ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ РЕБЕНКА С АУТИЗМОМ РАННЕГО И МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Основные задачи психологического сопровождения родителей ребенка с аутизмом раннего и младшего дошкольного возраста
Ранний возраст ребенка с аутизмом – это период формирования аутистического расстройства, когда начинают проявляться первые характерные трудности взаимодействия с малышом, усиливаться и устойчиво оформляться особые признаки неблагополучия его психического развития, которые побуждают родителей впервые обратиться за помощью к специалистам.
Близкие таких детей по-разному приходят к осознанию проблем в развитии ребенка, что связано с рядом причин, в том числе, с разным протеканием самых ранних этапов онтогенеза. Например, трудности взаимодействия с окружением у ребенка могут отмечаться уже на первом году жизни, или, в ином случае, начальные этапы его развития могут выглядеть формально благополучными с дальнейшим выраженным регрессом ближе к двум годам. Трудности в осознании и принятии проблем ребенка с РАС его близкими людьми могут быть связаны с разной степенью их информированности об аутизме, с нередкой противоречивостью мнений специалистов, к которым они пытались обращаться (в том числе, педиатров, неврологов, психологов, логопедов).
У родителей ребенка дошкольного возраста в еще большей степени может накапливаться опыт получения неоднозначной информации, различных предположений о характере и глубине трудностей ребенка, в связи с чем семья может долго пребывать в состоянии растерянности, неопределенности.
Рассмотрим основные задачи, условия и способы психологического сопровождения семьи маленького ребенка с выраженными тенденциями формирования аутизма и с уже сложившимся аутистическим расстройством с позиций эмоционально-смыслового подхода, ориентированного на преодоление искаженности психического онтогенеза, нормализацию его логики. Методы, используемые в этом подходе, направлены на формирование базовых условий нормального развития ребенка: его эмоциональной связи с близкими людьми, общения и игрового взаимодействия с ними. Эти условия и должны воссоздаваться в воспитании ребенка с аутизмом, поэтому необходимы обязательное активное участие его родителей в коррекционном процессе и их обучение и систематическая поддержка [2, 8, 9, 11, 12, 14].
На начальных этапах такого сопровождения наиболее актуальными представляются следующие направления оказания помощи родителям:
- помощь в принятии диагноза (или если он еще не поставлен – информации об угрозе формирования аутистического расстройства);
- объяснение близким ребенка особенностей его психического развития, его актуальных трудностей и возможностей;
- предоставление родителям информации о необходимых ребенку формах развивающего взаимодействия, о коррекционных подходах, наиболее адекватных его возрасту и возможностям психического развития, рекомендаций по выбору специалиста для регулярных коррекционных занятий с ребенком; обсуждение возможностей введения ребенка в дошкольную образовательную организацию;
- объяснение родителям необходимости их участия в коррекционном процессе и их роли в нем: как в совместных занятиях со специалистом, так и в различных формах развивающего взаимодействия с малышом вне этих занятий;
- конкретные рекомендации по организации домашней жизни с ребенком, распределению сил и возможностей участия в этом всех его близких, созданию особого лечебного режима воспитания;
- совместный с родителями анализ уже имеющегося опыта их взаимодействия с малышом, акцентирование его удачных форм и предложения по их поддержанию и развитию; объяснение причин возникавших неудач и определение пути преодоления закрепившегося негативного опыта;
- обучение и помощь в освоении специальных методов и приемов развития взаимодействия с ребенком (в различных формах домашних занятий: совместной игре, просмотре мультфильмов, чтении, рисовании и т.д., на прогулке, в различных бытовых ситуациях);
- помощь в оценке изменений состояния ребенка, ориентации на значимые показатели их позитивности; поддержка достижений близких в освоении предлагаемых приемов и способов коррекционного и развивающего взаимодействия с малышом и собственных находок в их применении.
Таким образом, важнейшей задачей в работе с родителями, воспитывающими маленького ребенка с аутизмом, является нахождение ресурсов для запуска, поддержки и развития возможностей их эмоционального контакта с малышом – необходимого условия психического развития ребенка и формирования большей эмоциональной устойчивости, расширения позитивного опыта взаимодействия с ним у его близких, повышающих их жизненный тонус и уверенность в своих силах и возрастающих умениях.