Использование метода обучения игровому взаимодействию матери и ребенка дошкольного возраста с синдромом Дауна как способа преодоления трудностей в поведении ребенка

Развитие ребенка раннего и дошкольного возраста тесно сопряжено с общением с окружающими его людьми, и именно игра помогает сформировать или наладить значимую связь между ребенком и близким взрослым. Благодаря игровой деятельности происходит развитие всех психических функций ребенка. Дефектологи с опытом работы согласятся с тем, что по умению ребенка играть можно многое сказать о его развитии, для этого достаточно простого наблюдения. В игре происходят всестороннее развитие и взросление ребенка.

Одни из первых игр малыша – предметные, в которых есть эпизоды самостоятельного изучения игрушек и совместных игр со взрослым. Ребенок с синдромом Дауна может надолго задержаться на самостоятельном изучении игрушек. Важны совместные со взрослым предметные игры, в которых ребенок осваивает способы действий с предметами, «что-то делания» с ними. Например: малыш не просто бросает мяч (умеет сам), а учится в паре с мамой катать его друг другу, скатывать с горки, вкладывать в круглое отверстие, загонять в ворота (овладевает со взрослым); цветную пружинку не просто растягивает (это свойство он откроет для себя сам), а держит пружинку за концы вместе со взрослым и делает волну, круг, изображает гармошку или радугу при конструировании (учится от взрослого).

Освоив предметные игры, ребенок делает большой шаг к более сложным играм, которые связаны с жизненными сюжетами (мишку кормим, куклу укладываем спать, уточку купаем). Ни один ребенок не научился играть в них сам. Играющий ребенок обязательно раньше увидел эти игры у других, взрослых или детей. Не просто увидел, а впечатлился играми и захотел повторить их. Особое место занимают игры, после которых остается некоторый продукт (рисунок, аппликация, поделка). Все виды игр, которые доступны и интересны детям с типичным развитием, присутствуют и в жизни детей с синдромом Дауна, ими дети овладевают при специальном и последовательном обучении.

В коррекционно-педагогической практике специалист, который работает с ребенком, сам организует совместную игру. Эта игра двоих, специалиста и ребенка, насыщена действиями, экспериментами, эмоциями, образами, всплывающими в памяти («Были на море, видели…»).  Взрослый в игре создает пространство для диалога. Именно в интенсивном диалоге со взрослым ребенок знакомится со множеством представлений и понятий, закрепляет знания о них, у него развиваются представления об окружающем мире, формируется речь.

Занятия по развитию детско-родительского игрового взаимодействия ориентированы на налаживание общения в паре через обучение игре, благодаря чему удается справиться с нежелательным поведением ребенка. В специально организованной ситуации родителей обучают тому, как предложить игру, вовлечь и заинтересовать ребенка, создать диалогическое пространство.

Обучение родителей игровому взаимодействию для преодоления трудностей в поведении ребенка через налаживание общения в паре началось в 2015 году на базе лаборатории ранней помощи ИКП РАО, а в 2016 году – и в Благотворительном фонде «Даунсайд Ап» (логопед – Иванова М. М., научный сотрудник ФГБНУ «ИКП РАО»). В основе занятий лежит подход к предупреждению и преодолению трудностей развития общения, разработанный в ИКП РАО [26,27]. На сегодняшний день обучение прошли более 250 семей, некоторые семьи проходят 3-5 курсов обучения.

Это дает результаты и для развития ребенка, и для наращивания ресурса родителей:

– оба лучше понимают друга, сначала в игровом, а потом и в любых других видах взаимодействия;

– родители понимают потребности и намерения ребенка, им легче предвидеть поведенческие трудности и справляться с ними;

– у ребенка появляется умение играть, развивается предметная и сюжетная игра, расширяются его речевые возможности.

Помимо этого, занятия по развитию детско-родительского игрового взаимодействия помогают в решении таких вопросов, как развитие у ребенка: эмоциональной сферы, зрительного контакта, возможностей подражать действиям и речи взрослого, активности и инициативности в общении, адаптационных возможностей к новым условиям.

Кому рекомендованы занятия по развитию детско-родительского игрового взаимодействия?

Семьям с детьми от 3 до 7 лет, с синдромом Дауна, когда у ребенка большие проблемы с речью и с ним сложно установить эмоциональный контакт.

Чаще всего на занятия приходят семьи с детьми 5-7 лет с синдромом Дауна, и основные жалобы родителей – на отсутствие речи и нежелательное поведение ребенка: упрямство, протесты, бросание игрушек, убегание от взрослого. Многие дети не умеют играть самостоятельно, требуют присутствия мамы, предпочитают однообразные игры или не играют вовсе.

Нередки случаи, когда семья просит о совместных занятиях ребенка с синдромом Дауна с его братом/сестрой, по причине частых конфликтов. В этих случаях занятия проводятся не только с родителями, но и с сиблингами ребенка. Родителей обучают тому, как организовать дома комфортное игровое пространство, как наладить взаимодействие между детьми.

Организация таких занятий возможна как в очном формате, когда семья приходит на занятие на базе центра сопровождения семьи, так и дистанционно. Проводит занятие специалист по игровому взаимодействию. Это может быть: дефектолог, логопед, психолог, специалист ранней помощи. На занятие приглашаются ребенок и близкий взрослый (мать, отец, бабушка). Остальные родственники, братья и сестры – по желанию и запросу семьи. Занятия проводятся курсами.

Очный формат работы

Один курс включает три занятия (встречи): одно занятие в неделю на протяжении трех недель. Длительность занятия составляет 60 – 90 минут. Работа ведется с парой «близкий взрослый (часто это родитель) – ребенок». По окончании курса семья получает рекомендации: основные направления работы, четкие задачи и комплекс игр. Далее семья самостоятельно в домашних условиях занимается с ребенком, следуя рекомендациям, по желанию ведет записи в произвольной форме об успехах и трудностях. Самостоятельная работа семьи длится примерно 2-4 месяца. И далее семья приходит на очередной курс занятий, для решения следующих задач.

Первое занятие

На первой встрече происходит знакомство с семьей. Родитель задает специалисту вопросы, делится тревогами, говорит об ожиданиях семьи по окончании курса. Далее специалист изучает: состав семьи, традиции, интересы ребенка, условия воспитания ребенка, его возможности в рамках озвученных вопросов. Специалист кратко рассказывает о предстоящей работе и договаривается с родителями о формате взаимодействия.

Важной частью первого занятия является игра родителя и ребенка. Специалист готовит игрушки, которые больше всего нравятся ребенку, и предлагает родителю поиграть с ребенком в течение 10 минут в традиционную или любимую семейную игру (игры).

Обычно матери предлагают ребенку игру «Чаепитие» – кормление кукол или игру «Доктор»; отцы предлагают поиграть в футбол, построить из кубиков, игру «Самолет» – ребенка подбрасывают вверх; бывает, родители предлагают посмотреть картинки или книги со знакомыми сказками.

Иногда такие игры снимаются на видео для дальнейшей работы с родителем. Во время этой игры специалист фиксирует благоприятные и неблагоприятные феномены взаимодействия в диаде [20].

По окончании игры специалист и родитель обсуждают организованное взаимодействие. Ребенок в это время может свободно перемещаться по кабинету, брать игрушки и действовать по собственному желанию. Его передвижение контролируют и специалист, и родитель.

Во время беседы обсуждается игра, специалист делится наблюдениями, соотнося их с вопросами родителя, объясняя причинно-следственные связи происходящего. Это помогает совместно определить приоритеты в работе.

Далее специалист играет с ребенком и моделирует ситуацию, приближенную к той, которая наблюдалась во время игры родителя и ребенка. Специалист обязательно комментирует родителю свои действия во время игры. Затем он показывает возможные способы благоприятного разрешения проблемных моментов.

Например:

Родители девочки О. (4 г.) жалуются на трудности контакта с дочкой, на проблемы с речью. Они говорят: «Дочка упрямится, не делает то, о чем ее просят, но с удовольствием занимается тем, что ее заинтересовало». Из речевых возможностей: «а» в значении «дай»; «ма» – «мама»; «кх» – значит, хочет в туалет; использует указательные жесты.

Игра матери и ребенка О. на первой встрече:

Девочка сидит на полу. Мать стоит рядом, чуть наклонилась вперед, придвинула ящик с игрушечной посудой и куклу. Девочка смотрит на ящик, в поле зрения ребенка – ноги матери.

Мать: «О., посмотри, какие игрушки. Давай мы сейчас с тобой накормим Лялю. Где тарелочка?» – мать перебирает игрушки, задает вопрос, на девочку не смотрит. Говорит быстро.

Девочка смотрит на куклу, затем на ящик с игрушками.

Мать: «Ну что ты сидишь? Помогай мне искать тарелку. Вот макароны положи ей. Вот чашка. Давай нальем чай. Вон там кастрюлька, сейчас суп Ляле сварим», – говорит быстро, на девочку не смотрит.

Девочка повернулась спиной к матери, отвернулась от нее, нашла кубик, взяла его в руки, затем облизала.

Мать забрала у девочки кубик: «Ну что ты в рот суешь все подряд?» Она расставляет перед куклой посудку снова и снова.

Девочка встала, отвернулась и убежала, спряталась под стол.

Беседа специалиста (педагога) – (С) и матери – (М):

С: «Девочка не ответила на Ваши вопросы. Как думаете, почему?»

М: «Да потому что сидит, летает в облаках. Упрямится. Вот дома так же получается – я говорю-говорю, а она упрямится, убегает, не делает то, о чем прошу».

С: «А почему она упрямится?»

М: «Да вот и я не знаю. Любим ее, целуем, обнимаем. Вечером перед сном очень любит обниматься. Она у нас очень ласковая».

С: «Любая игра строится прежде всего на интересе ребенка, на его возможностях. Поскольку у О. очень скромные речевые возможности, то и воспринимаемая речь должна быть чуть легче. Ей трудно сразу отследить и множество движений взрослого, и его сложные фразы.

Давайте представим такую ситуацию. Вы приехали в чужую страну и не знаете языка. Понимаете только несколько слов: «здравствуйте», «спасибо», порядковый счет. Вы обратились за помощью к местному жителю, спрашиваете, как пройти на необходимую улицу, и показываете ее на карте. Конечно, житель расскажет на словах, как пройти от исходной точки. Но только Вы не поймете ничего, будете стоять с непонимающим взглядом. А вот если этот житель покажет рукой направление движения, на пальцах покажет, сколько раз надо повернуть и в какую сторону, то этот ответ будет Вам понятен».

Далее специалист предупреждает родителя о том, что во время игры с ребенком будет использовать те средства, которые О. понимает и использует в повседневной жизни сама (опираясь на то, что предварительно рассказал родитель).

Игра специалиста (педагога) с ребенком:

Педагог присел рядом с ребенком на пол, посмотрел в глаза, взял куклу, поднес ее к своему лицу, чтоб девочка видела и лицо взрослого, и куклу (Лялю). Показал жестом «Ам-Ам». «Хочу есть», – специалист говорит за куклу, озвучивает ее. Дальше педагог играет, используя в речи двусложные фразы, делает паузы после своих вопросов, чтобы дождаться ответа девочки. Ответ может быть любым: взгляд, жест, звук. Главное, чтобы сам взрослый заметил его и придал ему смысл – любое ответное действие надо прокомментировать, поблагодарить ребенка за ответ. Темп игры медленный, педагог озвучивает поручения для ребенка от лица куклы, в первом лице. Специалист улыбается, использует эмоциональные междометия, когда Ляля пачкается кашей или пьет чай. Игра неторопливая, комфортная. Девочка охотно ищет нужную посуду, когда неповоротливая кукла что-то роняет и огорчается. За куклу всё говорит специалист. Далее кукла захотела угостить чаем маму, позвала ее: «Мама, иди сюда. На чай». Мать подсела на пол рядом с дочерью и в таком же темпе начала играть, шутить и улыбаться. Мать поддержала игру и, как и кукла, пачкалась кашей, вытирала ладошки салфеткой, в речи использовала восклицания, простые слова, которым О. тут же начала подражать. Девочка впервые вслед за взрослым произнесла: «Фу-фу», «ой», «мое». Мать была очень рада.

После игры с родителями обсуждается, что они увидели, что им понравилось, что вызвало вопросы. Специалист тезисно комментирует ключевые трудности ребенка и способы благоприятного выхода из тревожных ситуаций. Обсуждаются «работающие» приемы во взаимодействии ребенка и взрослого.

Комментарии:

Мать заметила разницу в играх, поняла, что дочка действительно не упрямилась, что она, как в той ситуации с картой, раньше не понимала, что ей предлагают, о чем просят. Быстрый ритм речи матери, большое количество ключевых слов, разобщенность действий и речевого сопровождения – всё это сбивало девочку, она не понимала взрослого и не выполняла его просьбы. Поэтому в первой игре с матерью ребенок был неуспешен. Это объяснение было доведено до матери.

Задачи первого обучающего курса:

В случае с девочкой О. задачи курса были следующими: во-первых, учить девочку устанавливать зрительный контакт, удерживаться в эмоциональном контакте со взрослым в игре; во-вторых, учить «звучать» в игре, звуками и вокализациями поддерживать игру.

Для решения этих задач маме необходимо в любой совместной игре быть в поле зрения ребенка (сидеть напротив него, быть с ним на одном уровне) и комментировать (проговаривать) простыми фразами с паузами как свои действия, так и действия девочки, а также ожидать ответ от нее, помогать ей отвечать.

Обычно специалист, помимо традиционных игр и игрушек, старается использовать что-то новое и необычное для ребенка, чего не было в его опыте, например, игру с фольгой, с малярным скотчем, с картонными коробками разных размеров (вплоть до коробок из-под крупной техники!) [13].

В завершение встречи предлагаются игры, в которые родитель и ребенок могут поиграть дома, с опорой на те новые знания и открытия, которые были сделаны на первом занятии.

Второе занятие

В начале второй встречи происходит обсуждение рекомендованных ранее игр. Во время беседы родитель и специалист проговаривают уже знакомые решения при трудных ситуациях в игровом взаимодействии.

Далее специалист организует игру с ребенком и создает условия, чтобы малыш был успешен и получил удовольствие от самой игры, чтобы успешные ситуации повторились несколько раз.

Приведем пример: фрагмент работы с той же самой семьей – девочкой О. и матерью – на второй встрече первого курса.

Любимая игра – «Завтрак Ляли». В течение недели мать училась просто комментировать действия и ожидать ответа девочки. Поэтому специалист организует именно эту игру.

Игра специалиста (педагога) с ребенком:

В качестве новизны – коробка, это стол для Ляли. Сама мать начала придумывать: простой шейный платок стал скатертью. Специалист показал на коробку, похлопал по ней и говорит: «Ляля, иди сюда!». Далее следует пауза, специалист ждет, когда ребенок посмотрит сначала на коробку, потом на Лялю (это ответные действия ребенка). Девочка посмотрела на куклу, педагог говорит: «Я тебя жду тут!» – похлопывает по коробке, опять делает паузу. Девочка понимает, о чем ее просят, сама берет куклу и сажает ее за стол (рядом с коробкой), смотрит на специалиста.

 С: «Вот чай, это тебе!» Все эти фразы проговариваются медленно, сопровождаются естественными жестами. Ребенок успевает следить за движениями и речью.

Дальше игра проводится в том же комфортном ритме, как и на первой встрече.

Помимо этого, игровое взаимодействие на второй встрече специалист организует так, чтобы родителю захотелось подключиться к игре с ребенком.  Когда специалист ставит одну-две задачи, которые несложно реализовать в любой деятельности, и объясняет их родителю, практически не бывает родительского сопротивления. Очень важно создать условия, чтобы сам родитель чувствовал себя успешным в процессе этой работы. Тогда он точно захочет подключиться к игре со специалистом и ребенком. По мере присоединения родителя к игре специалист постепенно уменьшает долю своего участия в игровых действиях, а активными участниками становятся родитель и ребенок. Специалист наблюдает за игрой двоих, комментирует благоприятные феномены общения в паре, напоминает о средствах общения, поддерживает успешность родителя.

В случае с девочкой О. то, что обычная коробка может быть столом, удивило мать. Ей стало интересно играть, и девочка осталась в игре, она уже не убегала. Специалист начал игру и постепенно ушел в тень, а акцент сместил на мать: чуть тише говорил, чем мать; уменьшил амплитуду движений. Он аккуратно сопровождал игру, подкладывал предметы для следующих игровых действий, добавлял персонажей, иногда подсказывал фразы, подстраховывал мать в игре. Поддержка специалиста: похвала словом, жестом, – важна для матери.  Она старается выполнять рекомендации, увереннее ведет себя в игре, предлагает что-то свое, когда чувствует одобрение специалиста. Очень важно закреплять родительскую успешность. Встречи с семьей не должны трансформироваться в театр одного актера.

В завершение встречи ребенок играет в свободном режиме, а специалист и родитель закрепляют в беседе средства и приемы успешного игрового взаимодействия. Обсуждение феноменов общения, комментирование родительского участия в игре происходит в позитивном ключе, поддерживается родительская компетенция. В конце семья получает рекомендации о том, какие игры предложить ребенку дома, на чем сосредоточить внимание.

Третье занятие

В рамках встречи обсуждаются игры, проводимые родителем в домашних условиях: что было успешно, какие возникали трудности и с чем они связаны. Повторяется сценарий игрового взаимодействия с ребенком и родителем, который был организован на второй встрече. По предварительной договоренности проводится видеосъемка игрового взаимодействия родителя и ребенка. Это видео используется при дальнейшем обсуждении и пересылается родителю в качестве визуальной подсказки о средствах и приемах взаимодействия. При обсуждении внимание родителя фиксируется на благоприятных ситуациях и закрепляется навык позитивной игры, успешного взаимодействия. В завершение занятия проговаривается, на что нужно обратить внимание, как создавать условия для игрового взаимодействия, каковы способы и приемы успешного диалога, как использовать знания, полученные родителем на занятиях, в повседневной жизни, как распространять опыт благополучного общения в игре на общение вне игры и другие жизненные ситуации. Помимо этого, специалист дает рекомендации по играм.

Например: у девочки О. и матери любимая игра – «Завтрак куклы», предлагаемые игры будут похожими. Новизна в играх обеспечивается добавлением персонажей и игровых действий. Основная просьба к матери была такая: комментировать содержательную часть игры так, чтобы дочка следовала за матерью и начала проявлять инициативу.

Специалист дал следующие рекомендации по наполнению содержанием любимой игры:

  1. Всем игрушкам в игре надо дать простые имена, например: Ляля (кукла), Тоша (собачка), Лоло (жираф), Диди (уточка) и т. д.
  2. С игрушками совершать те действия, которые девочке знакомы в повседневной жизни. Что могут игрушки в игре?
  • Совершать много разнообразных действий, например, купаться: «Ляля, иди мыться, буль-буль!»
  • Здороваться и прощаться: «Привет, Ляля!», «Привет, Тоша!», «Пока, Ляля!», «Пока, Тоша!»
  • Выражать просьбу и выполнять ее. Взрослый всегда одушевляет и озвучивает игрушку, например, говорит за Тошу: «Хочу мясо! Где мясо?»
  • Давать предметы (Ляля просит: «Дай мне сок!»).
  • Оказывать услугу (Ляля говорит: «Повернись! Причешу тебя!»).
  • Просить помощи (Тоша говорит: «Помоги сесть»).
  • Отказываться от предметов («Фу-фу, не хочу кашу»).
  • Отказываться от помощи (Ляля говорит: «Я сама»).

На одном курсе решается одна-две задачи, далее следует перерыв в работе. Родители продолжают заниматься, придерживаясь рекомендаций специалиста и стараясь играть с ребенком так, чтобы он был успешен в игре и в общении. Есть и конкретные рекомендации относительно игр, способов поддержки ребенка в игре, приемов преодоления трудностей во взаимодействии [14]. Через несколько месяцев работа возобновится, и тогда будут решаться новые задачи.

Например, ниже перечислены задачи в работе с девочкой А. (на начало работы ребенку 3 г.) и ее матерью.

Первый курс: 1. Учить девочку удерживаться в диалоге в течение двух актов: устанавливать зрительный контакт и не убегать сразу после ответа взрослого, а дожидаться от него еще одного поддерживающего действия. 2. Учить звуками и вокализациями участвовать в игровых действиях, «звучать» в игре; использовать в деятельности звуки и звукосочетания.

Второй курс: 1. Расширять спектр предметных действий ребенка (работа со стереотипными проявлениями).

Третий курс: 1. Учить трансформировать игровое пространство (поставить стульчик, чтобы сесть на него; перевернуть коробку, чтобы залезть в нее и поиграть в машину; расправить одеяло, чтобы положить игрушки спать; убрать весь малярный скотч, чтобы побегать с бубном, – работа с полевым поведением).

Четвертый курс: 1. Обучить простым сюжетным играм. 2. Учимся давать поручения игрушкам.

Пятый курс: 1. Познакомить с театрализованными играми (театр на теле[1], на полу, в коробке и т. д.).

Все эти задачи решались через призму формирования феноменов благоприятного взаимодействия [20].

Дистанционный формат работы

Дистанционная форма занятий имеет ряд организационных отличий. Каждый из участников, семья и специалист, находятся в удобном для себя месте, чаще всего дома. Общение происходит с использованием мессенджера WhatsApp с помощью видеозвонка. Данное приложение есть у большинства родителей, поэтому дополнительных ресурсов не требуется. Длительность одной дистанционной встречи составляет от 60 до 90 минут. Активными участниками общения являются специалист и родитель. В качестве наглядной опоры для бесед используются домашние видео.

Специалист заранее связывается с семьей и рассказывает о формате встреч. Далее, получив согласие семьи, он создает чат в WhatsApp, в котором родитель может записать свои основные вопросы и выложить домашнее видео. Родителям предлагается поснимать, как ребенок играет со взрослым, как происходит общение в режимных моментах. Предварительно, перед встречей с родителем в режиме онлайн, специалист просматривает вопросы, анализирует присланное видео с целью выявления благоприятных и неблагоприятных феноменов общения в паре «родитель – ребенок».

Встречи с семьей происходят по основному сценарию очных встреч, за исключением прямого контакта специалиста и ребенка. Эта часть общения компенсируется детальным разбором присланных родителями домашних видеосюжетов с подробным анализом происходящих событий, с прояснением благоприятных и неблагоприятных феноменов общения ребенка и матери.

Перед каждой встречей, их также будет три, родитель присылает от 10 до 20 видеороликов длительностью от 5 до 10 минут. На видео для второго и третьего занятий родители демонстрируют игры, которые рекомендовал специалист в рамках поставленных задач и направлений работы. За один цикл дистанционных встреч, также как и при очной форме работы, ставятся и решаются одна-две задачи, связанные с развитием у ребенка навыков игры и общения во взаимодействии со взрослым.

Во время работы с семьей у специалиста всегда под рукой игровые материалы, рядом с ноутбуком – игрушки. Он на камеру показывает, как играть с ребенком, демонстрирует приемы взаимодействия, объясняет, на что надо обратить внимание. Каждый ребенок, родитель, их взаимодействие – уникальны, поэтому к каждой семье требуется индивидуальный подход. Специалист общается с семьей и дает рекомендации, учитывая интересы ребенка, его уровень, особенности, традиции общения в семье и опирается на то, что уже хорошо получается у родителей, делится новыми приемами.

До следующей встречи, как и при очном формате, родители получают домашнее задание: играть с ребенком, используя всё то, о чем они узнали на консультации.

Дистанционный формат занятий  не нов. Он известен, так как и раньше, до 2020 года, была необходимость консультировать семьи, которые проживают далеко от больших городов и не имеют возможности встретиться и получить помощь специалистов дефектологического профиля. В условиях вынужденной самоизоляции, во время пандемии 2020 года, дистанционный формат работы с семьей был крайне востребован и показал свою результативность. В большинстве случаев уже после первой-второй встречи родители замечают  положительную динамику во взаимодействии с ребенком и с удовольствием поддерживают данный формат работы.

По мнению специалистов, такой формат очень продуктивен, потому что с опорой на видео родители обучаются более глубоко анализировать свои действия и действия ребенка во взаимодействии. Если при очной работе от родителей иногда можно услышать: «Это просто Вы ему понравились» или:  «Вы же специалист, вот все и получается», то при дистанционной работе такие комментарии не возникали.

У данного формата работы есть преимущества, связанные с экономией времени, доступностью консультаций для семей, проживающих в отдаленных от центра регионах, но нуждающихся в поддержке специалистов.

Занятия как в очном, так и в дистанционном формате проводятся циклами по три встречи, за рамками которых родители проводят большую работу, направляемую специалистом. Чаще всего цикл занятий через определенное время необходимо возобновить, так как за короткий период непросто обучить малыша и мать вместе играть и качественно общаться.

Что меняется после занятий по развитию детско-родительского игрового взаимодействия?

Во-первых, меняется само взаимодействие: родитель и ребенок начинают замечать друг друга. Они наблюдают друг за другом, стремятся к зрительному контакту, им становится интересно быть рядом. Между ними постепенно появляется диалогическое общение, в котором каждый может предложить, каждый – поддержать или отказаться. Когда диалог входит в игровое взаимодействие, меняется как родитель, так и ребенок. Нормализация общения в паре – первый шаг к преодолению поведенческих трудностей у детей.

Во-вторых, родители начинают играть с детьми и делают это с удовольствием. Они становятся более внимательными к проявлениям ребенка, знают, что могут ему предложить, чем увлечь или удивить. Взрослые учатся понемногу понимать желания и потребности ребенка и допускают, что он может хотеть чего-то другого, отличного от предложения взрослого. Учась следовать за ребенком в его интересах, они вместе с ним попадают в поле совместных интересов. Обучение, как знаем, проходит именно в совместной деятельности (вместе играем, вместе читаем, вместе поем и т. д.). Родители становятся более компетентными в вопросах профилактики и преодоления трудностей в поведении ребенка.

В-третьих, ребенок открывает для себя в родителе новое качество и начинает воспринимать его как взрослого, с которым можно интересно играть. Родители начинают замечать инициативные действия детей, ожидают ответных реакций, в результате чего у ребенка появляется и развивается активность в общении, он становится участником диалога. Дети очень продвигаются в игре: если к началу занятий у детей наблюдалась преимущественно предметная деятельность, то к концу первого цикла занятий практически все были знакомы и «пробовали себя» в простых сюжетных играх.

В игровом взаимодействии с близким взрослым и в общении с ним (что является неотъемлемой частью игры) у ребенка развиваются средства общения. Это помогает ему «высказывать» свои желания культурными способами, а не отказами от диалога или агрессивными проявлениями. Развитие практики общения в игре делает средства общения ребенка понятными взрослому. Исчезают противоречия, так как ребенок сам заинтересован сделать такое сообщение, чтобы оно было понятно матери. Наши наблюдения показывают, что занятия продвигают ребенка в речевом развитии. В игре у него появляются звуки, слоги, слова, фразы. На смену полевому поведению приходит деятельность, связанная с предметами и игрой, постепенно формируется целенаправленность.

Занятия по развитию игрового взаимодействия матери и ребенка преследуют много целей. Они связаны с речевым и эмоциональным развитием, с изменением качества взаимодействия в паре и другими важными факторами. Одна из целей – преодоление негативных поведенческих проявлений у ребенка дошкольного возраста с синдромом Дауна. Опыт показывает, что налаживание общения в паре «мать – ребенок» через обучение игровому взаимодействию способно серьезно повлиять на поведенческие трудности и минимизировать их.

[1] Пересказ сказки с использованием тактильных ощущений: колобок покатился по руке ребенка; мышка пошла по руке ребенка и спряталась в норку (под мышку).