Раздел 4. Психолого-педагогическая помощь
Психолого-педагогическая помощь в области воспитания и развития ребенка с ОВЗ и психологическая поддержка по преодолению стрессовых переживаний осуществляется специалистами образовательного учреждения, при этом ведущую роль выполняет психолог. Он формирует у родителей объективные представления об особенностях психического развития их ребенка, его возможностях и перспективах в овладении трудовой специальностью. Также в задачи психолога входит и формирование в сознании родителей позитивного взгляда на будущее ребенка [26].
Включение в собственно профориентационный процесс, выбор будущей профессии для ребенка и ребенком - важнейшее направление профориентационной работы.
Главная задача психолога в коррекционной работе с семьей заключается в том, чтобы родитель с его помощью смог увидеть реальную перспективу развития своего ребенка, составить представление о возможных трудностях, которые возникают в определенные возрастные периоды у детей с нарушениями в развитии, а также определить свою роль в процессе психолого-педагогического сопровождения ребенка.
В психокоррекционной работе психолог должен помочь родителю преодолеть иллюзорные представления об особенностях и возможностях ребенка и определить его реальный потенциал при выборе вида труда и будущей профессии.
Психологическая помощь включает также коррекцию психологического состояния родителей, направленную на профилактику невротизации и преодоление психоэмоциональных переживаний родителей, оптимизацию межличностных отношений в семье. Коррекция неадекватных поведенческих стратегий у членов семей осуществляется в процессе:
-формировании адекватных моделей взаимодействия и воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье;
-преодолении межличностной внутрисемейной конфронтации;
-формировании адекватных моделей взаимодействия родителей с членами семьи и в ближайшем окружении;
-оптимизации внутреннего психологического состояния родителей, установлении гармоничного взаимодействия родителя с внешним миром, предупреждении псевдоаутизации и "замыкания" на своей собственной проблеме;
-адаптации родителя в коллективе родителей группы, класса и всего специального учреждения.
С целью осуществления психокоррекционных мероприятий осуществляются родительско-детские тренинги. Основная цель тренинга - установление эффективного взаимодействия и развитие отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком с ОВЗ, между родительско-детскими диадами. В рамках тренингов родители обучаются приемам взаимодействия с ребенком и другими лицами, знакомятся с опытом других семейных пар или детско-родительских диад [18].
Профориентационное содержание тренингов направлено на формирование профориентационной позиции/установки у родителей и осуществление ими обучения детей навыкам формирования коллективного сотрудничества в процессе выполнения общего трудового задания родителей с детьми.
Организация коррекционных занятий «специалист- ребенок с ОВЗ- родитель»
Механизмом снижения напряженности эмоциональных переживаний индивида, согласно положениям классиков отечественной психотерапии (Б.Д. Карвасарский, В.Н.Мясищев и др.), является процесс переключении с предмета переживаний, когда проблемность ситуации понимается как неразрешимая, на деятельность, направленную на преодоление данной проблемы.
Именно такой деятельностью для родителей ребенка с ОВЗ выступает коррекционный профориентированный образовательный процесс их ребенка.
Интеграция родителей в этот процесс может быть осуществлена в рамках организации специальных занятий «специалист - ребенок с ОВЗ - родитель». Это позволяет постепенно исключить проблемы гиперболизации или минимизации недостатков в развитии ребенка с ОВЗ и сформировать адекватные представления о возможностях ребенка, его социализации и вариантах профориентации.
Цель профориентационных занятий «специалист- ребенок с ОВЗ- родитель»:
-формирование психолого-педагогической компетентности родителей по вопросам воспитания, развития, профориентации и социализациии ребенка с ОВЗ;
-ориентирование родителей на потенциальные возможности ребенка с ОВЗ в овладении трудовыми и профессиональными навыками.
Технологии работы:
-подключение родителя в процесс ведения занятия с ребенком с ОВЗ (сначала только присутствие, потом частичное ведение занятия при воспроизведении домашних заданий), демонстрация методических приемов, направленных на коррекцию имеющихся нарушений и формирование трудовой мотивации, поэтапное овладение трудовыми операциями, навыками профессионального труда;
-конспектирование матерью занятий, проводимых психологом;
-самостоятельное проведение отдельных профориентационных занятий или части занятия под контролем психолога;
-выполнение домашних заданий со своим ребенком;
-изготовление наглядных пособий для проведения занятий с ребенком, совместная подготовка с ребенком портфолио «Моя будущая профессия»;
-знакомство родителей со специальной литературой, рекомендованной психологом/ другими специалистами.
Профориентационная работа с родителями молодых лиц с умственной отсталостью, тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР)
Исследования современных авторов свидетельствуют о том, что профориентация и социализация молодых инвалидов с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) значительно затруднена в силу особенностей психофизического развития [20]. Однако опыт государственных и негосударственных образовательных учреждений показывает, что такие лица могут достичь определенной динамики в развитии, что позволит им на доступном уровне быть социализированными и интегрированными в социум. Безусловно, этот процесс не может реализовываться без участия семьи и ее потенциальных возможностей (В.В. Ткачева, 1999, 2005, 2008). Механизмом, обеспечивающим вхождение в социум, является процесс организации социально-психолого-педагогического сопровождения семей лиц с ТМНР в период их школьного обучения и после окончания школы.
Специальное психолого-педагогическое сопровождение лиц с ТМНР, в силу имеющихся комплексных, сочетанных нарушений, должно осуществляться в течение всей их жизни. В этом процессе должна участвовать и семья такого человека, создавая специальные психолого-педагогические условия, обеспечивающие положительную и поступательную динамику его развития.
Потребность к установлению непосредственных контактов между родителями и специалистами производственных предприятий стимулируется работой образовательного учреждения в профориентационном направлении коррекционно-развивающей работы по формированию профессионально-трудовых и социальных навыков у лиц с умственной отсталостью, тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР). При некоторых специальных образовательных учреждениях создаются Консультативные пункты (например, в г.Коврове Владимирской области, при школе VIII вида создан «Университет для родителей»), организующие работу с семьями лиц с умственной отсталостью по вопросам социально-трудовой адаптации и профориентации обучающихся и выпускников школы. В качестве основных форм работы выделяют следующие:
-консультирование родителей специалистами предприятий и учреждений, в которых будет работать или продолжать учиться выпускник специальной школы;
-экскурсии на производственные предприятия, в ПТУ, культурно-просветительские учреждения города;
-демонстрация видеосюжетов о профессиональной деятельности бывших учащихся школы;
-организация встреч родителей и выпускников школы с мастерами производственного обучения;
-проведение открытых уроков СБО, труда, обществознания в присутствии родителей и представителей профессионально-технических учебных заведений;
-создание информационного стенда «Трудовые успехи наших выпускников»;
-встречи учащихся старших классов и их родителей с бывшими выпускниками школы;
-консультирование старшеклассников и их родителей по вопросам профориентации.
Реализация перечисленных выше задач не возможна без включения родителей в профориентационный учебно-воспитательный процесс, что значительно расширяет сферу организованного воспитательного воздействия на учащихся с ОВЗ и позволяет успешно решать задачи их трудового воспитания и овладения будущей профессией .