Глава 2. Уровень начального общего образования

 

2.1. Обобщенные особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР на уровне начального общего образования

 

Проектирование специальных образовательных условий на уровне начального общего образования должно осуществляться в соответствии с особыми образовательными потребностями младших школьников с ЗПР. Данные потребности представлены и описаны в современных работах по коррекционной педагогике и специальной психологи (Бабкина, 2016; Бабкина, 2017; Коробейников, Бабкина, 2017).

Особые образовательные потребности детей с ЗПР в период начального школьного обучения могут быть, в соответствии с видами деятельности, направленными на их удовлетворение, условно распределены по следующим четырем блокам.

Блок 1. Особая организация образовательной среды и процесса обучения

  1. Потребность в особой пространственной и временной организации образовательной среды и процесса обучения, обеспечивающей:
  • профилактику наступления утомления и зрительных перегрузок у детей с ЗПР младшего школьного возраста;
  • организацию индивидуального режима урочной и внеурочной деятельности (включающей коррекционно-развивающие занятия специалистов) с учетом особенностей нейродинамики и работоспособности ребенка;
  • специальную пространственную организацию внутришкольной среды и учебных помещений, позволяющую создавать специально оборудованные зоны учебной и коррекционно-развивающей направленности;
  • специальную организацию навигации для ориентировки в содержательно-смысловом пространстве в помещении класса, школы;
  • визуальную доступность средств, облегчающих восприятие и усвоение учебного материала, школьных и дисциплинарных требований, способствующих организации учебной деятельности на уровне начального общего образования;
  1. потребность в индивидуальном подходе к организации учебной работы с учетом особенностей усвоения информации и формирования навыков при ЗПР, позволяющем обеспечить:
  • индивидуализацию темпа учебной работы на уроке;
  • дозирование объема выполняемой на уроке учебной работы, необходимой и достаточной для усвоения АООП НОО обучающихся с ЗПР по учебному предмету;
  • улучшение восприятия учебной информации средствами визуальной поддержки;
  1. потребность в специальном инструментарии оценивания достижений и выявления трудностей усвоения адаптированной образовательной программы (академического компонента и компонента жизненной компетенции), обеспечивающем:
  • системный мониторинг индивидуальных образовательных достижений и уровня психофизического развития младшего школьника с ЗПР в динамике образовательного процесса;
  • оценку соответствия выбранного образовательного маршрута и варианта АООП НОО особым образовательным потребностям ребенка.

Блок 2. Обеспечение коррекционно-развивающей направленности обучения

  1. Потребность в обеспечении коррекционно-развивающей направленности обучения в рамках предметных областей и внеурочной деятельности, специальной помощи в осмыслении и упорядочивании усваиваемых на уроках знаний и умений, в формировании универсальных учебных действий;
  2. потребность в использовании специальных приемов и методов обучения с учетом индивидуально-типологических особенностей усвоения программного материала на уровне начального общего образования;
  3. потребность в развитии и коррекции познавательной деятельности, приемов мыслительной деятельности в соответствии с возрастом, мыслительных операций, устной и письменной речи;
  4. потребность в комплексном психолого-педагогическом сопровождении образовательного процесса на уровне начального общего образования, субъектами которого выступают: ребенок, родители (законные представители), педагогические работники, администрация и иные сотрудники образовательной организации, включенные в образовательный процесс.

Блок 3. Формирование саморегуляции

  1. Потребность в специальной работе по формированию способности к произвольной организации учебно-познавательной деятельности и поведения, обеспечивающей:
  • формирование умения запрашивать и использовать помощь взрослого, способности осознавать возникающие трудности;
  • целенаправленное развитие самостоятельности при решении учебных и бытовых задач;
  • формирование умения применять знания, полученные в ходе обучения, в повседневной жизни;
  1. потребность в формировании умений саморегуляции младшего школьника с ЗПР, предусматривающем:
  • формирование способности к базовым навыкам самостоятельной организации собственной деятельности, умения принимать, сохранять ее цели и следовать им в учебной деятельности (при необходимости с организующей и направляющей помощи педагога);
  • умения планировать свою деятельность в привычных учебных ситуациях в соответствии с заданными целями и контролировать ее результат (при необходимости с опорой на пошаговую инструкцию);
  • обучение ребенка распознаванию и информированию педагога о признаках ухудшения самочувствия.

Блок 4. Социальная адаптация и формирование жизненных компетенций

  1. Потребность в специальной работе по формированию сферы жизненной компетенции на уровне начального общего образования, включающей: развитие мотивационной сферы, средств коммуникации в условиях учебной деятельности и при спонтанном взаимодействии, стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру;
  2. потребность в осмыслении и усвоении адекватных форм учебного поведения, предполагающих умение следовать установленным правилам коммуникации и взаимодействия с учителем и одноклассниками; умение запрашивать и использовать помощь взрослого;
  3. потребность в усвоении коммуникативных эталонов, в организации поведения вне ситуации обучения, способствующей вовлечению ребенка во взаимодействие со сверстниками, расширению спектра коммуникативных и социально-перцептивных навыков.

Более подробно особые образовательные потребности младших школьников с ЗПР описаны Н.В. Бабкиной (Бабкина, 2016, 2017).

Перечисленные выше особые образовательные потребности служат основой для проектирования условий образования младших школьников с ЗПР.

 

2.2. Перечень специальных образовательных условий на уровне начального общего образования

 

Требования к специальным условиям образования детей с ЗПР в начальной школе в обобщенном виде представлены в примерной адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обучающихся с ЗПР (АООП НОО ЗПР) (варианты 7.1 и 7.2).

Конкретизируем эти условия и рассмотрим их отдельные составляющие в соответствии с представленными в предыдущем параграфе особыми образовательными потребностями обучающихся с ЗПР на уровне начального общего образования.

 

2.2.1. Комплексное психолого-педагогическое сопровождение

Комплексное психолого-педагогическое сопровождение на уровне начального общего образования направлено на предоставление специализированной помощи обучающимся, способствующей преодолению или ослаблению нарушений в развития эмоциональной, познавательной, регуляторной, личностной сфер ребенка с ЗПР, успешному освоению адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования.

В образовательной организации выстраивается психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса, обеспечивающее систему комплексной психолого-педагогической помощи, реализуемой специалистами психолого-педагогического сопровождения образовательной организации.

Ключевым условием эффективности этой помощи является квалификация специалистов сопровождения и других педагогических работников, реализующих АООП НОО ЗПР, владение ими как общими психолого-педагогическими компетенциями, так и специальными компетенциями в части образования и комплексной абилитации младших школьников с ЗПР.

Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется по отношению к трем целевым группам:

  • обучающимся;
  • педагогическим работникам и иным сотрудникам образовательной организации, включенным в образовательный процесс;
  • родителям (законным представителям).

Основными направлениями сопровождения на данном уровне образования являются:

  • обеспечение социально-психологической адаптации обучающихся с ЗПР при переходе с дошкольного уровня образования к начальному общему, успешного начала школьного обучения;
  • определение особенностей развития и конкретизация особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, индивидуализация специальных образовательных условий с учетом этих потребностей на уровне начального общего образования;
  • восполнение дефицитов в образовательных компетенциях дошкольного периода и готовности к началу школьного обучения;
  • формирование внутренней позиции школьника и основных предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих умение учиться (ориентироваться в задании, следовать инструкции, руководствоваться образцом, сличать с образцом свою работу, слушать и слышать, выполнять и удерживать алгоритм последовательных действий, заданный педагогом);
  • коррекция дефицитарных школьнозначимых функций, необходимых для успешного формирования учебных навыков и компетенций (графомоторных навыков, навыков пространственной ориентировки на листе бумаги, навыков соотносительного анализа, звукобуквенного анализа и др);
  • формирование новообразований, соответствующих данному возрастному периоду (мотивационных установок на получение знаний, учебного сотрудничества, произвольности и регуляции учебно-познавательной деятельности, навыков самостоятельной учебной работы);
  • формирование навыков жизненной компетенции у младших школьников с ЗПР;
  • оказание специализированной помощи (коррекционно-педагогической, психолого-педагогической, социально-педагогической, медицинской при необходимости);
  • оказание психологической поддержки родителям (законным представителям) обучающихся с ЗПР по вопросам воспитания, развития и социализации ребенка;
  • организация специалистами сопровождения психолого-педагогического консультирования родителей (законных представителей), педагогов и иных сотрудников образовательной организации, включенных в образовательный процесс.

Организация комплексного сопровождения обеспечивает преемственность между уровнями образования (дошкольным, начальным и основным) по содержанию форм с учетом специфики возрастного периода, по направлениям коррекционной работы с учетом особых образовательных потребностей, по содержанию программ курсов коррекционно-развивающей области.

Основными формами психолого-педагогического сопровождения являются:

  1. диагностика обучающихся, направленная на определение особенностей и конкретизацию особых образовательных потребностей младших школьников с ЗПР и отслеживание динамики развития в условиях проводимой коррекционной работы;
  2. консультирование педагогов и родителей (законных представителей) по различным вопросам обучения, развития, коррекции, социальной адаптации обучающихся с ЗПР;
  3. коррекционно-развивающая работа по преодолению или ослаблению нарушений развития младших школьников с ЗПР и формированию необходимых для освоения программного материала психологических и познавательных, речевых компетенций;
  4. профилактическая и просветительская работа, осуществляемые в течение всего учебного времени.

Комплексное сопровождение обеспечивает комплексную психолого- педагогическую и при необходимости медицинскую помощь:

  • коррекционно-педагогическую помощь оказывают учитель-дефектолог и учитель-логопед;
  • психолого-педагогическую помощь оказывает педагог-психолог;
  • социально-педагогическую помощь оказывает социальный педагог; также возможна организация помощи тьютора, необходимость и продолжительность которой определяется в заключении ПМПК или рекомендациях ППк образовательной организации;
  • медицинскую помощь (при необходимости, например, при состояниях декомпенсации резидуально-органических расстройств) оказывают медицинские работники – детский врач-невролог, детский врач-психиатр и др., привлекаемые по договору с организациями системы здравоохранения на основе межведомственного сетевого сотрудничества;
  • консультативная помощь родителям (законным представителям) и педагогам может быть оказана как специалистами сопровождения, так и посредством организации в школе деятельности психолого-педагогического консилиума (ППк).

Особое внимание следует уделить организации сопровождения семьи младшего школьника с ЗПР, формированию взаимодействия родителей и ребенка; поддержку и включение семьи в процесс абилитации обучающегося средствами образования и ее особую подготовку силами специалистов. Форма и содержание работы с родителями определяются степенью их готовности к сотрудничеству.

Более подробно система психологического сопровождения младших школьников с задержкой психического развития описана Н.В. Бабкиной и И.А. Коробейниковым (Бабкина, Коробейников, 2020).

Обязательной частью учебного плана при реализации АООП НОО ЗПР является коррекционно-развивающая область, включающая коррекционные курсы, которые реализуют учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог. Содержание примерных рабочих программ представлено на сайте https://fgosreestr.ru/.

 

2.2.2. Организация пространственно-временной среды

Организация пространственно-временной среды включает:

  1. оптимизацию временного режима обучения, индивидуализацию темпа работы и объема изучаемого материала с учетом работоспособности и особенностей нейродинамики ребенка с ЗПР;
  2. возможность дополнительных каникул и облегченного дня в середине учебной недели;
  3. соблюдение психогигиенических требований во время урока, включая дополнительные динамические или релаксационные паузы;
  4. использование ассистивных технологий с учетом индивидуальных особенностей ребенка с ЗПР (насадка на ручку, трафареты для удержания строки, содержательно-смысловые ориентиры, дополнительные технические средства и др.);
  5. специальную организацию образовательного пространства: зонирование учебного помещения, здровьесберегающие технологии, соблюдение требований к наглядности, визуальные ориентиры и маркировка для пространственной ориентации на уровне рабочей поверхности (лист, тетрадь, доска, парта), на уровне классного помещения и школы; размещение наглядных средств, способствующих организации учебной деятельности, облегчающих восприятие и усвоение учебного материала, школьных и дисциплинарных требований.

 

2.2.3. Специальные приемы обучения и воспитания. Адаптация системы оценивания образовательных достижений

Обязательным требованием реализации АООП НОО является использование специальных методов и приемов, средств обучения, специальных дидактических и методических материалов с учетом особых образовательных потребностей младших школьников с ЗПР.

В образовательном процессе должны учитываться специфические трудности в овладении предметными знаниями на уровне начального общего образования и в формировании сферы жизненной компетенции. Так, лучшему пониманию учебного материала способствуют доступность получаемой информации, опора на жизненный опыт ребенка с ЗПР. Материал и приводимые педагогом примеры на уроке должны быть близки к жизненному опыту ребенка, подкрепляться практическими навыками. Следует использовать преимущественно позитивные средства стимуляции учебной деятельности и поведения.

Инструкции не должны содержать малознакомых слов, они должны быть понятны, доступны, при необходимости дополнительно разъяснены. Желательно разделить инструкцию на смысловые части, указывающие на последовательность действий. Предъявление новой информации требует предельной развернутости, алгоритмизации, предписаний, определяющих порядок действий. Это может быть пошаговая памятка или визуальная подсказка, выполненная в знаково-символической форме.

Подкрепляя действия речью на первых этапах работы с алгоритмом, дети учатся речевой регуляции и контролю собственных действий, а впоследствии осуществляется переход от внешнеречевого действия к внутреннему. Работа над правилом осуществляется с опорой на алгоритм, который визуализируется и многократно повторяется ребенком

Необходимо предусматривать «пошаговость» и поэтапность при формировании учебного действия, умения, навыка. Учитывая психологические особенности обучающихся с ЗПР, целесообразно давать материал небольшими дозами, с постепенным усложнением, увеличивая количество тренировочных упражнений.

Следует усилить возможность практического оперирования предметами, а также реализации собственных действий: прохлопывание, выкладывание графических схем фишками, выполнение шагов при изучении последовательности в числовом ряду; работа с разрезной азбукой, слоговыми таблицами, абаком и пр.

Приемы должны находить отражение в АООП НОО обучающихся с ЗПР, разрабатываемой образовательной организацией, и рабочих программах учебных предметов и курсов. Более подробно специальные приемы освещены в примерных рабочих программах НОО обучающихся с ЗПР, пособиях и статьях по данной тематике (Вильшанская, 2018).

Система оценки результатов освоения образовательной программы должна строиться с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР и быть ориентированной на мониторинг индивидуальных достижений ребенка в освоении академических знаний и формировании жизненной компетенции на уровне начального общего образования.

Следует обеспечивать специальные условия проведения текущего контроля освоения АООП обучающимися с ЗПР, промежуточной и итоговой аттестации. В обобщенном виде данные условия представлены в примерных АООП НОО и боле подробно раскрыты в статьях А.Д. Вильшанской (Вильшанская, 2018) и Н.В. Бабкиной (Бабкина, 2016).

Соблюдение специальных условий проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации позволяет исключить негативное влияние сторонних факторов на продуктивность выполнения обучающимся с ЗПР тестовых заданий и выявить объективный уровень усвоения учебного материала.

В случаях выраженных трудностей освоения АООП НОО ЗПР необходимо направить обучающегося на обследование психолого-медико-педагогической комиссией с целью уточнения или изменения образовательного маршрута.