4.3.3. Образовательный маршрут 2.2. в условиях 1 класса II отделения

Данный образовательный маршрут адресован слабослышащим детям с глубоким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха, и позднооглохшим детям с распадающейся речью в связи с потерей слуха в 3-4 года и недостаточной дошкольной подготовкой. Этот маршрут может быть доступен и глухому ребенку с более высоким уровнем развития коммуникации и речи, чем у детей, которым рекомендован образовательный маршрут 1.2. в условиях 1 класса для глухих.

Развитие ребенка, для которого может быть эффективно обучение в 1 классе II отделения школы для слабослышащих и позднооглохших, к началу школьного обучения еще не приблизилось к возрастной норме, но есть возможность и перспектива сближения с ней в условиях специального обучения в среде слабослышащих и позднооглохших сверстников

Дошкольная подготовка в таких случаях, как правило, осуществлялась:

  • у слабослышащих детей с тяжелой тугоухостью - в течение не менее 3-х лет, с легкой и средней тугоухостью она могла и отсутствовать;
  • у позднооглохших детей - не проводилась, или осуществлялась в течение одного года;
  • у глухих детей - в течение 4-5-ти лет.

Чаще всего дети этой группы не имеют выраженных дополнительных отклонений в развитии. Но они могут и быть (см. выше относительно глухих детей, которым рекомендован образовательный маршрут 1.2.).

Общее развитие

Уровень общего развития у ребенка, которому рекомендуется обучение в 1 классе II отделения школы для слабослышащих и позднооглохших приближается к возрастной норме:

  • интерес к выполнению заданий устойчивый; ребенок заинтересован в результате, который в основном соответствует заданному взрослым образцу.
  • ребенок с большинством заданий, рассчитанных на нормально развивающихся детей 6-7-го годов жизни, справляется самостоятельно при их предъявлении на невербальном уровне, а с частью заданий и при их вербальном (словесном) предъявлении; в отдельных случаях нуждается в помощи.
  • допущенные ошибки, как правило, замечает и исправляет их самостоятельно или после направляющей помощи взрослого.

Владение социально-бытовыми умениями

У слабослышащих детей уровень владения социально-бытовыми умениями, как правило, близок к возрастной норме или незначительно отстает от нее; они, в отличии от детей, которым рекомендовано обучение в 1 дополнительном классе, достаточно самостоятельны в быту, а если возникают затруднения они сами обращаются за помощью, но так как им часто не хватает речевых средств, дети широко используют невербальные средства коммуникации. Вместе с тем у позднооглохших детей этот уровень, как правило, не соответствует возрасту: ребенок не всегда самостоятелен и может нуждаться в помощи в осуществлении гигиенических навыков, режимных моментов, в ориентировке в знакомом пространстве. У глухих детей он должен практически соответствовать возрастной норме.

Представления об окружающем мире

 У данной группы детей представления об окружающем мире еще отстают от возрастных показателей; они аналогичны тем, которые описаны для глухих детей, которым рекомендован образовательный маршрут 1.2. в условиях 1 класса. Но при этом часть детей начинает опираться на личный опыт впечатлений, наблюдений и действий, но испытывает трудности в словесном их описании.

Коммуникация и речь

Чаще всего эта группа детей использует речь как средство коммуникации с близкими взрослыми и детьми. Но при этом:

  • слабослышащий ребенок вступает в речевую коммуникацию, как правило, лишь по требованию взрослых; вербальные средства и круг общения еще крайне ограничены;
  • у позднооглохшего ребенка речь после потери слуха распадается, устная коммуникация на новой сенсорной основе не восстановлена:
  • глухой ребенок, который готов обучаться совместно со слабослышащими, испытывает значительные затруднения в общении с незнакомыми; он достаточно активен в вербальной коммуникации со знакомыми, но круг общения, его тематика и речевые средства ограничены.

При этом все они, как правило, не следят за тем, понимает ли их речь собеседник, и не стараются быть понятыми. В общении широко используют невербальные средства: естественные жесты, выразительные позы, мимику лица, заменяя ими незнакомые слова и выражения.

Уровень развития словесной речи ребенка значительно отстает от возрастной нормы, при этом:

  • у слабослышащих детей он существенно выше, чем у тех из них, кому рекомендуется обучение по образовательному маршруту 2.2. в 1 дополнительном классе. Ребенок как минимум понимает и использует в общении короткие простые фразы, возможны аграмматизмы;
  • у позднооглохших - речь после потери слуха распадается, в ней еще сохраняются слова, словосочетания и фразы, которыми ребенок пользовался до потери слуха, хотя в них отмечаются фонетические, звуко-буквенные и грамматические нарушения. Ребенок часто негативно относится к речи окружающих: боится ее не понять, постоянно говорит: «Не понимаю» или просто «уходит» от общения, отрицательно машет головой;
  • у глухих, которым может быть рекомендован данный образовательный маршрут, уровень развития речи должен быть значительно выше того, который характерен для учащихся 1 класса для глухих. Они могут описать картинку, серию картинок, самостоятельно выложив их в правильной последовательности, могут составить рассказ о событиях своей жизни, используя в основном короткие простые предложения (часто со значительным аграмматизмом). Ребенок может ответить на вопросы и выполнить предъявленные задания по данному материалу.

 Владение письменной речью. Слабослышащий ребенок, имевший дошкольную подготовку (как и глухой, которому можно рекомендовать образовательный маршрут 2.2.):

  • владеет аналитическим чтением: может прочитать устно/ устно-дактильно и понять хорошо знакомые слова и фразы, небольшие тексты, доступные ему по содержанию и словарю;
  • понимает при самостоятельном прочтении содержание текста, близкого его жизненному опыту и доступного ему по словарю; при этом его смысл понимает, как правило, лишь после разбора текста под руководством взрослого;
  • владеет письмом печатными буквами.

Вместе с тем слабослышащий ребенок, а также позднооглохший без дошкольной подготовки, как правило, не владеют техникой аналитического чтения и письма печатными буквами.

Использование звукоусиливающей аппаратурой

Слабослышащий ребенок, как правило, умеет пользоваться звукоусиливающей аппаратурой[1] (умения глухого ребенка описаны в параграфе «Глухие дети с относительно высоким уровнем развития коммуникации и речи»).

Слабослышащий или позднооглохший ребенок, как правило, в течение всего дня пользуется индивидуальными слуховыми аппаратами, которые надевает самостоятельно, без напоминания со стороны взрослых, однако для части детей может требоваться и напоминание.  Ребенок может уставать от аппаратов и поэтому снимать их. Часть детей может не пользоваться индивидуальными слуховыми аппаратами (при медицинских противопоказаниях к слухопротезированию, а также при легкой и средней тугоухости из-за позиции родителей) или даже отказываться от них, испытывая дискомфорт и/или не чувствуя, что они помогают ему в восприятии неречевых звучаний и речи (это характерно, как правило, для позднооглохшего ребенка).

Восприятие речи и неречевых звучаний

С индивидуальными слуховыми аппаратами ребенок реагирует в быту на звуковые сигналы, доступные его слуху (дома, в различных помещениях, на улице и т.п.), но слабослышащий ребенок не всегда адекватно и часто нуждается в привлечении внимания к звуку, а позднооглохший - как правило, только после привлечения внимания к звуку.

Слабослышащий ребенок воспринимает знакомый ему по содержанию и грамматическому оформлению речевой материал как на слухо-зрительной основе, так и на слух, но с затруднениями или со значительными затруднениями.

Позднооглохший ребенок как на слухо-зрительной, зрительно-тактильной или зрительной основе, так и на слух практически устную речь не воспринимает, но может различать (в том числе и на слух) отдельные слова после целенаправленной тренировки с опорой на предметы или картинки.

Произносительная сторона речи

Слабослышащий ребенок может произносить хорошо знакомые слова и фразы правильно (точно или приближенно), а также дефектно. Его речь, как правило, является недостаточно внятной (не всегда понимаемой даже педагогом и родителями). И речь позднооглохшего ребенка может быть недостаточно внятной, хотя отдельные слова, словосочетания и фразы он может произносить также, как и до потери слуха; у ребенка могут быть нарушены тембр, сила и высота голоса, темп произнесения

 

Итак, выбор образовательного маршрута 2.2. в условиях обучения в 1 классе, (а не 1 дополнительного класса) возможен прежде всего в связи с более высоким уровнем развития коммуникации и речи у слабослышащего ребенка, имевшего дошкольную подготовку или (при ее отсутствии) с наличием легкой и средней тугоухостьи. У него отмечается, как правило, и более высокий уровень общего развития, он более самостоятелен в быту. Это позволит ему успешно усваивать ПрАООП НОО для слабослышащих и позднооглохших обучающихся (варианта 1.2. II отделения) в условиях 1 класса.

Данный маршрут может быть эффективен и для позднооглохшего ребёнка с еще имеющейся, но уже с распадающейся речью. При этом важнейшими задачами являются сохранение имеющейся у ребенка речи и восстановление устной коммуникации, но уже на новой сенсорной основе.  В этом случае он успешно сможет обучаться по ПрАООП НОО для слабослышащих и позднооглохших обучающихся. Если распад речи предотвратить не удастся, ребенок перейдет в категорию глухих детей и в дальнейшем будет обучаться по ПрАООП НОО для глухих обучающихся.

Образовательный маршрут 2.2. в условиях 1 класса II отделения для слабослышащих и позднооглохших детей (а не образовательный маршрут 1.2. в условиях 1 класса для глухих) может быть рекомендован глухому ребенку, который имеет более высокий уровень развития коммуникации и речи, а также более совершенные навыки восприятия и воспроизведения устной речи, чем ребенок, поступающий в первый класс для глухих обучающихся.

Он достаточно активен в вербальной коммуникации, хотя и испытывает значительные затруднения в общении с незнакомыми людьми (ребенок, которому рекомендуется обучение в классе для глухих детей, также вступает в коммуникацию, но в основном лишь по требованию взрослого). В речи широко использует простые фразы, но часто с аграмматизмами.

Ребенок активно использует индивидуальные слуховые аппараты, достаточно успешно на слухо-зрительной основе воспринимает устную речь, доступную ему по содержанию и лексико-грамматическому оформлению. Он не только уверенно различает и опознает на слух хорошо знакомые слова и фразы, но и передает звуко-слоговую структуру незнакомых слов. Его устная речь, как правило, достаточно внятная.

Ребенок, несмотря на глухоту, имеет тот уровень общего и слухо- речевого развития, который может позволить ему справиться с ПрАООП НОО для слабослышащих и позднооглохших обучающихся (2017, б) – вариант 2.2. в условиях 1 класса II отделения. Для реализации его потенциальных возможностей целесообразно начать школьное обучение среди слабослышащих школьников. Если он не справится с данной программой, образовательный маршрут через 0,5 года – год будет изменен, и ребенок будет переведен на образовательный маршрут 1.2. для глухих учащихся.

 

Ребенок с нарушенным слухом (глухой, слабослышащий, позднооглохший), как уже отмечалось, может иметь и значительно более высокий уровень развития коммуникации и речи, чем это характерно для детей, поступающих в 1 класс II отделения. Так он может еще отставать от возрастной нормы, но уже использовать речь как основное средство коммуникации со знакомыми людьми, пользуясь для этого развернутой фразой, но с аграмматизмами. При этом уровень его общего и речевого развития должен быть таким, чтобы позволить овладеть программой начального образования в те же сроки, что и слышащие дети – за 4 года. Такой ребенок с нарушенным слухом нуждается в иных образовательных маршрутах:

  • вариант образовательного маршрута 2.2. в условиях 1 класса I отделения для слабослышащих и позднооглохших для учащихся с легким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха
  • вариант образовательного маршрута 2.2. в условиях гибкого класса.

Выбор между этими образовательными маршрутами осуществляется с учетом ряда факторов, которые, вне зависимости от степени снижения слуха и времени его наступления, позволяют или, наоборот, затрудняют процесс совместного со слышащими детьми обучения и воспитания. К ним относятся:

  • болезненное отношение к имеющемуся у ребенка слуховому недостатку;
  • наличие или отсутствие у ребенка позитивного опыта социальной или образовательной интеграции в дошкольном возрасте;
  • самостоятельность в социально-бытовых навыках и умениях, которыми ребенок пользуется в повседневной жизни;
  • качество устной речи (ее восприятия и воспроизведения /произношения/);
  • готовность и желание ребенка к освоению программы обучения и воспитания в среде слышащих сверстников;
  • позиция родителей и др.

Опишем эти образовательные маршруты.

[1] Исключение может составить позднооглохший ребенок