8 ноября на базе Института коррекционной педагогики РАО прошла II Всероссийская конференция «Актуальные проблемы современного образования детей с ОВЗ». Мероприятие проводилось по инициативе Министерства просвещения РФ.

В работе конференции, проходившей в онлайн-формате, приняли участие около 2000 человек из Российской Федерации, стран ближнего и дальнего зарубежья. Их вниманию были предоставлены более 90 выступлений ведущих дефектологов страны.

Основная цель этого масштабного мероприятия - обобщение передового опыта и обсуждение широкого круга вопросов по проблемам совершенствования системы образования и психолого-педагогической абилитации/реабилитации детей с ОВЗ и с инвалидностью, в том числе конструктивный анализ возможностей и условий реализации адаптированных основных образовательных программ (АООП) при обучении различных категорий детей с учетом их общих и специфических образовательных потребностей

В начале пленарного заседания к участникам конференции обратилась директор ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики РАО» Татьяна Александровна Соловьева. Она отметила широкий круг участников и представительность форума, высокую актуальность вопроса обеспечения качества сопровождения детей с особыми образовательными потребностями не только в вопросах получения образования, но и на иных этапах их жизни и карьеры. «От того, как мы сможем спроектировать движение к образовательным результатам, зависит возможность самоопределения такого ребенка, его самообучения и профессиональной занятости - подчеркнула Т.А. Соловьева. – И мы сегодня говорим о новых возможностях использования человеческого капитала». Родители, практики образования  с надеждой смотрят на научно-педагогическое сообщество, на те современные разработки, оценки и рекомендации, которые ученые предлагают сегодня, сказала она. Выстраивание профессионально обоснованного образовательного маршрута особого ребенка – основная задача и ученых, и педагогов, и родительского сообщества, с которым необходимо находиться в постоянном диалоге, обеспечивая его научно выверенной, корректной информацией и рекомендациями, что особенно актуально в нынешних, достаточной непростых условиях информационного общества, заявила она. Татьяна Александровна призвала научное сообщество к консолидации, ориентацию на признание первостепенного значения научного поиска, научного обоснования и самую широкую трансляцию полученных результатов.

В ходе пленарного заседания участники конференции рассмотрели вопросы, связанные с современным состоянием помощи детям с ОВЗ в учреждениях образования, здравоохранения и социальной защиты, Современное состояние помощи детям с ОВЗ в учреждениях образования, здравоохранения и социальной защиты, организации взаимодействия с родителями, вопросами подготовки кадров для обучающихся с РАС, онлайн-сопровождения детей с задержкой психомоторного развития и др.

Ключевыми спикерами выступили ведущие специалисты ФГБНУ «ИКП РАО», а также крупнейших педагогических вузов России (РГПУ, МПГУ, УрГПУ, МГПУ), Института развития образования Республики Башкортостан, Центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения» (г. Псков).

В дальнейшем работа проходила по 9 специализированным секциям. Выступавшие сконцентрировались на современных тенденциях развития образования и психолого-педагогического сопровождения обучающихся с различными нарушениями, в том числе актуальных вопросах логопедии, тифлопедагогики, образования детей с интеллектуальными нарушениями и нарушениями слуха, воспитания в системе образования детей с ОВЗ, актуальных проблемах сопровождения детей и подростков с РАС, новых решениях образования детей с НОДА, проблематике ранней помощи, перспективах образования детей с ЗПР. В частности, были рассмотрены такие темы как организация образовательного процесса на уроках технологии, ранней комплексной помощи, инклюзивный туризм, применение цифровых технологий, использование творческих проектов и игротехник, дистанционное сопровождение детей с ОВЗ и их семей, и др.

Особый интерес у участников конференции вызвали вопросы, связанные с социальной адаптацией, реабилитацией/абилитацией разных категорий детей с ОВЗ и с инвалидностью, а также практика использования современных   технологий   психолого-педагогического сопровождения   разных категорий детей с ОВЗ и с инвалидностью.