1. О предупреждении трудностей в общении матери и ребенка младенческого возраста с синдромом Дауна

Трудное поведение ребенка с синдромом Дауна нельзя напрямую связать с органическим статусом. У одних детей есть проблемы с поведением, у других – нет, так как родители умеют справляться с непростыми ситуациями, которые сопровождают семью постоянно.

По данным наших исследований, поведенческие проблемы детей с синдромом Дауна чаще всего включены в комплекс характеристик неблагополучного взаимодействия в паре. Эти характеристики связаны как с ребенком, так и с матерью.

По логике наших исследований, благополучное взаимодействие, развивающее общение в паре «мать – ребенок» в раннем и последующих возрастах способствуют тому, что сложности с поведением ребенка будут преодолеваться, а не закрепляться.

Матери младенца с синдромом Дауна нужно помочь в том, чтобы взаимодействие между ними формировалось и развивалось по благополучному пути. Для этого необходимо следующее:

  1. Важно, чтобы мать разговаривала с ребенком, начиная с первых дней его жизни.

Наши наблюдения показывают, что далеко не все матери, воспитывающие детей с синдромом Дауна, разговаривают с ними. При этом они очень любят малышей, хорошо ухаживают за ними, но не вступают в общение. Надо, чтобы мать во время бодрствования малыша наклонялась над ним, смотрела в глаза, целовала его, ласково разговаривала, называла его по имени, рассказывала:

- о нем («Ротик ты открыл, зеваешь. Спать хочешь!»),

-о событиях его жизни («Сейчас на животике полежим. Потом кушать будем»),

-о событиях в семье («Сейчас бабушка придет. Она любит тебя. Посидит с тобой. А мама пойдет готовить еду»).

Многие матери недоумевают, зачем нужно разговаривать, ведь ребенок не понимает речь. Исследования показали, что едва появившись на свет, ребенок уже хорошо знает голос матери, ему приятно прислушиваться к тому, что она говорит. Именно речь матери, обращенная к ребенку, способствует тому, что младенец начинает выделять мать из потока сенсорных впечатлений, которые окружают его и в которых ему так непросто разобраться.

Действия специалиста:

Во время встречи с семьей специалисту нужно показать матери, как можно говорить с малышом. Практика показывает, что объяснение, как разговаривать с малышом – не работает, а пример специалиста – работает.

Лучше, если младенец лежит на пеленке, его движения ничто не ограничивает. Мать находится рядом, в поле зрения ребенка. Специалист приближается, наклоняется над ребенком, смотрит в глаза, расстояние между лицами от 10 до 30 см, начинает разговаривать с малышом как со значимым и важным человеком. Важно, чтобы мать видела лицо малыша и то, как он реагирует на разговор со взрослым. Специалист может гладить ребенка по голове, по ножкам, ручкам. Именно он замечает любые изменения в поведении ребенка и презентует их матери, например: «Улыбнулся. Нравится разговаривать», «Ножки побежали-побежали. Радуешься», «Ручку взял в ротик. Изучаешь свою руку. Молодец».

Комментарий специалиста должен быть:

– объективным (называем то, что видим);

– положительным (все объясняем в позитивном ключе);

– только в 1-м или 2-м лице: «Ты молодец, улыбаешься мне!», «Как нам радостно/грустно!». Не должно быть комментария в 3-м лице (он/она).

Специалист задает вопросы и отвечает за ребенка или действия принимает за ответ. Например, спрашивает: «А ты кушать хочешь?» Если ребенок улыбается, можно сказать: «Да, очень хочу, давайте мне скорее кушать», если отвернулся, можно ответить за него: «Нет, не предлагайте, не хочу!». Такой пример диалога, когда взрослый задает вопросы и отвечает сам, но обязательно ориентируясь на эмоции ребенка, специалист транслирует матери. Мать во время наблюдения получает важный опыт, который она может встроить в практику взаимодействия с ребенком.

Потом специалист просит мать поговорить с малышом, поддерживает ее, хвалит, помогает увидеть в действиях ребенка ответы.

Появился ли у матери такой обращенный к ребенку монолог, это мы сможем увидеть на следующем консультативном приеме, уже через 1-2 недели.

  1. Научить мать понимать ответы ребенка.

Необходимо подсказать матери, что в разговоре с малышом важно видеть и понимать ответы ребенка. Поначалу нужно научиться наделять некоторые действия ребенка простым человеческим смыслом: «ты задумался», «тебе интересно», «хочешь…, любишь…». Даже если действия ребенка не всегда понятные, нужно постараться придать им значение и смысл. Это поможет матери видеть и читать ответы ребенка во взаимодействии с ней.

Действия специалиста:

На консультации можно попросить мать: «Поговорите с ребенком так, как Вы это делаете обычно. Мне важно посмотреть, как он участвует в общении с Вами».

Во время того, как мать разговаривает с ребенком, специалист может спросить: «Как Вам кажется, что он хочет сказать?» Не с первого раза, но матери удается назвать то, что, по ее мнению, хочет сообщить ребенок, хотя бы: «да – нет», «нравится – не нравится». Такой опыт развивает у матери понимание, что ребенок реагирует на ее слова и пытается разными способами (улыбкой, мимикой, двигательным оживлением) участвовать в разговоре.

У типично развивающегося ребенка при правильном поведении матери во взаимодействии с ним ответы в общении появляются уже после первого месяца жизни. У ребенка с синдромом Дауна появление ответов в младенческом возрасте нужно отслеживать, так как ответное поведение появляется только при чутком и правильном участии в общении близкого взрослого.

Наше исследование показывает, что матерям иногда и на втором-третьем году жизни ребенка трудно выполнить это задание. А ведь именно когда мать придает смысл действиям ребенка, прочитывает его послания и соответствующим образом изменяет свое поведение, это способствует тому, что и ребенок начинает подстраиваться. В опыте взаимодействия с матерью его средства общения совершенствуются, становятся понятными, приобретают культурные формы и продвигают ребенка к успешной коммуникации.

  1. Отследить появление «комплекса оживления» (далее КО) у ребенка с синдромом Дауна.

Традиционно КО младенца специалисты медико-психолого-педагогического профиля относят к прогностическим показателям развития ребенка. Сам комплекс, когда на обращение матери ребенок реагирует сосредоточенным взглядом на нее (1), улыбкой (2), двигательным оживлением (3) и вокализациями (4), связывают с проявлением у малыша самостоятельной психической активности. Комплексом оживления ребенок привлекает к себе внимание, удерживает около себя взрослого и выражает отношение к его присутствию и поведению [18,с.15]. Экспериментальные исследования показали, что действия ребенка, которые впоследствии становятся способами общения с окружающими, не появляются вследствие органических механизмов или анатомо-физиологических систем, а обусловлены поведением взрослого [25].

По сравнению с нормально развивающимися малышами, у которых данный комплекс наблюдается с двух до пяти месяцев, у младенцев с синдромом Дауна он может появляться значительно позже и отличаться своеобразием: действия ребенка могут быть неяркими, смазанными, кратковременными. Из четырех компонентов комплекса могут отсутствовать вокализации, улыбка может появиться и исчезнуть, движения ручками и ножками бывают не такими активными.

Специалисту, который наблюдает ребенка с данным генетическим статусом, следует отслеживать появление каждого из компонентов КО: вначале сосредоточенный на взрослом взгляд, потом улыбку, далее двигательное оживление или вокализации. Важно стимулировать появление и развитие КО, чтобы ребенок сложным коммуникативным действием, в котором в разной мере задействованы зрительный, двигательный, слуховой, рече-двигательный и другие анализаторы, обращался ко взрослому.

КО просуществует недолго (при типичном развитии – от второго до пятого месяца жизни ребенка). После этого он распадается на отдельные действия: эмоционально-мимические, предречевые, двигательные, предметные, что подготавливает переход к новым более сложным формам поведения ребенка.

Действия специалиста:

Во время консультативных приемов специалист продолжает отслеживать, как развивается общение матери и ребенка. Если специалист обнаруживает два или три компонента комплекса в ответах малыша, следует рассказать матери о значении КО в психическом развитии ребенка. О том, что именно КО – это, по сути, первый сложный ответ ребенка. Что он состоит из  нескольких средств общения, и с их помощью малыш сообщает матери о том, что он хочет, чтобы мама была рядом, говорила с ним, ласкала его, наблюдала за ним. Специалист сам вступает в общение с ребенком и через игры показывает, как стимулировать развитие КО: вызывать положительные эмоции, привносить новизну и остроту ощущений в игры и общение, как развивать объединенное внимание. Игры с младенцами, которые использует специалист и рекомендует матери, описаны в изданиях: «Игры с детьми младенческого возраста» - Разенкова Ю.А. [24]; «Научитесь общаться с младенцем», «В пространстве материнских рук», авторы – Баенская Е.Р., Разенкова Ю.А., Выродова И.А.[5, 7, 24].

  1. Рассказать матери о важности инициативного поведения ребенка, научить ее видеть и поддерживать его инициативы.

Ребенок использует КО, отвечая на воздействия, разговор матери. Но с трех месяцев ребенок, не имеющий проблем в развитии, таким же комплексом начинает инициировать общение. Например, мать находится в пассивной позиции: она рядом с малышом, но занимается своими делами. Ребенок, желая привлечь внимание матери, показывает такой же КО, но вокализирует более громко, а если мать взглянула на него, ручками и ножками действует более активно – так малыш призывает ее к общению. Напомним, что умение отвечать и умение призывать к общению (инициировать) – два важных компонента, на которых строится коммуникация, без одного из них она не состоится. Инициатива и ответ – два параметра общения, согласно теории его онтогенеза [18].

Отечественные и зарубежные исследования показывают, что дети раннего и дошкольного возраста с синдромом Дауна редко проявляют инициативы и крайне редко – настойчивость в своих просьбах [20,22,23,37]. В нашем исследовании были дети, которые не проявляли инициативу в общении и игре с матерью в два с половиной и три года. Наблюдение за этими же детьми в возрасте пяти и семи лет показало, что у них так и не развилась устная речь.

Действия специалиста:

Когда у ребенка в репертуаре появился КО, можно предложить матери следующее задание. Ребенок лежит на спине на твердой поверхности, на пеленке. Игрушки нужно убрать, так как малыш может схватить игрушку и увлечься ею. Маму просим подойти к ребенку, быть в поле его зрения, наклониться над ним, но смотреть в другую сторону, не на него. Если ребенок начинает рассматривать все вокруг, маме следует кашлянуть или издать какой-то звук, чтобы малыш обратил на нее внимание. Как только специалист увидит, что ребенок оживился, смотрит на мать, призывает ее (он может это делать очень слабыми эмоциональными сигналами и тихими вокализациями), следует привлечь внимание матери: «Смотрите, он зовет Вас. Похвалите его. Какой он молодец!» Расскажите о важности инициативного поведения ребенка для развития общения, которое является условием психического развития ребенка. Поддержка самостоятельной активности (инициативы) ребенка, адресованной матери, будет развивать у него желание общаться с ней. Именно появление мотивации к общению является главным двигателем того, чтобы ребенок обращался и отвечал взрослому. При хорошей мотивации к общению и при поддержке взрослого у малыша будут развиваться способы и средства общения.

Матери нужно уметь видеть инициативное поведение ребенка и поддерживать его, адекватно отвечать его запросам.

В некоторых случаях специалист может сам создавать ситуации, чтобы ребенок проявлял инициативу. На первом году жизни инициативы у ребенка вызываем и поддерживаем в эмоциональном общении, ближе к году – в двигательных играх. Нужно увлечь ребенка какой-либо игрой, а потом приостановить ее и ждать, чтобы ребенок попросил поиграть еще раз. Например: ребенок лежит животом на большом мяче, специалист и мама его мягко раскачивают под песенку или потешку. Возможно, ребенок во время перекатов будет вокализировать, тогда его звуки нужно «отзеркаливать», повторять вслед за ним. Потешка закончилась, специалист смотрит на ребенка и говорит: «Всё (пауза) Давай еще раз? Давай», игра продолжается. Если ребенку всё нравится, игра проводится 2-4 раза. Потом игра останавливается, специалист смотри на ребенка и говорит: «Всё», делает паузу, ждет активности от ребенка. Тот может показать любое действие: поднимать голову, стучать ручками, капризничать, смотреть на взрослого и издавать звуки, – неважно, если есть любое из этих действий, их нужно принять за инициативу. Специалист говорит: «Да! Ты хочешь еще?! Да, будем еще кататься на мяче!», и игра продолжается. Теперь в завершение каждой игры именно на мяче специалист смотрит на ребенка и ждет его инициативного поведения, выраженного любым способом. Он спрашивает: «Хочешь еще?», и если малыш подает хоть какой-то сигнал, взрослый выразительно кивает и говорит: «Да! Да! Будем еще!»

Вызывать и поддерживать инициативные коммуникативные действия  можно в играх с движениями (качание или перекаты на пеленке; качание на одеяле; перемещение по полу одеяла, на котором лежит ребенок, катание на мяче). Примеры двигательных игр можно найти в сборниках: «Игры с детьми младенческого возраста» [24]; «Научитесь общаться c младенцем» [7], «Музыкальные игры для самых маленьких» [10]. Эти же игры могут использоваться в работе с детьми раннего возраста.