прибегать к «заученным» речевым штампам.
У ребенка, оглохшего в 5-6 лет представления об окружающем мире, как правило, соответствуют возрасту, в котором потерян слух. Они могут быть достаточно целостными, полными, точными. Ребенок умеет выделять главное, существенное, опираясь при этом на личный опыт, свои впечатления, наблюдения и действия. В случаях затруднений он вступает в общение со взрослым для их разрешения. Умеет описывать свои впечатления и наблюдения.
Коммуникация и речь
У слабослышащего или глухого ребенка, которому рекомендуется обучение в 1 классе I отделения, уровень развития коммуникации и речи во многом схож. Но он отличается у позднооглохших детей. Их речь после потери слуха сохранена, но устная коммуникация на новой сенсорной основе может быть как восстановлена, так и не восстановлена.
У слабослышащего или глухого ребенка уровень развития речи еще отстает от возрастной нормы, но он уже использует речь как основное средство коммуникации со знакомыми людьми, при этом содержание коммуникации может выходить за рамки личного опыта, что отличает его от ребенка, которому рекомендовано обучение в 1 классе II отделения. Слабослышащий и глухой ребенок испытывают определенные (но уже не столь значительные) затруднения в общении словесной речью с незнакомыми детьми и взрослыми. Круг общения, его тематика и речевые средства ребенка разнообразны. Но сами речевые средства еще не соответствуют возрасту, часто встречаются аграмматизмы. Ребенок с тугоухостью или глухотой в общении понимает развернутую фразовую речь и пользуется ею, но все еще специально приспособленную к особенностям его речевого развития.
Уровень речевого развития позднооглохшего ребенка практически соответствует возрастной норме. При этом ребенок может испытывать значительные затруднения в устном общении со знакомыми и незнакомыми детьми и взрослыми, или это общение практически срывается из-за невозможности понять собеседника. Речевые средства могут как соответствовать возрасту, так и еще полностью не соответствовать ему, могут встречаться аграмматизмы. Ребенок в общении может понимать развернутую фразовую речь, но все еще специально приспособленную к особенностям ее восприятия оглохшим, но может и не понимать ее в связи с тем, что устная коммуникация после потери слуха еще не восстановлена.
У слабослышащего и глухого ребенка, как и у позднооглохшего, у которого устная коммуникация уже восстановлена, еще недостаточно сформировано внимание к пониманию чужой речи и к восприятию собственной речи собеседником.
Направленность на понимание чужой речи у него еще не достаточная:
- в одних случаях ребенок активно отвечает на каждое устное обращение соответствующими действиями; при непонимании говорит: «Я не понимаю», побуждает говорящего к изменению высказывания, перефразированию, старается понять, уточняет непонятое, переспрашивает;
- в других – ребенок реагирует на устное сообщение, говорит, когда не понимает, но не побуждает говорящего к изменению высказывания, чтобы оно было понято; позднооглохший ребенок может «уходить» от общения, начинает говорить о своём, не связанном с данным диалогом.
Недостаточно еще и внимание к восприятию своей речи собеседником:
- далеко не всегда реализует свои произносительные возможности, но актуализирует их при его непонимании собеседником;
- не всегда следит за пониманием его собеседником.
У позднооглохшего ребенка, у которого устная коммуникация еще не восстановлена, естественно, не восстановлено внимание к пониманию чужой речи и к восприятию собственной речи собеседником. У ребенка может быть негативная реакция на речь собеседника: боязнь непонимания речи, постоянно говорит: «Я не понимаю», побуждает говорящего к изменению высказывания, перефразированию, старается понять, но коммуникация часто срывается; может уходить от любого устного общения, говоря своё, избегая вопросов к нему и сообщений.
Владение письменной речью. Для успешного овладения образовательной программой 2.2. в условиях 1 класса I отделения для слабослышащего ребенка со средней и тяжелой тугоухостью, как и для глухого чрезвычайно важны навыки владения письменной речью, а именно:
- техника аналитического чтения: уметь читать правильно и понимать как хорошо знакомые, так и незнакомые слова, фразы, тексты;
- понимание при самостоятельном прочтении:
- содержания текста, близкого его жизненному опыту и доступного ему по словарю;
- с помощью взрослого понимание небольших текстов, выходящих за рамки личного опыта;
- возможность пересказа понятого текста, с использованием типичных для 5-6-летнего слышащего ребенка речевых средств, при пересказе могут встретиться отдельные аграмматизмы.
- владение техникой письма печатными буквами.
Слабослышащий ребенок с легкой тугоухость и позднооглохший могут не уметь читать и писать, хотя владение этими навыками желательно.
Использование звукоусиливающей аппаратурой
Как правило, ребенок с тяжелой тугоухостью и глухотой умеет правильно и эффективно пользоваться звукоусиливающей аппаратурой. Индивидуальными слуховыми аппаратами он пользуется постоянно в течение всего дня, надевает и включает их самостоятельно без напоминания, но может уставать и снимать аппараты. Но слабослышащие дети с легкой и средней тугоухостью, а также позднооглохшие могут и не уметь правильно, и эффективно пользоваться звукоусиливающей аппаратурой. Ребенок может не пользоваться индивидуальными слуховыми аппаратами (при медицинских противопоказаниях к слухопротезированию, а также из-за позиции родителей), позднооглохший может отказываться от них, испытывая дискомфорт и/или не чувствуя, что они помогают ему в восприятии неречевых звучаний и речи.
Умение реагировать с индивидуальными слуховыми аппаратами в быту (дома, в различных помещениях, на улице и т.п.) на звуковые сигналы, доступные слуху ребенка, зависит от степени снижения слуха и от времени его потери. Так слабослышащий ребенок на звуки, как правило, реагирует адекватно, а глухой ребенок - далеко не всегда; при этом и тот и другой нуждаются в привлечении внимания к звуку. Позднооглохший ребенок может не реагировать на звуковые сигналы, доступные его слуху, даже при привлечении внимания к ним.
Восприятие речи и неречевых звучаний
Слабослышащий и глухой ребенок понимают необходимость постоянно смотреть на лицо говорящего, чтобы понять сказанное, но не всегда следует ей, нуждаются в напоминании. Позднооглохший ребенок может и не стараться следить за речью говорящего, может даже не смотреть не него.
На слухо-зрительной основе слабослышащий и глухой ребенок с индивидуальными слуховыми аппаратами достаточно свободно воспринимает доступную ему по содержанию и лексико-грамматическому оформлению устную речь (ребенок, которому рекомендовано обучение в 1 классе II отделения испытывает при этом значительные затруднения). Но для этого она всё же должна быть специально приспособленной к особенностям речевого развития ребенка с нарушенным слухом.
Позднооглохший ребенок испытывает затруднения при восприятии речи на слухо-зрительной, зрительно-тактильной или зрительной основе; при этом он может:
- воспринимать устную речь знакомых ему людей, которые несколько приспосабливают ее к возможностям оглохшего ребенка; при этом возможны и достаточно частые срывы;
- испытывать значительные трудности в восприятии устной речи,
- не воспринимать ее.
Возможность восприятия речи на слух с индивидуальными слуховыми аппаратами зависит от степени снижения слуха и времени его наступления.
Так, слабослышащий ребенок может воспринимать речь:
- свободно, с редкими «срывами» (на расстоянии не менее 1,5-2 м) – при легкой тугоухости,
- достаточно свободно, но с переспрашиванием, отдельными «срывами» (на расстоянии не менее 1,5-2 м) – при легкой и средней тугоухости,
- с затруднениями – при тяжелой тугоухости,
- со значительными затруднениями – при тяжелой тугоухости.
Глухой ребенок может различать и опознать на слух с индивидуальными слуховыми аппаратами хорошо знакомые слова и фразы, передает звуко-слоговую структуру не знакомых по звучанию слов, предъявляемых на расстоянии 1-1,5 м. (т.е., как правило, на бОольшем расстоянии, чем ребенок, которому рекомендовано обучение в 1 классе II отделения).
Позднооглохший ребенок с индивидуальными слуховыми аппаратами или стационарной звукоусиливающей аппаратурой может не воспринимать устную речь, но способен различать на слух разнообразный речевой материал с опорой на предметы, картинки, таблички.
Произносительная сторона речи
Устная речь детей этой группы, как правило, внятная, т.е. понятна даже незнакомым людям, не имеющим опыта общения с ребенком с нарушенным слухом. У позднооглохшего ребенка могут быть нарушения тембра, силы и высоты голоса, темпа произнесения. Речь глухого ребенка в отдельных случаях может быть всего лишь достаточно внятной (т. е. понятной близким, но не незнакомым людям).
Ребенок знает о том, что у него снижен слух и его отношение к этому может быть болезненным. Например, он старается скрыть индивидуальные слуховые аппараты, прячет их, воспринимает свою тугоухость или глухоту как тяжелый недостаток. Это препятствует его эффективному обучению среди нормально слышащих детей.
Ребенок может иметь положительный опыт социальной или образовательной интеграции со слышащими детьми, воспитываясь в группе общеразвивающей или комбинированной направленности, систематически посещая разнообразные кружки и секции. Но может и не иметь его, воспитываясь и обучаясь среди детей с нарушенным слухом. Последнее также может быть препятствием для успешного обучения среди нормально слышащих детей.
Сам ребенок, как правило, взаимодействует со слышащими детьми, но достаточно часто может испытывать психологический дискомфорт. И это также может быть препятствием для успешного обучения среди нормально слышащих детей.
В процессе обследования важно выявить желание самого ребенка и его семьи обучаться среди детей с нарушенным слухом или среди слышащих, а также возможности родителей организовать систематическую поддержку ребенка в процессе обучения.
Итак, образовательный маршрут 2.2. при обучении 1 классе I отделения для слабослышащих и позднооглохших детей может быть рекомендован слабослышащему или глухому ребенку, который имеет значительно более высокий уровень развития коммуникации и речи (включая навыки ее восприятия и воспроизведения), чем тот ребенок, которому рекомендован образовательный маршрут 2.2. в условиях 1 класса II отделения. Но уровень развития коммуникации и речи у него всё еще отстает от возрастной нормы.
Этот маршрут также может быть рекомендован позднооглохшему ребенку, который сохранил речь, но пока либо не восстановил устную коммуникацию, либо болезненно относится к потере слуха.
При этом уровень общего развития и социально-бытовые навыки этих детей приблизились к возрастной норме.
Уровень общего и речевого развития детей позволяет им справиться с ПрАООП НОО слабослышащих и позднооглохших обучающихся (вариант 2.2. при четырёхлетнем сроке обучения) в условиях 1 класса I отделения. Если кто-то из детей не справиться с данной программой, образовательный маршрут через 0,5 года – год следует изменить, и перевести ребенка на образовательный маршрут 2.2. при пятилетнем сроке обучения в условиях 1 класса II отделения.
Однако эти дети еще не готовы к постоянному совместному обучению среди слышащих сверстников даже в условиях гибкого класса: так ребенок может болезненно относиться к нарушению слуха, не иметь положительного опыта интеграции со слышащими детьми в дошкольном возрасте, быть недостаточно самостоятельным при передвижении по школе, при выполнении самостоятельной работы, у позднооглохшего ребенка может еще не быть восстановлена устная коммуникация. Кроме того, сам ребенок может быть психологически не готов к образовательной интеграции, этого может не хотеть семья, или не иметь возможности оказывать ему систематическую помощь в процессе обучения.
[1] Уровень общего развития позднооглохшего ребенка, как правило, практически соответствует возрастной норме.