4.3.5. Образовательный маршрут 2.2. в условиях гибкого класса

Гибкий класс – это новая нетрадиционная форма обучения и воспитания младших школьников с ОВЗ. Она позволяет принципиально расширить круг детей с ОВЗ, которые смогут полноценно обучаться совместно с нормально развивающимися сверстниками (Л.Е.Шевчук, 2004). Рассмотрим это на примере детей с нарушенным слухом.

В гибких классах среди слышащих детей могут обучаться 2-3 ребёнка с нарушением слуха. Эти дети по уровню общего развития близки к возрастной норме, а по уровню развития коммуникации и речи слабослышащие и глухие дети существенно отстают от нее. Вместе с тем основным средством коммуникации для них является устная речь, и они уже владеют развёрнутой фразовой речью.  У позднооглохших детей устная коммуникация еще полностью не восстановлена.

Эта форма обучения является комбинированной. На одних уроках, например, на уроках изобразительного искусства, физической культуры, технологии, ознакомления с окружающим миром, на которых уровень речевого развития детей с нарушением слуха не препятствует усвоению предмета, они обучаются наравне со слышащими сверстниками. На других уроках (уроки языкового цикла, математики) обучаются отдельно: глухие, слабослышащие, позднооглохшие и имплантированные дети из 2-3 классов одной параллели объединяются в специальный класс. Кроме того, с детьми с нарушением слуха проводятся специальные коррек­ционные занятия, фронтальные и индивидуальные. Обучение в специаль­ом гибком классе осуществляется по Примерной адаптированной основной образова­тельной программе НОО для слабослышащих и позднооглохших детей (вариант 2.2. в условиях I отделения для слабослышащих и позднооглохших детей при четырёхлетнем сроке обучения).

Подробно организация обучения детей с нарушенным слухом в условиях гибкого класса описана в пособии «Дети с нарушением слуха» (Н.Д.Шматко, О.А.Красильникова, 2019).

Остановимся на более подробной характеристике детей с нарушенным слухом, которым данная форма обучения (образовательный маршрут) может быть рекомендован.

 

Развитие такого ребенка, как и того, для которого эффективно обучение в 1 классе I-го отделения приближается к возрастной норме и перспектива его дальнейшего сближения с ней может быть обеспечена только в условиях специального обучения, но уже не только в специальном классе для слабослышащих и позднооглохших детей, а в комбинированной среде (как в среде детей с нарушенным слухом, так и в среде слышащих сверстников).

Дошкольная подготовка детей, готовых обучаться в условиях гибкого класса, осуществлялась, как правило, в течение 4-5-ти лет и более.

Эти дети, как и те, для которых может быть эффективен образовательный маршрут 2.2. в условиях первого класса I-го или II-го отделения для слабослышащих и позднооглохших, обычно не имеет выраженных дополнительных отклонений в развитии. Но они могут и быть (см. выше).

Общее развитие

У ребенка, которому рекомендуется обучение в 1 гибком классе (как и в 1 классе I-го отделения для слабослышащих и позднооглохших), уровень общего развития приближается к возрастной норме или незначительно отстает от нее: см. выше.

Владение социально-бытовыми умениями

Ребенок уже владеет социально-бытовые умения, которые соответствуют возрасту, он самостоятелен и не нуждается в помощи в осуществлении гигиенических навыков, режимных моментов, в ориентировке в знакомом пространстве, в случае затруднений он сам обращается за помощью. В этом аспекте развития ребенок, которому рекомендовано обучение в гибком классе, превосходит ребенка, для которого эффективно обучение в 1 классе I-го отделения для слабослышащих и позднооглохших, т.к. последний может быть менее самостоятельным в быту и требовать большего внимания педагога.

Представления об окружающем мире

У слабослышащего, глухого или позднооглохшего ребенка, потерявшего слух в 3-4 года[1], которому предлагается обучение в гибком классе, представления об окружающем мире еще не соответствуют возрасту: часто они еще не полны, не точны, однозначны, конкретны, при решении практических задач ребенок вместо целого может ориентироваться на его фрагмент; ему сложно вербально описывать полученные впечатления, свои наблюдения и действия, он может прибегать к «заученным» речевым штампам. Это же отмечается и у ребенка, которому рекомендуется образовательный маршрут 2.2. в условиях 1 класса I-го отделения для слабослышащих и позднооглохших.

Коммуникация и речь

Дети имеют уровень развития коммуникации и речи аналогичный тому, который должен иметь слабослышащий, позднооглохший или глухой ребенок, которому рекомендовано обучение в условиях первого класса I-го отделения (см. выше).

У слабослышащего и глухого ребенка он еще отстает от возрастной нормы, но он уже использует речь как основное средство коммуникации. При этом содержание коммуникации уже выходит за рамки личного опыта. Ребенок достаточно свободно общается со знакомыми людьми, но испытывает затруднения в общении с незнакомыми детьми и взрослыми. Он в общении понимает развернутую фразовую речь и пользуется ею, но все еще она должна быть специально приспособленной к особенностям его речевого развития.

Уровень речевого развития позднооглохшего ребенка практически соответствует возрастной норме, т.е. его речь сохранена, но при этом устная коммуникация на новой сенсорной основе полностью еще не восстановлена.  В связи с этим он испытывает значительные затруднения в устной коммуникации со знакомыми и незнакомыми детьми и взрослыми. Ребенок в общении может понимать развернутую фразовую речь, но все еще специально приспособленную к особенностям ее восприятия оглохшим.

У ребенка, как и при рекомендации образовательного маршрута в условиях I отделения для слабослышащих и позднооглохших детей, еще недостаточно сформировано внимание к пониманию чужой речи: он, как правило, достаточно активно отвечает на каждое устное обращение, но при его непонимании далеко не всегда побуждает говорящего к изменению высказывания, чтобы оно стало ему понятно. Это же относится и к восприятию речи ребенка с нарушенным слухом собеседником: не всегда следит за тем, понимают ли его.

Всё это показывает, с одной стороны, достаточно высокий уровень развития коммуникации и речи у слабослышащего и глухого ребенка[2], его постепенное приближение к возрастной норме;  а с другой – его недостаточность для того, чтобы успешно на равных обучаться совместного со слышащими детьми. Вместе с тем уровень развития коммуникации и речи позволит ребенку с нарушенным слухом успешно обучаться в условиях гибкого класса.

Владение письменной речью. Для успешного освоения образовательной программы в условиях обучения в гибком классе слабослышащий, позднооглохший и глухой ребенок должен владеть техникой аналитического чтения: прочитывать правильно и понимать хорошо знакомые и незнакомые слова, фразы, тексты, а также техникой письма печатными буквами. Он должен самостоятельно понимать содержание текста, доступного ему по словарю, как близкого его жизненному опыт, так и выходящего за его рамки, умением пересказывать понятый текст, используя типичные для пяти-шестилетнего слышащего ребенка речевые средства, при этом могут встретиться отдельные аграмматизмы.

Использование звукоусиливающей аппаратурой

Ребенок, также, как и тот, которому рекомендовано обучение в первом классе I-го отделения, умеет, как правило, правильно и эффективно пользоваться звукоусиливающей аппаратурой индивидуального и коллективного пользования и индивидуальными слуховыми аппаратами.  При этом у него обычно уже сформировано умение постоянно и адекватно реагировать на звуковые сигналы, доступные его слуху, хотя в отдельных случаях требуется привлекать внимание к звуку. Это умение важно для облегчения процесса адаптации ребенка с нарушенным слухом в школе для слышащих детей. Ребенок же, которому рекомендовано обучение в специальном классе I-го отделения для слабослышащих и позднооглохших, не всегда адекватно реагирует на звуковые сигналы, доступные его слуху, и нуждается в привлечении внимания к звуку.

Восприятие речи и неречевых звучаний

Навыки слухо-зрительного восприятия речи для того, чтобы ребенок с нарушениями слуха смог успешно обучаться не только в специальном классе, но и совместно со слышащими сверстниками, должны быть несколько выше, чем при обучении в I-ом отделении для слабослышащих и позднооглохших:

  • ребенок, если нет медицинских противопоказаний к звукоусилению, должен быть слухопротезирован,
  • у него должен быть сформирован навык постоянно смотреть на говорящего, чтобы лучше понимать сказанное, при этом данный навык еще не автоматизирован – часто приходится об этом напоминать;
  • на слухо-зрительной основе ребенок с индивидуальными слуховыми аппаратами должен достаточно свободно воспринимать доступную по содержанию и лексико-грамматическому оформлению устную речь, но для этого она всё же должна быть специально приспособленной к особенностям речевого развития ребенка с нарушенным слухом[3].

Восприятие речи на слух с индивидуальными слуховыми аппаратами зависит, как уже отмечалось, от степени снижения слуха и времени его наступления (см. выше).

Произносительная сторона речи

Ребенок, которому рекомендуется обучение вместе со слышащими в гибком классе, должен иметь более высокие произносительные навыки, чем у детей, обучающихся в специальном классе. Его устная речь должна быть внятной, чтобы она была понятной даже незнакомым людям, не имеющим опыта общения с детьми с нарушенным слухом. По отношению к речи ребенка, которому рекомендовано обучение в специальном классе вместе со слабослышащими и позднооглохшими детьми, требования не столь высоки: его речь может быть лишь достаточно внятной, т.е. понятной близким, но не всегда понятной незнакомым людям.

 

Ребенок знает о том, что у него снижен слух, но его отношение к этому не является болезненным. Это способствует его совместному со слышащими детьми обучению. Как уже отмечалось, при болезненном отношении целесообразно рекомендовать обучение среди детей с нарушенным слухом.

Ребенок должен иметь положительный опыт социальной или образовательной интеграции со слышащими детьми. В дошкольном возрасте он мог воспитываться совместно со слышащими детьми - в группе общеразвивающей или комбинированной направленности, или обучаться среди детей с нарушенным слухом в группе компенсирующей направленности, но при этом систематически посещать разнообразные кружки и секции для слышащих детей, взаимодействовать с ними во дворе, на даче и т.п. Отсутствие положительного опыта совместного со слышащими детьми воспитания может стать препятствием для успешного обучения в гибком классе.

Для того чтобы успешно обучаться вместе со слышащими, ребенок с нарушенным слухом должен уметь активно и плодотворно взаимодействовать с ними и не испытывать при этом психологического дискомфорта. Ребенок, которому рекомендовано обучение в классе с детьми с нарушенным слухом, как правило, ощущает дискомфорт в процессе общения со слышащими сверстниками.

В процессе обследования важно выявить желание самого ребенка и его семьи обучаться среди детей с нарушенным слухом или среди слышащих, а также возможности родителей организовать систематическую поддержку ребенка в процессе обучения.

 

Итак, образовательный маршрут 2.2. при обучении в гибком классе может быть рекомендован слабослышащему, позднооглохшему и глухому ребенку примерно с таким же уровнем общего и речевого развития, который имеет и ребенок, которому предлагается образовательный маршрут 2.2, но в условиях специального класса I отделения для слабослышащих и позднооглохших детей.  Уровень его общего развития и владение социально-бытовыми навыками приблизились к возрастной норме, а уровень коммуникации и речи достаточно высок (в сравнении с другими детьми с нарушенным слухом), но все еще отстает от возрастной нормы.

Ребенок, которому рекомендуется образовательный маршрут 2.2. в условиях гибкого класса, должен быть готов к совместному со слышащими детьми обучению, в отличие от того, кому рекомендовано обучение в условиях специального класса. Это проявляется, например, в том, что он не относится болезненно к нарушению у него слуховой функции, имеет положительный опыт взаимодействия со слышащими детьми в дошкольном возрасте, достаточно самостоятелен при передвижении по школе, при выполнении самостоятельной работы, психологически готов к образовательной интеграции, этого хочет и его семья, которая готова оказывать ребенку систематическую помощь в процессе обучения.

Вместе с тем этот ребенок еще не готов к полной интеграции – к обучению на равных в классе слышащих детей на всех уроках. Это обусловлено тем, что уровень развития его коммуникации и речи еще не соответствует возрасту, а у позднооглохшего ребенка еще не восстановлена полностью устная коммуникация. Поэтому предметами языкового цикла и математикой ребенок должен овладевать на основе Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы НОО для слабослышащих и позднооглохших детей (вариант 2.2. для I отделения при четырёхлетнем сроке обучения). На ее основе для учеников гибкого класса организуются индивидуальные занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи (2 часа в неделю на каждого ребенка). Также, по возможности, следует проводить фронтальные занятия по развитию слухового восприятия и техники речи (2 часа в неделю в 1 и 2 классах) и музыкально-ритмические занятия (2 часа в неделю в 1-4 классах).

В том случае, если образовательный маршрут 2.2. в условиях гибкого класса окажется неэффективным для ребенка, то через 0,5 года – год он может быть изменен на образовательный маршрут 2.2. в условиях 1 класса I-го отделения.

[1] У ребенка, оглохшего в 5-6 лет представления об окружающем мире, как правило, соответствуют возрасту, в котором потерян слух.

[2] Напомним, что у позднооглохшего ребенка речь соответствует возрастной норме, но еще не восстановлена устная коммуникация.

[3] Исключение может составить лишь позднооглохший ребенок, у которого еще не восстановлена устная коммуникация.