Глава 3. Уровень основного общего образования

 

3.1. Обобщенные особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР на уровне основного общего образования

 

Проектирование специальных образовательных условий на уровне основного общего образования, также, как и на предыдущих уровнях, должно осуществляться в соответствии с особыми образовательными потребностями детей с ЗПР соответствующей возрастной группы. Общая характеристика и особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР на уровне основного общего образования подробно представлены в статье Н.В. Бабкиной, А.Д. Вильшанской [Бабкина, Вильшанская, 2020]. Структурируем описанные потребности в соответствии с четырьмя рассматриваемыми блоками.

Блок 1. Особая организация образовательной среды и процесса обучения

  1. Потребность в применении средств образования, способствующих сохранению и повышению психологического благополучия подростков с ЗПР;
  2. потребность в индивидуальном проектировании пространственной и временной образовательной среды и процесса обучения подростков с ЗПР, обеспечивающем:
  • профилактику наступления утомления у обучающихся с ЗПР;
  • планирование временного режима урока с учетом повышенной истощаемости и быстрой утомляемости подростка с ЗПР в процессе интеллектуальной деятельности;
  • организацию индивидуального режима урочной и внеурочной деятельности (включающей коррекционно-развивающие занятия специалистов) с учетом особенностей нейродинамики и работоспособности, сниженной произвольной регуляции у подростка с ЗПР;
  • специальную пространственную организацию внутришкольной среды, позволяющую создавать специально оборудованные зоны коррекционно-развивающей направленности для реализации АООП ООО обучающихся с ЗПР;
  • визуальную доступность средств, облегчающих восприятие и переработку информации учебного и познавательного характера (смысловые опоры, схемы, алгоритмы и т.д.);
  1. потребность в дифференцированном подходе к организации учебной деятельности с учетом особенностей функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающихся с ЗПР (замедленного темпа переработки информации, пониженного общего тонуса, склонности к аффективной дезорганизации деятельности, «органической» деконцентрации внимания и др.), позволяющем обеспечить:
  • индивидуализацию темпа учебной работы на уроке;
  • дозирование объема выполняемой на уроке учебной работы, необходимой и достаточной для усвоения АООП ООО обучающихся с ЗПР по учебному предмету;
  • улучшение запоминания и усвоения учебной информации средствами визуальной поддержки;
  1. потребность в применении специального подхода к оценке образовательных достижений (личностных, метапредметных и предметных); в использовании специального инструментария оценивания достижений и выявления трудностей усвоения адаптированной образовательной программы (академического компонента и компонента жизненной компетенции) основного общего образования, обеспечивающем:
  • системный мониторинг индивидуальных образовательных достижений и уровня психофизического развития подростка с ЗПР в динамике образовательного процесса;
  • оценку соответствия выбранного образовательного маршрута и варианта АООП ООО особым образовательным потребностям обучающегося.

Блок 2. Обеспечение коррекционно-развивающей направленности обучения

  1. Потребность в использовании специальных приемов и методов обучения с учетом индивидуально-типологических особенностей восприятия, переработки, хранения и воспроизведения учебной информации, владения навыками самостоятельной учебной деятельности обучающихся с ЗПР;
  2. потребность в адаптации и дифференцированном подходе к отбору содержания программного материала учебных предметов с учетом особых образовательных потребностей и возможностей обучающихся с ЗПР на уровне основного общего образования;
  3. потребность во включении коррекционно-развивающего компонента в процесс обучения в рамках предметных областей и внеурочной деятельности подростков с ЗПР и при формировании у них универсальных учебных действий;
  4. потребность в развитии и коррекции учебно-познавательной деятельности, приемов мыслительной деятельности в соответствии с возрастом, мыслительных операций, устной и письменной речи подростков с ЗПР;
  5. потребность в комплексном психолого-педагогическом сопровождении образовательного процесса на уровне основного общего образования, субъектами которого выступают: ребенок, родители (законные представители), педагогические работники, администрация и иные сотрудники образовательной организации, включенные в образовательный процесс.

Блок 3.  Формирование саморегуляции

  1. Потребность в целенаправленной работе по развитию осознанной саморегуляции деятельности и поведения, осознанию возникающих трудностей в учебных и коммуникативных ситуациях;
  2. потребность в специальной помощи по формированию приемов эмоциональной саморегуляции у подростков с ЗПР;
  3. потребность в специальном обучении запрашивать помощь взрослого в затруднительных социальных ситуациях;
  4. потребность в специальном сопровождении становления самостоятельной учебной деятельности подростков с ЗПР (умений поставить цель, планировать ее достижение, реализовывать поставленные задачи, контролировать ход деятельности и осуществлять корректировку действий).

Блок 4. Социальная адаптация и формирование жизненных компетенций

  1. потребность в стимулировании к использованию в повседневной жизни полученных знаний, компетенций и навыков, усвоенных в процессе обучения;
  2. потребность в побуждении к установкам на социально активную жизненную позицию и интересу к социальному миру с точки зрения личностного становления и профессионального самоопределения;
  3. потребность в расширении спектра использования коммуникативных эталонов и средств коммуникации в различных жизненных ситуациях, в помощи обучающемуся с ЗПР в осознании и присвоении социально приемлемого и одобряемого поведения, а также необходимости избирательности при установлении социальных контактов (профилактика негативного влияния, противостояние вовлечению в антисоциальную среду).

Перечисленные выше особые образовательные потребности служат основой для проектирования условий образования обучающихся с ЗПР в 5–9 классах.

 

3.2. Перечень специальных образовательных условий на уровне основного общего образования

 

3.2.1. Комплексное психолого-педагогическое сопровождение

Комплексное психолого-педагогическое сопровождение на уровне основного общего образования направлено на обеспечение успешной социальной адаптации обучающихся с ЗПР, оказание им помощи в профессиональном самоопределении и личностном становлении, предоставление комплексной психолого-педагогической помощи, способствующей преодолению или ослаблению нарушений в развитии эмоциональной, познавательной, регуляторной, личностной сфер у подростков с ЗПР, успешному освоению адаптированной основной образовательной программы основного общего образования.

Доказано, что даже при условии получения специализированной помощи в период обучения в начальной школе, подростки с ЗПР нуждаются в пролонгации коррекционной работы (Бабкина, Вильшанская, 2020; Инденбаум, Гостар, 2019).

Общими для всех детей с ЗПР являются:

  • замедленный темп и неравномерное качество становления высших психических функций, мотивационных и когнитивных составляющих познавательной деятельности;
  • трудности произвольной саморегуляции;
  • дефицит социально-перцептивных и коммуникативных способностей, который может быть сопряжен с проблемами эмоциональной регуляции.

Преемственными линиями в комплексном сопровождении на всех уровнях образования выступают работа по формированию осознанной саморегуляции познавательной деятельности, поведения и эмоциональных состояний, включая коммуникативные ситуации; развитие личностных компетенций; коррекция и развитие логических приемов мыслительной деятельности; коррекция и развитие речевых компетенций.

Таким образом, комплексное психолого-педагогическое сопровождение на уровне основного общего образования выстраивается на основе преемственности с уровнем начального общего образования: по содержанию форм – с учетом специфики возрастного периода, по направлениям коррекционной работы – с учетом особых образовательных потребностей, по содержанию – с учетом программ курсов коррекционно-развивающей области. Приоритетными направлениями становятся формирование социальной компетентности и коммуникативной культуры подростков с ЗПР, их адаптация в социуме, процессы личностного становления и профессионального самоопределения обучающихся.

С учетом возрастных особенностей подростков с ЗПР акцент делается на развитие значимых компетенций коммуникации, необходимых для интеграции в социум, процессов саморегуляции поведения и деятельности, развитие адаптивных форм реагирования в различных жизненных ситуациях с контролем эмоций. Обучающиеся с ЗПР нуждаются в специальном формировании устойчивой личностной позиции в отношении негативного воздействия микросоциальной среды, в помощи в осознании взаимосвязи общественного порядка и уклада собственной жизни, в сопровождении личностного самоопределения, в помощи в осознании своих трудностей и ограничений, в побуждении запрашивать поддержку у взрослого в затруднительных социальных ситуациях. Особое внимание должно уделяться вопросам формирования жизненных компетенций у обучающихся с ЗПР, способствующих освоению социального опыта и возможности его переноса в реальные жизненные ситуации.

Комплексное психолого-педагогическое сопровождение на уровне основного общего образования включает систему комплексной психолого-педагогической помощи, реализуемой специалистами психолого-педагогического сопровождения образовательной организации.

Ключевым условием эффективности этой помощи является квалификация специалистов сопровождения и других педагогических работников, реализующих АООП ООО ЗПР, владение ими как общими психолого-педагогическими компетенциями, так и специальными компетенциями в части образования и комплексной абилитации школьников с ЗПР на уровне основного общего образования.

Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется по отношению к трем целевым группам:

  • обучающимся;
  • педагогическим работникам и иным сотрудникам образовательной организации, включенным в образовательный процесс;
  • родителям (законным представителям) обучающихся с ЗПР.

Основными направлениями сопровождения на данном уровне образования являются:

  • обеспечение социально-психологической адаптации обучающихся с ЗПР при переходе с начального уровня образования к основному общему и в процессе взросления подростка;
  • определение особенностей развития и конкретизация особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, индивидуализация специальных образовательных условий с учетом этих потребностей на уровне основного общего образования;
  • формирование новообразований, соответствующих данному возрастному периоду (овладение самостоятельной учебной деятельностью в единстве мотивационно-смыслового и операционально-технического компонентов; направленности на самостоятельный познавательный поиск, на постановку учебных целей, на инициативу в организации учебного сотрудничества; освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий; развитие способности проектирования собственной учебной деятельности и построения жизненных планов во временнóй перспективе);
  • обеспечение профилактики формирования у обучающихся девиантных форм поведения;
  • формирование у подростков с ЗПР зрелых личностных установок, способствующих оптимальной адаптации в условиях реальной жизненной ситуации;
  • коррекция недостатков в психосоциальном развитии подростков с ЗПР;
  • оказание консультативной поддержки обучающимся с ЗПР в осознанном выборе дальнейшей профессиональной сферы деятельности и будущем профессиональном самоопределении в соответствии интересами, индивидуальными способностями и склонностями с учетом имеющихся ограничений;
  • оказание специализированной помощи на уровне основного общего образования (коррекционно-педагогической, психолого-педагогической, социально-педагогической, медицинской при необходимости);
  • оказание психологической поддержки родителям (законным представителям) обучающихся с ЗПР по вопросам взросления и социализации подростка с ЗПР;
  • организация специалистами сопровождения психолого-педагогического консультирования родителей (законных представителей), педагогов и иных сотрудников образовательной организации, включенных в образовательный процесс на уровне основного общего образования.

Основные формы психолого-педагогического сопровождения, представленные в начальной школе, сохраняются и на уровне основного общего образования. Вместе с тем происходит расширение их содержания за счет работы по:

  • развитию компетенций, необходимых для продолжения образования и профессионального самоопределения;
  • развитию и укреплению зрелых личностных установок, формированию адекватных форм утверждения самостоятельности, личностной автономии;
  • психологическому и социальному сопровождению подростка с ЗПР, направленному на его личностное становление и профилактику социально нежелательного поведения, развитие навыков соблюдения правил кибербезопасности при общении в социальных сетях.

Комплексное сопровождение обеспечивает комплексную психолого- педагогическую и при необходимости медицинскую помощь. Данная помощь, подробно описанная на уровне начального общего образования, изменяется в содержательном плане в соответствии с возрастными особенностями обучающихся с ЗПР.

Обязательной частью учебного плана при реализации АООП ООО ЗПР является коррекционно-развивающая область, включающая коррекционные курсы, которые реализуют учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, исходя из образовательных и познавательных дефицитов, которые сохраняются у обучающихся с ЗПР в основной школе (Бабкина, Вильшанская, 2020; Вильшанская, Пономарева, Скобликова, 2020). Содержание примерных рабочих программ представлено на сайте Института коррекционной педагогики РАО https://ikp-rao.ru/frc-ovz/.

 

3.2.2. Организация пространственно-временной среды

Специально организованная пространственно-временная среда создается только для тех обучающихся с ЗПР, которые продолжают испытывать стойкие трудности, обусловленные органической и функциональной недостаточностью центральной нервной системы, и может включать:

  1. оптимизацию временного режима обучения, индивидуализацию темпа работы и объема изучаемого материала с учетом работоспособности и особенностей нейродинамики подростка ЗПР;
  2. специальную организацию образовательного пространства: здровьесберегающие технологии, соблюдение требований к наглядности, визуальные ориентиры, облегчающие восприятие и усвоение учебного материала.

 

3.2.3. Специальные приемы обучения и воспитания. Адаптация системы оценивания образовательных достижений

Успешная реализация АООП ООО обучающихся с ЗПР предполагает применение в образовательном процессе специальных методов и приемов, средств обучения с учетом особенностей усвоения обучающимся с ЗПР системы знаний, умений, навыков, компетенций на уровне основного общего образования.

Педагог использует на уроках помимо общих для всех обучающихся приемов и видов учебной деятельности специфичные для данной категории обучающихся, которые обеспечивают осмысленное освоение содержания образования как в его академической части, так и в части формирования социальных (жизненных) компетенций. К ним относятся: использование «пошаговости» при предъявлении учебного материала, при решении практико-ориентированных задач и жизненных ситуаций; чередование видов деятельности, задействующих различные сенсорные системы; увеличение доли практико-ориентированного материала, связанного с жизненным опытом подростка; применение алгоритмов, дополнительной визуальной поддержки, опорных схем при решении учебно-познавательных задач и работе с учебной информацией; разносторонняя проработка учебного материала, закрепление навыков и компетенций применительно к различным жизненным ситуациям.

Для развития у обучающихся с ЗПР умения делать выводы, формирования грамотного речевого высказывания необходимо использовать опорные слова и клише. Особое внимание следует уделять обучению структурированию материала: составлению рисуночных и вербальных схем, таблиц, классификаций с обозначенными основаниями для классификации и наполнению их примерами и др. Также следует предусмотреть разнообразие и вариативность предъявления и объяснения учебного материала при трудностях восприятия и переработки информации.

Общие рекомендации по адаптации системы оценивания образовательных достижений представлены в ПАООП ООО ЗПР.