12 ноября 2021 года в Москве были подведены итоги работы IVВсероссийского съезда дефектологов. Напомним, что в нем приняло участие более 250 делегатовиз 74 регионов Российской Федерации – руководители органов исполнительной государственной власти в образовании, образовательных организаций, в том числе высших учебных заведений, руководители фондов, общественных и профессиональных объединений. Организатором съезда выступило Минпросвещения России, оператором – ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики РАО».

Программа второго дня работы съезда предусматривала проведениекруглого стола, пленарного заседания, а также торжественной части и праздничного концерта. В ходе работы круглого стола «Сохранение и развитие научно-педагогических школ в сфере коррекционной педагогики и коррекционной психологии» его участники, среди которых были ректоры ведущих педагогических вузов страны, обсудили вопросы взаимодействия и основных направлений работы по подготовке кадров, ее модернизации и проведению научных исследований в том числе с активным использованием потенциала вузовской науки.

Затем состоялось пленарное заседание, на котором выступили директор Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Лариса Павловна Фальковская и директор ФГБНУ «ИКП РАО» Татьяна Александровна Соловьева.

Говоря об итогах, достигнутых с 2015 года в сфере выстраивания непрерывной образовательной вертикали для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, а также о подготовке педагогов-дефектологов, Л.П. Фальковская отметила высокий уровень выполнения поставленных задач, подчеркнув, что сегодня условия и специфика работы учителя-дефектолога сильно изменились и требуют особой научно-методической поддержки. Она проинформировала об инициативах министерства, в том числео масштабном исследованиипо изучению и формированию портрета современного ребенка, итоги которого позволят сделать более качественным процесс оказания дефектологической помощи.

Говоря о проблемах подготовки кадров, Л.П. Фальковская отметила, что, по данным министерства, сегодня с более чем 1,2 миллиона детей с ОВЗ, работают 11 715 учителей-дефектологови 50 152 учителя-логопеда.Для нормативного обеспечения не хватает 21 856 логопедов и 26 822 дефектологов. Существующий дефицит отчасти можно восполнить за счет переподготовки и расширения целевого набора. Министерство запланировало рассмотрение этого вопроса на координационном совете Десятилетия детства в декабре 2021 года. Она также рассказала о работах, связанных с внедрением цифровой образовательной среды, обратив внимание на проводимые ИКП РАО исследования в этой сфере, а также на эффективную работу института в вопросах помощи педагогам, детям с ОВЗ и их семьям в ходе организации дистанционного обучения.

В свою очередь, Т.А. Соловьева проинформировала участников съезда о результатах первого дня работы. В частности, она отметила крайне широкий интерес к событию – онлайн-трансляцию открытия и стратегической сессии смотрело около 5000 участников из всех регионов России. Брифинг-площадки посетили около 3300 человек, а количество участников на каждой экспертной сессии составляло от 250 до 700 человек.

Говоря о ключевых вопросах, обсуждавшихся на съезде, она отметилауникальный опыт,накопленный российской дефектологической наукой. «Вместе с тем, наше время требует расширения общения и внутри дефектологического сообщества, и со всеми причастными группами – родителями, НКО, однако это общение должно строиться, опираясь на равный в плане научного изучения и обобщения уровень. Это – обязательное условие», – подчеркнула Т.А. Соловьева.

Горячее обсуждение на форуме вызвал вопрос поддержки молодых специалистов, для реализации которой также необходимо создание и развитие современных инструментов. Кроме того, большую поддержку делегатов вызвали выступления по вопросу принятия профессионального стандарта «Педагог-дефектолог», поддержки учителей-дефектологов, работающих в сельских школах, организации общественных профессиональных ассоциаций и многое другое, отметила Татьяна Александровна.

Затем модераторы брифинг-площадок проинформировали всех участников трансляции об итогах работы. Так, заведующий лабораторией образования и комплексной абилитации детей с задержкой психического развития ИКП РАО, д.психол.н. Наталия Викторовна Бабкина рассказала об обсуждавшихся на площадке вопросах и сообщила, что в ходе дискуссии от ее участников поступило более 50 предложений в резолюцию, с обобщенными и итоговыми формулировками которых она познакомила всех участников. В частности, было предложено разработать специализированный интернет-портал для учителей-дефектологов для размещения методических материалов и нормативной информации, рассмотреть вопрос о расширении содержания и объема подготовки в вузах в части включения новых курсов, провести просветительскую кампанию среди населения по пропаганде работы учителя-дефектолога, и др.

В свою очередь, директор Института специального образования и психологии, заведующий кафедрой логопедии ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», д.п.н.Оксана Георгиевна Приходькоозвучила предложения по итогам брифинг-площадки «Непрерывное профессиональное развитие учителя-дефектолога в системе высшего и дополнительного образования». Это – поддержка подготовки ФГОС высшего образования по направлению «Специальное (дефектологическое) образование (с двумя профилями подготовки)», поддержка профессионального стандарта «Педагог-дефектолог», создание для бакалавров и магистрантов гибких образовательных траекторий и вариативных форм обучения – дистанционных и смешанных, внедрение цифровых технологий и дистанционных форматов обучения в высшем и дополнительном образовании, и др.

Эксперт сессии «Дефектологическая помощь в системе комплексной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью» заведующий лабораторией технологий и средств психолого-педагогической абилитации ФГБНУ «ИКП РАО», член-корреспондент РАО, д.п.н. Светлана Борисовна Лазуренко сообщила предложения участников сессии. В частности, они поддержали инициативу Минпросвещения России по превращению коррекционных школ в ресурсные центры как главного центра объединения всей государственной помощи по всем основным направлениям – образованию, здравоохранению и соцзащите; предложили обратиться к Роспотребнадзору о необходимости дополнения утвержденного СанПиН нормами организации обучения детей с ОВЗ и с инвалидностью по результатам межведомственных исследований; предложили отнести детей с хроническими тяжелыми заболеваниям к группе детей с ОВЗ, и др.

Завершилась работа съезда торжественной церемонией награждения лучших дефектологов страны. В номинации «За личный вклад в развитие дефектологии» почетными знакамибыли награждены 5 выдающихся ученых и педагогов – доктор педагогических наук, профессор Елена Антоновна Стребелева (ИКП РАО), Любовь Ивановна Плаксина, доктор психологических наук, профессор Института детства (ФГБОУ ВО МПГУ), Галина Владимировна Никулина, доктор педагогических наук, профессор (ФГБОУ ВО РГПУ им. А.И. Герцена), Геннадий Николаевич Пенин, доктор педагогических наук, профессор (ФГБОУ ВО РГПУ им. А.И. Герцена), Ольга Александровна Красильникова, доктор педагогических наук, профессор (ФГБОУ ВО РГПУ им. А.И. Герцена), а награду «За верность профессии» получили представители45 регионов России.

Церемонии предшествовали подготовленные ИКП РАО видеосюжеты об истории развития дефектологической науки за последние 100 лет и о региональных победителях конкурса профессионального мастерства «Учитель-дефектолог – 2021».

Финальным аккордом форума стала специальная концертная программа. В ней прозвучали песни и композиции в исполнении концертного ансамбля Центрального Дома Российской Армии.

На этом IVВсероссийский съезд дефектологов завершил свою работу. Следующий, V Всероссийский съезд дефектологов состоится в 2023 году.

Видеозапись работы второго дня Съезда можно посмотреть на официальном сайте –https://sd2021.ikp-rao.ru/