Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с нарушениями речевого развития

 

История вопроса психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с недостатками речевого развития относится к моменту становления дошкольной логопедии как составной части логопедической науки.

Исследования таких ученых как Р.Е. Левина, С.С. Ляпидевский, С.А. Миронова, Н.А. Чевелева, О.В. Правдина,  Трауготт Н.Н., Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская, В.И. Селиверстов, А.Н. Гвоздев, А. М. Шахнарович, Г.В. Чиркина, Волкова Г.А., Мастюкова Е.М., Т.Б. Филичева, и многих других легли в основу создания системы поддержки и помощи детям с нарушениями речи в развитии, коррекционном обучении и воспитании.

В дошкольных организациях (детских садах) РФ (в то время – СССР) с 1975 г функционируют логопедические группы и специализированные детские сады для детей с нарушениями речи. Содержание диагностики недостатков речевого развития, программ коррекционной помощи, вопросов, связанных с обучением и воспитанием детей дошкольного возраста традиционно дифференцируется на основе психолого-педагогической классификации нарушений речи. Комплектование групп, разработка адаптированных программ, содержания психолого-педагогического сопровождения осуществляется для детей с ФФН, ОНР, заиканием.

Рассмотрим психолого-педагогические особенности данных категорий детей с ТНР.

Дети с ФФН. Несформированность фонематического восприятия (способности узнавать и различать звуки родного языка) оказывает негативное воздействие на речевое развитие детей. Звукопроизношение формируется неполноценно: дети пропускают, искажают и заменяют звуки родного языка. Чаще всего встречаются замены звуков на более простые по способу артикуляции, возможна замена одного звука разными звуками и искажение отдельных звуков в самостоятельной речи при правильном изолированном произношении. В связи  с недоразвитием фонематического восприятия дети затрудняются в узнавании и различении звуков как из одной, так и разных фонетических групп, выделении звуков из слова, определении последовательности звуков в слове. Для детей с ФФН характерны нарушения слоговой структуры слова. Коммуникативные навыки формируются с незначительным отставанием от нормы, в ряде случаев могут соответствовать норме.

В дальнейшем недостатки речевого развития детей с ФФН могут привести к трудностям овладения процессами чтения и письма в школьном возрасте.

В психолого-педагогических характеристиках детей с ФФН чаще всего отмечаются недостатки процессов внимания (концентрации и объема), памяти, работоспособности. Мыслительные операции, как правило, сохранны, однако недостаточен уровень развития произвольности, что может служить причиной трудностей в овладении учебной деятельностью.

Дети с ОНР. На сегодняшний день выделяют 4 уровня ОНР.

Первый уровень речевого развития характеризуется следующим образом. Понимание речи затруднено. Речь состоит преимущественно из лепетных слов, звукоподражаний, незначительного количества общеупотребительных слов. Значение слов неустойчиво, имеет тенденцию к расширению. Возможно наличие простой двусловной фразы. Коммуникативное развитие резко отстает от нормы, встречается полный отказ от коммуникации, речевой негативизм. У детей данной группы выявляются недостатки мыслительной деятельности, внимания, памяти, а также двигательные расстройства, недоразвитие эмоциональной и волевой сфер.

Второй уровень ОНР характеризуется фразовой речью из 2-4 слов, ограниченным лексическим запасом, трудностями его актуализации, выраженными аграмматизмами, недостатками звукопроизношения, слоговой структуры, фонематического восприятия. Страдает понимание обращенной речи, коммуникативные навыки неполноценны. Ярко выражена недостаточность мышления, памяти, восприятия, внимания. Дети быстро устают, темп деятельности снижен, возможны проявления астении или гиперактивности, познавательная активность невысокая, поведение нестабильное, работоспособность низкая.

Для третьего уровня ОНР характерна развернутая фразовая речь с выраженными аграмматизмами. Дети затрудняются в построении связного монологического высказывания. Активный словарь ниже возрастной нормы, присутствуют нарушения звукопроизношения, слоговой структуры, фонематического восприятия, уровень коммуникации недостаточен.

Недостатки других психических функций выражены в меньшей степени, чем у детей с ОНР I – II уровней. Однако трудности концентрации внимания, удержания заданной инструкции, анализа вербального материала, произвольной памяти, недоразвитие двигательной сферы затрудняют освоение таких образовательных областей как «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

IV уровень ОНР характеризуется стойкими остаточными проявлениями недоразвития всех компонентов речевой деятельности, хотя дети владеют развернутой фразовой речью и коммуникативными навыками.

Дети с заиканием. Данные обучающиеся испытывают специфические трудности при продуцировании речевых высказываний в ходе общения. Эти трудности проявляются в непреднамеренных остановках, повторах отдельных звуков, слогов, слов часто сопровождающихся судорогами мышц лица, шеи, конечностей (Ястребова А.В.). Характерной особенностью заикания является то, что указанные трудности возникают только в процессе речевой коммуникации. Вне общения пароксизмов заикания не отмечается.

Заикание как дефект речевой коммуникации носит ситуативный характер, то есть зависит от различных компонентов общения: ситуации, партнера, степени ответственности заикающегося за коммуникацию, значимости для него , и, прежде всего в плане эмоциональной отнесенности, к теме общения.

В зависимости от ситуации возникают определенные факторы, мешающие заикающимся детям достигать коммуникативной цели:

  • нарушение речевой интенции определяется по таким фактам, как характерная поза, демонстрирующие нежелание ребенка общаться в этой ситуации и с данным человеком, бедность или отсутствие проявления выразительных средств мимики, жестов, движений в процессе коммуникации;
  • нарушение формирования коммуникативной задачи выявляется по уходу от темы, интересующей собеседника, по отказу от продолжения речевого общения в зависимости от изменения ситуации или реакции со стороны коммуниканта, а также по эхолалическим ответам;
  • нарушение лексико-грамматического программирования выражается в неправильном выборе функций, форм речи и речевых средств;
  • нарушение звукового осуществления внутренней программы определяется по нецелесообразном выборе громкости, темпа, стиля речи в ситуации общения; наличию речевых судорог, изменению последовательности и логики высказывания, наличию аграмматизмов, которые не связаны с первичным нарушением лексико-грамматического строя речи.

Характерным, в разной степени выраженности, является недостаточное развитие у заикающихся произвольной регуляции. Отмечается, что поведение и деятельность заикающихся отличают импульсивность, неорганизованность, отвлекаемость, неумение приложить волевые усилия для преодоления затруднений и пр.  (Р.Е. Левина, С.А. Игнатьева, С.А. Мирова, Н.А. Чевелева, А.В. Ястребова и др.).

Особенности произвольной деятельности, повышенная возбудимость, лабильность нервных процессов или их заторможенность, неустойчивость и истощаемость психических процессов, пониженная способность к отсроченной реакции у заикающихся ведут к отставанию в развитии регуляторной функции внутренней речи, и в целом, неблагоприятны для овладения развитыми формами речевой коммуникации.

Особые образовательные потребности детей с нарушениями речи

Для получения качественного дошкольного образования и положительной социализации дети с речевыми нарушениями нуждаются в постоянной  систематической психолого-педагогической помощи учителя-логопеда, педагога-психолога, воспитателя, дефектолога, музыкального руководителя, инструктора по физкультуре с активным вовлечением родителей ребенка.

Среди важнейших особых образовательных потребностей детей с нарушениями речи на уровне дошкольного образования можно выделить следующие:

  • выявление детей группы риска и оказание им дифференцированной логопедической помощи;
  • коррекция психофизического недоразвития;
  • сохранение, улучшение психического, физического здоровья детей, поддержание эмоционального благополучия;
  • нормализация поведения, деятельности, личности (развитие общей и речевой организованности, наблюдательности, устойчивости и распределения внимания, контрольных и оценочных действий и т.д.);
  • своевременное оказание логопедической помощи на всех этапах развития;
  • варьирование содержания дошкольного обучения на основе АООП дошкольного образования для детей с ТНР;
  • развитие когнитивной сферы, коррекция двигательных недостатков, стабилизация эмоциональной сферы, регулирование поведенческих отклонений, воспитание познавательных интересов на основе объединения психологических, педагогических, коррекционных мер воздействия;
  • индивидуальный темп освоения программного материала, включения в коррекционную работу для детей с различными нарушениями речи;
  • постоянное наблюдение и мониторинг динамики коррекционного процесса (с целью уточнения логопедического заключения, планирования коррекционных мероприятий, выбора наиболее эффективных мер и способов коррекции);
  • мониторинг усвоения АООП по всем образовательным областям;
  • реализация метода «обходных путей» в коррекции речевых нарушений;
  • целенаправленное воспитание функций планирования, регуляции, контроля и самоконтроля речевой и других видов деятельности;
  • обеспечение расширенной речевой практики в различных образовательных и жизненных ситуациях с включением индивидуальных достижений коррекционной деятельности;
  • профилактика социальной дезадаптации и сегрегации;
  • активное включение родителей детей с речевыми нарушениями во все коррекционно-образовательные мероприятия, просвещение, обучение необходимым приемам коррекционной работы, постоянная психолого-педагогическая помощь;
  • обеспечение равных возможностей для всестороннего развития детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями независимо от тяжести дефекта, социального статуса, нации, языка, пола;
  • воспитание предпосылок к освоению учебных навыков, способствующих успешному школьному старту;
  • развитие преемственности дошкольного общего и начального общего образования с целью поддержания положительной динамики в коррекции речевых нарушений и профилактики школьных трудностей.

Основу для организации психолого-педагогического сопровождения детей 3-7 лет с ТНР составляют Закон «Об образовании», ФГОС ДО, приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 21 января 2019 г. № 32, ПрАООП ДО для детей с ТНР.

ПрАООП ДО для детей с ТНР определяет содержание психолого-педагогического сопровождения на уровне дошкольного образования и условия организации воспитания и обучения, цели, задачи, направления коррекционной работы с воспитанниками с различными речевыми нарушениями.

Необходимым компонентом психолого-педагогического сопровождения детей с ТНР в дошкольном возрасте является создание специальных условий их обучения и воспитания.

Согласно 79-й статье Закона «Об образовании» к специальным условиям  получения образования детьми с ОВЗ является применение специальных программ и методов коррекционного обучения и воспитания, а также специальных учебников, пособий, наглядных материалов, посещение детьми групповых, подгрупповых, индивидуальных коррекционных занятий. Детализация условий для необходимых для успешного образования детей с речевыми нарушениями на уровне дошкольного образования содержится ПрАООП ДО (с.21, 22):

  • Учет при осуществлении образовательной деятельности климатических, социальных, экономических условий.
  • Участие в разработке программы всех членов педагогического коллектива образовательной организации.
  • Отражение во всех образовательных областях общих и специфических принципов и подходов, лежащих в основе разработки Пр АООП.
  • Учет в содержании образовательной деятельности гетерохронности психофизического развития, нарушения речевого развития детей, различных по степени выраженности, индивидуальных различий воспитанников, специфики социокультурной среды, в которой находится ребенок и его семья.
  • Реализация АООП ДО, обеспечивающей социальную адаптацию и коррекцию нарушений речи детей в группах компенсирующей направленности.
  • Учет при разработке основной образовательной программы дошкольного образования в рамках раздела «Коррекционная работа/инклюзивное образование» особенностей психофизического развития воспитанников с речевыми нарушениями и отражение в ней организации, содержания деятельности специалистов сопровождения: учителя-логопеда, педагога-психолога, учителя-дефектолога.
  • Оказание логопедической помощи детям с ОНР, ФФН, заиканием в процессе проведения занятий учителем-логопедом (не реже 2 раз в неделю), различных по форме и содержанию, в соответствии с ПрАООП ДО для детей с ТНР.
  • Оказание педагогом-психологом психологической помощи детям с ОНР, ФФН, заиканием в процессе проведения специальных занятий, консультаций.
  • Реализация комплексного подхода путем оказания педагогической поддержки и коррекционной помощи детям с ОНР, ФФН, заиканием воспитателями и другими педагогами, работающими в образовательной организации.
  • Создание условий для активного участия в коррекционно-образовательном процессе родителей детей с ТНР.

Перечисленные выше условия реализуются в рамках основной образовательной программы дошкольного образования или адаптированной образовательной программы. Документом, фиксирующим рекомендации по выбору программы (условия получения образования) и обязывающим органы управления образованием и образовательные организации создавать специальные условия получения образования обучающимися с ТНР является заключение психолого-медико-педагогической комиссии.

В настоящее время обучающиеся с ТНР могут получить дошкольное образование в группах общеразвивающей, компенсирующей и комбинированной направленности.

При получении образования детьми с ФФН или заиканием в группах общеразвивающей направленности их образование ведется с помощью основной образовательной программы дошкольного образования, включающей раздел «Коррекционная работа/инклюзивное образование».

При обучении детей с ОНР в группе общеразвивающей направленности, их обучение и воспитание осуществляется с помощью адаптированной образовательной программы.

На сегодняшний день определено количество детей в группах, где получают образование дети с ТНР.

В группах компенсирующей направленности:

дети с тяжелыми нарушениями речи в возрасте до 3 лет – 6 детей, в возрасте старше 3 лет – 10 детей;

дети с фонетико-фонематическими нарушениями речи в возрасте старше 3 лет – 12 детей.

В группах комбинированной направленности количество детей в возрасте старше 3 лет может составлять 15 человек, из них – 4 ребенка – это дети с тяжелыми нарушениями речи.

Для успешной коррекции недостатков речи и качественного получения дошкольного образования в группах компенсирующей направленности для детей с ТНР штатное расписание включает штатные единицы следующих специалистов: не менее 1 штатной единицы учителя-логопеда и не менее 0,5 штатной единицы педагога-психолога.

Для успешной коррекции недостатков речи и качественного получения дошкольного образования в группах комбинированной штатное расписание включает штатные единицы учителя-логопеда и педагога-психолога:

ставку учителя-логопеда для 5-12 обучающихся с ОВЗ (в т. ч. с ТНР);

ставку педагога-психолога для 20 обучающихся с ОВЗ (в т. ч. с ТНР).

Деятельность учителя-логопеда на уровне дошкольного образования составляет целенаправленное, последовательное, системное преодоление и компенсацию речеязыковых нарушений, недостатков моторно-двигательного, личностного, эмоционально-волевого развития, развитие мыслительных процессов, пространственно-ориентировочных стратегий, а также памяти, внимания детей с ТНР и включает: профилактическое и коррекционное направления.

Профилактическое направление коррекционно-развивающей работы ориентировано на предупреждение вторичных нарушений развития, последствий и осложнений, обусловленных спецификой речевой недостаточности детей с речевыми нарушениями.

В коррекционной работе (согласно ПрАООП) обучение осуществляется на основе дифференцированного подхода. Учитываются уровни  речевого развития (I уровень; II уровень; III уровень, IV уровень), механизмы и виды речевой патологии (дизартрия, анартрия, алалия, афазия, ринолалия, заикание), структура речевого дефекта, наличие либо отсутствие факторов, провоцирующих появление вторичных речевых нарушений и их возможных последствий: дисграфии, дислексии, дискалькулии в период школьного обучения.

Качественная коррекция нарушений речевого развития в соответствии с ПрАООП предполагает достижение более высокого уровня речевого развития, достаточного для ребёнка, который обеспечит возможность введение полученных и освоенных умений и навыков в разные виды  детской деятельности, бытовые и различные коммуникативные ситуации.

Основными направлениями психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с ТНР являются:

При обучении детей с первым уровнем речевого развития, которые не владеют фразовой речью, предусматривается целенаправленное развитие понимания речи в различных ситуациях и развитие активного говорения на основе подражания. В связи с этим уделяется большое внимание активизации имитативных способностей, подражательной деятельности в различных формах и видах параллельно с развитием слухового внимания и памяти. Важным является обучение ребенка повторению простейших движений педагога в игре, танце, физкультурных и артикуляционных упражнениях, театрализованной деятельности, рисовании, лепке, конструировании, самообслуживании; мотивация и поддержание оречевлении своих действий детьми. К решению этой задачи привлекаются все участники психолого-педагогического сопровождения. Необходимым является обучение родителей ребенка коррекционным приемам работы по развитию подражания, слухового внимания, активного говорения;

При обучении детей со вторым уровнем речевого развития, у которых имеются начатки фразовой речи, предполагается несколько направлений:  дальнейшее развитие понимания обращенной речи, развитие мотивации к активному использованию речи в различных ситуациях и видах деятельности, формирование лексико-грамматического строя речи, формирование самостоятельной фразовой речи – от усвоения моделей простых предложений к более распространенным и сложным, развитие просодики и произношения. Ведущая роль в этой работе отводится учителю-логопеду. Задача участников психолого-педагогического сопровождения максимально способствовать мотивации ребенка к логопедическим занятиям, закреплять освоенные умения в игровой, художественной, музыкальной, физической, практической деятельности, в различных бытовых и коммуникативных ситуациях. Важным является развитие у детей уверенности и позитивного отношения к коррекционно-развивающим мероприятиям, поддержка стремления проявлять волевые усилия в овладении новыми речевыми навыками.

При обучении детей с третьим уровнем речевого развития, у которых имеется развернутая фразовая речь с элементами лексико-грамматического недоразвития, предусматривается:  дальнейшее совершенствование понимания речи на занятиях и в других видах деятельности, совершенствование лексико-грамматических средств языка, развитие дифференцированного фонематического слуха и восприятия (различение на слух оппозиционных звуков речи: свистящих - шипящих, твердых - мягких, звонких - глухих, сонорных, совершенствование навыков звукового анализа и синтеза с обучением элементам грамоты, автоматизация навыка правильного произношения слов сложной слоговой структуры, развитие развернутой фразовой диалогической и монологической грамотной речи, совершентвование коммуникативных умений и закрепление усвоенных навыков вербального общения. Для всех участников психолого-педагогического сопровождения необходима координация мероприятий по расширению речевой практики, совершенствованию вербальной коммуникации, мотивации детей к овладению предпосылками грамоты.

При обучении детей с четвертым уровнем речевого развития предусматриваются такие направления работы как обогащение и коррекция недостатков лексического и грамматического строя речи, развитие активной самостоятельной развернутой фразовой речи, коррекция имеющихся недостатков слоговой структуры и совершенствование произносительной стороны речи, развитие умений звуко-слогового анализа и синтеза с опорой на слуховое восприятие, овладение первоначальными  навыками чтения и письма, овладение соответствующими возрасту коммуникативными умениями. В психолого-педагогическом сопровождении фокус внимания смещается на подготовку к школьному обучению, профилактику возможных последствий речевого дизонтогенеза.

При обучении детей с ФФН 5-6 года жизни выделяются следующие направления: формирование и закрепление правильной артикуляции звуков, воспитание навыков контроля и автокоррекции правильной артикуляции, развитие умений различать на слух звуки в словах и фразах, определять последовательность слов в предложениях, количество и последовательность звуков и слогов в словах, формирование интонационных средств выразительности речи, осознанное включение интонационных средств в разные виды речевой деятельности, овладение на практическом уровне понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение». В психолого-педагогическом сопровождении параллельно с основной логопедической работой большое значение имеет воспитание слухового внимания детей, развитие музыкального слуха, чувства ритма, навыков контроля за процессом и результатом речевой и любой другой деятельности. Эти направления реализуются как в музыкальной, физической, игровой, театрализованной деятельности, так и при организации досуга детей.

При обучении детей с ФФН 6-7 года жизни предусмотрено: закрепление правильной артикуляции в различных речевых высказываниях, умений различать на слух звуки речи; дифференциация на практическом уровне понятий «звук», «слог», «слово», «предложение», «твердые-мягкие звуки», «звонкие – глухие звуки»; развитие умения определять последовательность слов в предложении, звуков и слогов в словах; формирование навыков звукового анализа и синтеза; знакомство, запоминание некоторых букв алфавита, обучение умению выкладывать простые слоги и слова; совершенствование коммуникативной сферы. В психолого-педагогическом сопровождении важно развивать у детей мотивацию к осознанию звучащей речи, как собственной, так и окружающих в самых разных видах деятельности, сформировать стремление говорить четко, понятно, грамотно в любых ситуациях.

При обучении детей с заиканием предусмотрено постепенное овладение детьми различными по отношению к деятельности во времени высказываниями и разной степенью их ситуативности. Компенсация дефицитов в формировании навыков общения осуществляется в соответствии с общей линией формирования в онтогенезе коммуникативных процессов и речевой деятельности в целом и предусматривает развитие умений и навыков коммуникации для адекватного, свободного, активного использования их в разнообразных условиях общения с разными собеседниками и на разные темы.

Коррекция заикания у детей дошкольного возраста требует активного использование речевых средств в ходе взаимодействия с другими людьми в ситуациях общения, моделирующих различные события детской жизни, а не механического повторения в однообразных условиях общения. Применение активных форм закрепления навыка плавной речи способствуют и нормализации базовых предпосылок коммуникативной деятельности заикающихся  - умения ориентироваться в ситуации, вступать в речевое общение, видеть состояние партнера по общению, понимать его, поддерживать беседу, регулировать свое общее и речевое поведение и проч. Неотъемлемой часть психолого-педагогического сопровождения является организация речевого режима, предусматривающего создание ситуаций непосредственной коммуникации и включение в них детей, с учетом тех коммуникативных навыков, которое у них сформированы (с учетом этапа коррекции заикания). Данная деятельность должна реализовывать как всеми участниками психолого-педагогического сопровождения, так и родителями детей с заиканием. Другим базисным компонентом психолого-педагогического сопровождения детей с заиканием является нормализация особенностей поведения, деятельности, личности.

Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями речи 3-7 лет включает: системное и разностороннее развитие речи и коррекцию речевых расстройств в зависимости от вида и тяжести речевых нарушений; социальное и коммуникативное развитие в условиях семьи, дошкольных образовательных организаций; минимизацию недостатков сенсомоторного и психического развития различными средствами; активизацию познавательной и творческой деятельности, развитие высших психических функций; профилактику возможных отклонений в освоении элементов грамоты; предупреждение и коррекцию коммуникативных трудностей, просветительскую деятельность, в т ч с использованием современных информационных средств, компьютерных технологий, которая направлена на разъяснение родителям (законным представителям) и другим участникам образовательных отношений, вопросов, касающихся специфики коррекционного обучения и воспитания  детей с недостатками речевого развития.