2.3. Разработка и реализация индивидуально ориентированных рабочих программ обязательных специальных занятий «Развитие восприятия и воспроизведения устной речи»
Обучение строится на основе индивидуально ориентированных рабочих программ.
Рабочая программа состоит из четырех разделов:
- пояснительная записка, в которой раскрываются цели и задачи коррекционно-развивающей работы, содержание занятий, организация и условия их проведения;
- планируемые результаты обучения - личностные, метапредметные и предметные;
- календарно - тематическое планирование обучения, включающее календарно –тематический план, в котором в табличном виде раскрываются направления (разделы работы), темы и содержание работы по теме, примерный речевой материал, примерный дидактический материал, характеристика деятельности обучающихся, примерные сроки.
- оценивание планируемых результатов обучения, включающее содержание и методику стартовой диагностики и периодического учета (мониторинга достижения планируемых результатов).
Важное значение придается определению личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.
При проектировании личностных результатов учитывается, что в системе образования обучающихся с нарушениями слуха важное значение придается воспитанию, формированию социально значимых личностных качеств, жизненных компетенций.
Используемый на занятиях учебный материал направлен на развитие у обучающихся социально значимых личностных качеств, в том числе уважения и любови к Отечеству, овладения морально – нравственными правилами и нормами и их реализацией в процессе жизнедеятельности; стремления и готовности к расширению социальных контактов с использованием устной коммуникации с детьми и взрослыми в учебной и внеурочной деятельности в образовательной организации, в семье, в различных социальных ситуациях. Важное значение придается развитию экологической культуры, интереса к достижениям отечественной и мировой культуры, к жизнедеятельности выдающихся людей, сознательного отношения к ценности здорового образа жизни, реализации правил индивидуального и коллективного безопасного поведения. Развитие данных качеств личности у обучающихся осуществляется на основе преемственности с воспитательным процессом в ходе всей учебной и внеурочной (внешкольной) деятельности, в том числе с учетом семейного воспитания.
В рабочих программах проектируется последовательное усложнение личностных результатов с позиций развития жизненных компетенций, гражданских качеств личности. Например, если в 5 классе у глухих обучающихся, получающих образование на основе АООП ООО (вариант 1.2), формирование социально значимых личностных качеств связано с развитием уважения и любви к Отечеству, принятием ценности качественного учебного труда, реализации знакомых правил взаимодействия со взрослыми и детьми в разных видах учебной и внеурочной деятельности, заботливого отношения к членам своей семьи и дружеского со сверстниками, а также с представлениями о правилах поведения в различных жизненных ситуациях, то в 10 классу – с ценностно-смысловыми установками, отражающими гражданские позиции с учетом морально-нравственных норм и правил, с развитием правосознания, социальных компетенций, с осознанием российской идентичности в поликультурном социуме, с готовностью к саморазвитию и личностному самоопределению, со способностью ставить цели и строить жизненные планы с учетом, в том числе достигнутого уровня образования, овладения словесной речью, навыками устной коммуникации, наличии определенных ограничений в социально - профессиональной сфере, связанных с нарушением слуха.
Подчеркнем, что практика формального перечисления личностных результатов, к сожалению, весьма распространенная при разработке календарно -тематического планирования и планов занятий, является ошибочной. Проектируемые учителем-дефектологом (сурдопедагогом) личностные результаты каждого обучающегося и тематика учебного материала по развитию восприятия устной речи, а также речевой материал по темам, должны быть тесно связаны. Например, если как личностный результат в рабочей программе отмечается развитие у обучающихся уважения и любви к Отечеству, то в программе обязательно должна быть запланирована тема «Моя страна (мой город и др.)», «Новости в стране (за рубежом и др.)», тесты, вопросы и задания к ним, способствующие сознательному овладению обучающимися данным качеством личности; если планируется личностный результат, связанный с развитием здорового и безопасного образа жизни, то включается учебный материал (речевой материал, включающий тексты, вопросы и задания) по темам «Здоровый образ жизни», «Жизнь без опасностей». Формированию личностных результатов, связанных со взаимодействием со взрослыми и детьми в социуме, включая семью, нравственных качеств личности способствует учебный материал по темам «Общаемся в школе (дома, в транспорте, в поликлинике, в театре и др.), «Я и мои друзья (моя семья)», «Настоящий друг», «Отношения в семье», «Вежливость»; с расширением кругозора, познавательных интересов - материал по темам «Мировая художественная культура», «Великие открытия», «Отдых, развлечения», с развитием экологической культуры – по теме «Природа и человек», «Человек в городе», с формированием гражданской зрелости – по темам «Права и обязанности граждан», «Права и обязанности лиц с нарушениями слуха».; с готовностью к будущей профессиональной деятельности - по теме «Деловые документы» и др.
Проанализируем подходы к планированию метапредметных результатов обучения в индивидуализированных рабочих программах. Важным метапредметным результатом является развитие у обучающихся стремления и готовности к качественному достижению планируемых результатов учебной деятельности, в том числе к овладению устной речью. У обучающихся целенаправленно развивается способность использовать речевые средства при решении коммуникативных и познавательных задач, умения выражать собственные мысли, чувства и потребности в логичных и грамотных самостоятельных устных высказываниях, в том числе, развернутых, в соответствии с коммуникативной ситуацией или по теме (в том числе, с опорой на план, опорные слова и словосочетания), по иллюстрации (серии иллюстраций), при использовании компьютерной презентации и др. Они систематически и целенаправленно побуждаются к участию в устной коммуникации при обсуждении темы (текста, события, поступков и др.). У обучающихся развиваются инициативные высказывания - логичные и грамотные, достаточно внятные и естественные, понятные окружающим. Они учатся использовать знакомые речевые высказывания в типичных ситуациях, связанных с соблюдением речевого этикета - приветствия, поздравления, выражения чувств, просьбы, извинения и др.
К важным метапредметным результатам относится реализация обучающимися сформированных умений восприятия (слухозрительно и на слух) и воспроизведения устной речи в процессе учебной и внеурочной деятельности. На занятиях у обучающихся развиваются навыки смыслового чтения, а также техники чтения при реализации произносительных возможностей. Целенаправленно совершенствуются у обучающихся навыки планирования, контроля и самостоятельного оценивания собственных учебных и коммуникативно - речевых действий в соответствии с поставленной задачей. Планируется, что к 10 классу у обучающихся должна быть сформирована личностная рефлексия процесса овладения устной речью, способность понимать необходимые условия для достижения успеха в ее овладении, принимать ситуацию неуспеха, понимать ее причины и конструктивно действовать самостоятельно или с помощью учителя.
Обучающиеся последовательно достигают важного метапредметного результата - выражение в устных высказываниях непонимания при затруднении в восприятии речевой информации, самостоятельное формулирование вопросов, способствующих пониманию речи друг друга собеседниками.
К метапредметным результатам относится также использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет) и применение информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами, в том числе, при подготовке устных ответов и выступлений с использованием компьютерных презентаций.
Подчеркнем, что метапредметные результаты достигаются при обязательной реализации преемственности при планировании и осуществлении учебной и внеурочной деятельности в разных организационных формах образования.
Планирование предметных результатов осуществляется с учетом фактического состояния слухозрительно и слухового восприятия устной речи, ее произносительной стороны каждого обучающегося (по результатам специального обследования), уровня его общего и речевого развития, других индивидуальных особенностей.
Предметные результаты планируются по всем основным направлениям работы, представленным выше.
При разработке текстов учитывается, что, с одной стороны, используются большие по объему тексты при последовательном увеличении их объема, усложнении лексического состава и грамматической структуры входящих предложений, с другой – весьма короткие тексты монологического характера (прежде всего, правила, теоремы, выводы по учебному материалу) и микродиалоги при их последовательном усложнении. Например, у глухих обучающихся, получающих образование на основе АООП ООО (вариант 1.2), в процессе развития слухозрительного восприятия (с помощью индивидуальных слуховых аппаратов) используются:
в 5 классе - монологические высказывания разговорного и учебно-научного стилей (до 6 - 8 предложений - простых распространенных, сложносочиненных и сложноподчиненных, включая предложения с прямой речью) разных функционально-смысловых типов - повествование, описание (бытовое, пейзажное), диалогические единства разговорного и учебно-делового стилей, включающих до 6 - 8 предложений - простых распространенных, сложносочиненных и сложноподчиненных, короткие высказывания монологического характера и микродиалоги разговорного, учебно-научного и учебно-делового стилей с предсказуемой логико-структурной схемой, включающих вопросно-ответные единства, выясняющие определенный элемент мысли с побуждением назвать его, а также вопросно-ответные единства, требующие подтверждения или отклонения чего-либо, формулы речевого этикета;
в 6 классе - монологические высказывания разговорного, художественного и учебно-научного стилей (текстов до 8 - 10 предложений - простых распространенных, сложносочиненных и сложноподчиненных, включая предложения с прямой речью) разных функционально-смысловых типов - повествование, описание (бытовое, пейзажное), короткие стихотворные тексты (фрагментов стихотворений), диалогические единства и полилоги разговорного и учебно-делового стилей, включающих до 8 - 10 предложений (простых распространенных, сложносочиненных и сложноподчиненных), короткие высказывания монологического характера и микродиалоги с предсказуемой логико-структурной схемой, включающие вопросо-ответные единства, требующие подтверждения или отклонения чего-либо, согласие – несогласие и др.), а также формулы речевого этикета;
в 7 классе – монологические высказывания разговорного, художественного и учебно-научного стилей (до 10 - 12 предложений – простых распространенных, сложносочиненных и сложноподчиненных) разных функционально-смысловых типов – повествование, описание (бытовое, пейзажное, портретное); стихотворные тексты (фрагментов стихотворений); диалогические единства и полилоги разговорного и учебно-делового стилей, включающих до 10 - 12 предложений – простых распространенных, сложносочиненных и сложноподчиненных, а также реплики, состоящие из нескольких предложений; короткие высказывания монологического характера и микродиалоги, включающих сообщение, вопрос и ответ на него, а также сообщение и встречное сообщение, побуждение к действию и ответную реакцию;
в 8 классе – монологические высказывания разговорного и художественного стилей (включающих не менее 10–12 предложений – простых распространенных, сложносочиненных и сложноподчиненных) разных функционально-смысловых типов – повествование, описание (бытовое, пейзажное, портретное), стихотворные тексты (фрагментов стихотворений), а также неадаптированные тексты учебно-научного и справочно-информационного стилей; диалогические единства и полилоги разговорного, учебно-делового и справочно-информационного стилей, включающих не менее 10–12 предложений – простых распространенных, сложносочиненных и сложноподчиненных, а также реплик, состоящих из нескольких предложений, короткие высказывания монологического характера и микродиалоги с предсказуемой логико-структурной схемой, включающие реплики различного характера (вопрос - ответ, сообщение, встречное сообщение, согласие – несогласие, повествование, распространение и др.);
в 9 классе – монологические высказывания разговорного и художественного стилей (включающих не менее 12–15 предложений – простых распространенных, сложносочиненных и сложноподчиненных) разных функционально-смысловых типов – повествование, описание (бытовое, пейзажное, портретное), стихотворные тексты (фрагментов стихотворений), а также неадаптированные тексты учебно-научного, публицистического и справочно-информационного стилей; диалоги (в том числе, при предъявлении двумя речевыми партнерами, повернувшись лицом к друг другу, т.е. находясь в положении в полупрофиль по отношению к обучающемуся) и полилоги разговорного, учебно-делового, учебно-научного и справочно-информационного стилей, включающих не менее 12 -15 предложений - простых распространенных, сложносочиненных и сложноподчиненных, а также реплик, состоящих из нескольких предложений, короткие высказывания монологического характера и микродиалоги с предсказуемой и непредсказуемой логико-структурной схемой, включающие реплики различного характера (вопрос - ответ, сообщение, встречное сообщение, согласие – несогласие, повествование, распространение и др.);
в 10 классе – монологические высказывания разговорного и художественного стилей (включающих не менее 15 предложений – простых распространенных, сложносочиненных и сложноподчиненных) разных функционально-смысловых типов – повествование, описание (бытовое, пейзажное, портретное), стихотворные тексты (фрагментов стихотворений), а также неадаптированные тексты учебно-научного (включающих знакомую обучающимся лексику учебных предметов), официально-делового, публицистического, справочно-информационного и информационного стилей, диалоги и полилоги разговорного, учебно-делового, официально-делового, учебно-научного, публицистического и справочно-информационного и информационного стилей, включающих до 15 предложений –- простых распространенных, сложносочиненных и сложноподчиненных, а также реплик, состоящих из нескольких предложений, короткие монологические высказывания и микродиалоги.
Рассмотрим, примерные требования к текстам для развития речевого слуха у слабослышащих обучающихся, получающих образование на основе АООП ООО (вариант 2.2):
в 5 классе слабослышащие обучающиеся учатся воспринимать на слух и слухозрительно адаптированные и неадаптированные тексты монологического характера, включающие до 10–12 предложений (с учетом уровня слухоречевого развития каждого обучающегося) – простых нераспространенных и распространенных, сложносочиненных и сложноподчиненных, и короткие монологические высказывания разговорного и учебно-научного стилей различных функционально-смысловых типов (повествование; рассуждение; описание - бытовое и пейзажное); диалоги и полилоги разговорного и учебно-делового стилей при постепенном увеличении объема до 8–10 реплик, в том числе, включающих несколько предложений, и микродиалоги с предсказуемой логико-структурной схемой, включая формулы речевого этикета;
в 6 классе - адаптированные и неадаптированные тексты монологического характера, включающие до 12 - 15 предложений (с учетом уровня слухоречевого развития каждого обучающегося) и короткие монологические высказывания разговорного, учебно-научного и художественного стилей различных функционально-смысловых типов - повествование, рассуждение, описание (бытовое, пейзажное, портретное); диалоги и полилоги разговорного и учебно-делового стилей при увеличении объема до 10 – 12 реплик, в том числе, включающих несколько предложений, а также микродиалоги, включающие вопросо-ответные единства, выясняющие определенный элемент мысли с побуждением назвать его, а также основные формулы речевого этикета;
в 7 классе - адаптированные и неадаптированные тексты монологического характера, включающие до 14–15 предложений, и короткие монологические высказывания разговорного, учебно-научного и художественного стилей различных функционально-смысловых типов - повествование, рассуждение, описание (бытовое, пейзажное, портретное); диалоги и полилоги разговорного, учебно-делового и художественного стилей при увеличении объема до 12–15 реплик, в том числе, включающих несколько предложений, а также микродиалоги, включающие вопросо-ответные единства, выясняющие определенный элемент мысли с побуждением назвать его, а также основные формулы речевого этикета;
в 8 классе - адаптированные и неадаптированные тексты монологического характера, включающие до 15–17 предложений, в том числе, включающие отдельные слова, незнакомые по значению, смысл которых понятен из контекста, а также короткие монологические высказывания разговорного, учебно-научного, научно - справочного, публицистического и художественного стилей различных функционально-смысловых типов - повествование, рассуждение, описание (бытовое, пейзажное, портретное); диалоги и полилоги разговорного, учебно-делового, научно - справочного и художественного стилей при увеличении объема до 15 предложений, микродиалоги с предсказуемой логико-структурной схемой, включающие реплики различного характера (вопрос - ответ, сообщение, встречное сообщение, согласие – несогласие, повествование, распространение и др.);
в 9 класс – адаптированные и неадаптированные тексты монологического характера, включающие до 17 - 20 предложений, в том числе, с включением отдельных слов, незнакомых по значению, смысл которых понятен из контекста, а также короткие монологические высказывания разговорного, учебно-научного, научно - справочного, публицистического и художественного стилей различных функционально-смысловых типов – повествование, рассуждение, описание (бытовое, пейзажное, портретное); диалоги и полилоги разговорного, учебно-делового, научно – справочного, публицистического и художественного стилей при увеличении объема до 17 - 20 предложений, и микродиалогов с предсказуемой логико-структурной схемой, включающие реплики различного характера (вопрос - ответ, сообщение, встречное сообщение, согласие – несогласие, повествование, распространение и др.);
в 10 классе – адаптированные и неадаптированные тексты монологического характера, включающие до 19–20 предложений, в том числе, с включением отдельных слов, незнакомых по значению, смысл которых понятен из контекста, а также коротких монологических высказываний разговорного, учебно-научного, научно-справочного, официально-делового, публицистического и художественного стилей различных функционально-смысловых типов - повествование, рассуждение, описание (бытовое, пейзажное, портретное); диалоги и полилоги разговорного, учебно-делового, научно-справочного, публицистического и художественного стилей при увеличении объема до 20 предложений, в том числе, с включением отдельных слов, незнакомых по значению, смысл которых понятен из контекста, а также реплики, состоящие из нескольких предложений, и микродиалоги с предсказуемой логико-структурной схемой, включающие реплики различного характера (вопрос - ответ, сообщение, встречное сообщение, согласие – несогласие, повествование, распространение и др.),
Из приведенных требований к текстам понятны их различия для глухих и слабослышащих обучающихся. При разработке текстов учитывается общее и слухоречевое развитие каждого обучающегося, его познавательные интересы, особенности взаимодействия в социуме на основе устной коммуникации, в том числе в условиях семейного воспитания.
Подчеркнем, что уже с 5 класса тексты состоят из простых предложений (нераспространенных и распространенных) и сложных (сложносочинённых и сложноподчиненных).
Анализ требований к текстам свидетельствует о постепенном усложнении материала, предъявляемого и глухим, и слабослышащим обучающимся: расширение используемых стилей речи, увеличение объема текстов при последовательном усложнении лексико-грамматической структуры предложений, включенных в тексты, в том числе при обучении слабослышащих обучающихся за счет использования незнакомых слов, смысл которых понятен из контекста, обязательное включение коротких монологических высказываний и микродиалогов.
Для сравнения различий в содержании и объеме текстов, разрабатываемых для пятиклассников и десятиклассников, приведем примеры текстов для слабослышащих обучающихся:
- примерный текст для 5 класса, первое полугодие:
Береги свой слуховой аппарат
Твои слуховые аппараты – это твои помощники. Очень важно правильно заботиться о них.
Не давай свои слуховые аппараты друзьям и не пользуйся чужими аппаратами. Чужой аппарат может принести вред твоему слуху.
Следи за тем, чтобы аппараты не падали на пол.
Обязательно снимай аппараты, когда принимаешь ванну, моешься под душем. Не гуляй под дождем без зонта.
Снимай аппараты, когда сушишь волосы феном.
Убирай аппараты подальше от домашних животных.
Следи за чистотой вкладышей, промывай в теплой мыльной воде и хорошо высушивай полотенцем.
Вопросы и задания к тексту: Ты пользуешься аппаратом постоянно? Как ты считаешь, в чем тебе помогают слуховые аппараты? Как надо ухаживать за слуховыми аппаратами? Можно пользоваться чужими аппаратами? Ты снимаешь аппараты, когда занимаешься плаванием (принимаешь душ)? Ты снимаешь аппараты, когда сушишь волосы феном? Расскажи, как ты ухаживаешь за вкладышами. Как ты думаешь, почему периодически надо менять ушные вкладыши? Подготовь сообщение для ребят 4 класса: «Правила пользования слуховыми аппаратами».
- примерные тексты диалогического и монологического характера для 10 класса, первое полугодие:
Как написать заявление
– Ты знаешь, что заявление – это официальный документ в письменной форме? В нем гражданин сообщает должностному лицу (директору, начальнику) информацию или просьбу. В заявлении может быть выражена просьба допустить к вступительным экзаменам, зачислить в колледж, принять на работу, уволить с работы по собственному желанию. – Понял. А еще в каких случаях пишется заявление? - Заявления могут быть написаны в случае покупки бракованного товара и в других случаях. – Спасибо. Понял. А как оформляется заявление? - В личном заявлении в правом верхнем углу пишется, кому направляется заявление – должность, фамилия, имя, отчество. Затем пишется, от кого заявление – фамилия, имя, отчество, паспортные данные, адрес автора заявления. Если заявление пишет ученик или студент, то обязательно указывается, например, «ученика 10 «А» класса». Если заявление пишется на работе, то указывается должность работника. Слово «заявление» пишется посередине, затем ставится точка. – Понятно. Посмотри, я правильно написал? – Да. Все верно. Точка ставится только после слова «заявление». – А дальше излагается просьба или предложение? – Да. Постарайся изложить кратко, точно и грамотно. Например, «Прошу допустить меня к вступительным экзаменам в колледж.» – Посмотрите, я правильно написал заявление с просьбой допустить к вступительным экзаменам в колледж? – Да. В конце не забудь написать дату и поставить личную подпись.
Вопросы и задания. Что такое «заявление»? О чем можно сообщить в заявлении? Кому может быть адресовано заявление? Как правильно оформить заявление? Дополни предложение «Заявление – это официальный документ в …». Напиши заявление директору школы с просьбой отпустить тебя на спортивные сборы.
***
Автобиография
Автобиография – это деловой документ. Автобиографию пишут при устройстве на работу (трудоустройстве), поступлении на учёбу.
В автобиографии человек описывает основные события своей жизни с указанием дат.
Автобиография всегда начинается с того, что человек пишет свою фамилию, имя и отчество, год и место рождения, в каком месте проживает (зарегистрирован). Например: «Я – Иванов Иван Иванович родился в 1991 году в городе Москве. Зарегистрирован по адресу: город Москва, улица Норильская, дом 5, квартира 45».
Затем указывается информация о семье. Например: «Мать – Иванова Мария Ивановна, отец – Иванов Николай Иванович». Можно представить информацию о братьях и сестрах. Например: «Имею брата – Иванова Ивана Николаевича, 1995 года рождения».
Обязательно надо написать о своем образовании, начиная со школы. Например: «В … году поступил, в … году окончил …школу – интернат № … (аттестат об основном общем образовании №…)».
В автобиографии можно сообщить о своих достижениях. Например: «Занимаюсь спортивным плаванием, награжден Дипломами I степени за участие в спортивных соревнованиях в 1999, 2000 году». Приведем другой пример: «Занимаюсь бальными танцами, неоднократно был победителем фестиваля «Надежда» (1998г., 1999г., 2000г.).
Если человек работал раньше и работает в настоящее время, то в автобиографии указываются сведения о работе: название учреждения (организации, фирмы), её адрес, год приема и увольнения, на какой должности работал, какие обязанности выполнял. Например, работал в театре «Мимики и жеста», по адресу: город Москва, Измайловский бульвар, дом 1, с 1. 08. 2015 года по 1.09. 2020 года в должности гримера.
Вопросы и задания. Что такое автобиография? Какие сведения указываются в автобиографии? С чего надо начать автобиографию? Прочитай план и составь автобиографию. Расскажи свою автобиографию.
План
- Фамилия, имя, отчество, год и место рождения, место регистрации.
- Семья.
- Образование.
- Достижения.
Наряду с весьма большими по объему текстами в работу включаются короткие монологические высказывания (в основном, правила, теоремы, выводы и др.) и микродиалоги. Приведем микродиалоги для 5 класса при реализации АОО ООО (вариант 2.2):
– Какие завтра уроки? - Математика, русский язык история, география, физкультура.
– Как дела? - Нормально. – (Хорошо).
– Поздравляю с Новым годом! – Спасибо. Я тоже тебя поздравляю!
Приведем микродиалоги в 10 классе при реализации АОО ООО (вариант 2.2)
– Ты знаешь, что пересказ текста – сложное задание? – Конечно, знаю. Мы уже начали готовиться к экзамену по русскому языку. А вы? – И мы начали готовиться к этому экзамену.
- Какую профессию ты хочешь получить? – Я хочу получить профессию тренера. – А каким видом спортом ты занимаешься? – Я с детства занимаюсь плаванием, кандидат в мастера спорта. - Молодец! Желаю тебе успехов! – Спасибо!
– Ты выбрал профессию? – Да. Я хочу быть зубным техником. – Почему? – Мои родители работают зубными техниками. Я был у них на работе много раз. Мне нравится эта профессия.
На занятиях ведется работа по развитию восприятия (слухозрительнои на слух) отдельных фраз, слов и словосочетаний по указанным выше темам. Наряду с достаточно большими по объему фразами разных стилей личного, справочно-информационного, научного, официально-делового и публицистического характера (при постепенном увеличении входящих в них слов, широком использовании сложносочиненных и сложноподчиненных предложений), используются короткие общеупотребительные и часто используемые разговорные фразы личного, учебно-организационного и справочно-информационного характера, состоящие из одного - трех слов (например: Как дела? Как здоровье? Что нового? Пойдем в кино! Сколько времени? Который час? Все хорошо! Разрешите пройти!). В процессе обучения широко используются поговорки, пословицы и известные изречения.
Приведем примеры фраз, слов и словосочетаний по темам «Я и моя семья, мои друзья», «Природа и человек», «Будь здоров!», «Любимые праздники»[1] (5 класс, первое полугодие)
У тебя есть друг (подруга)? С кем ты дружишь? Какие книги ты прочитал летом? Что ты будешь делать вечером? Почему ты такой грустный (веселый)? Я обиделся на ... Что ты делал в воскресенье (в выходные дни, в субботу и воскресенье, вечером)? Мы ездили в гости к бабушке и дедушке (ходили гулять в лес / в парк и др.) Мы играли в футбол (в компьютерные игры, пили чай с пирогом и др.). Я тоже люблю (мне тоже нравится) играть в компьютерные игры (читать, рисовать ...). Математика (русский язык …), домашнее задание, выполнил, выучил (не выучил), успел (не успел) сделать уроки.
Какое твое любимое время года? Осенью очень красиво в лесу! На деревьях и на земле разноцветные листья. Лес становится ярким, нарядным. Листья становятся желтыми, красными, оранжевыми. Прогноз погоды. Какой прогноз погоды? Какая завтра погода? Какая температура воздуха? Сегодня плюс два (минус 20, обещают пасмурную, дождливую погоду (солнечную, теплую, прохладную, холодную и др.).
Ты обедал (позавтракал, …)? Ты уже пообедал (позавтракал, …). У меня нет времени (нет аппетита). Правильное питание сохраняет здоровье. Ты успела пообедать? Ты неправильно питаешься. Надо есть не менее трех раз в день. Обязательно ешь фрукты и овощи, молочные продукты (суп, рыбу, мясо, кефир, йогурт, молоко, сыр, масло, каши, яйца…).
Скоро Новый год! Давайте наряжать (украшать) елку! Повесь (повешу) на ветку (верхнюю, нижнюю, справа, слева…), прикрепи на макушку… Поставь Снегурочку (…) под елку. Поздравляю с Новым годом! Желаю здоровья (счастья, успехов в учебе, исполнения желаний)! Что тебе подарить? Что ты хочешь, чтобы тебе подарили? Запускать фейерверки можно только вместе со взрослыми! В нашей школе будет новогодняя дискотека. Мы готовим концерт. Сделай на компьютере Новогоднюю открытку! Посмотри, какую я сделал открытку! Поздравь с Новым годом маму (…).
Вежливый (невежливый), надо быть вежливым, настоящий друг, вежливо попросить, извиниться, не ссорьтесь; мы с папой (бабушкой и дедушкой, …), компьютерные игры, играть в футбол (…), ездить в гости, ходить в гости, я иду в гости, гулять в парке, выходные дни, воскресенье, суббота.
Осень (зима), плюс (минус) 5 градусов, разноцветные листья, желтые, красные листья, лес белоснежный, прогноз погоды на завтра, пасмурная (дождливая, ясная, солнечная) погода, температура воздуха.
Полезные продукты, правильное питание, здоровье, сохранять здоровье, нет времени, надо есть…, ешь, аппетит, нет аппетита, молочные продукты, кефир, йогурт, молоко, сыр, масло, рыба, мясо, фрукты, овощи, суп, каши, яйца, принимай (принимаю) витамины.
Дед Мороз, Снегурочка, игрушки (шары, …), фейерверк, новогодняя дискотека, наряжать елку, послать (написать, сделать на компьютере) открытку (поздравления).
Дружный – дружить – дружно – дружба - друг - подруга; ссориться – поссорились – не ссорьтесь; обида – обиделся (обиделась) – обижаться; осень – осенний – осенью; холодная – прохладная; дождь – дождливая; солнце – солнечная; завтракать – завтракал(а) – позавтракал(а) – завтрак; ужинать – …; обедать – ...; молоко – молочные; здоровье – здоровый; поздравить – поздравление, праздник – праздничный – праздновать.
Примеры пословиц и поговорок: «Друзья познаются в беде», «Что в августе соберешь, с тем и зиму проведешь», «Овощи на столе, здоровье в доме».
Приведем примеры фраз, слов и словосочетаний, рекомендуемых для развития восприятия устной речи обучающихся 10 класса (АООП ООО, вариант 2.2) по темам «Права и обязанности граждан Российской Федерации», «Деловые документы», «Готовимся к экзаменам»[2]:
Права человека в России закреплены в Конституции Российской Федерации, Подготовь компьютерную презентацию и устное выступление по теме «Права граждан России» («Обязанности граждан России», «Права лиц с нарушениями слуха»). Первые упоминания о правах глухих появились в документах в XVII веке. В России законы, определявшие права глухих, отражали сочувствие и заботу о них. В 1995 году был принят Федеральный Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». В России созданы Советы по делам инвалидов. В Советы по делам инвалидов входят представители от общественных организаций глухих. Оказание медицинской помощи инвалидам, обеспечение лекарствами осуществляется бесплатно или на льготных условиях. Государство гарантирует инвалиду право на получение информации. Органы социальной защиты населения оказывают помощь в получении услуг по сурдопереводу, в предоставлении сурдотехники. Инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости.
Резюме – это деловой документ, который необходим при поиске работы. Каковы Ваши профессиональные (личные) качества? Кем и где Вы хотите работать? Какое у Вас образование? Вы владеете компьютерными технологиями? Есть ли у Вас водительские права? В резюме надо включить следующую информацию: цель поиска работы, общие сведения, образование, опыт работы, дополнительные сведения. В резюме надо указать фамилию, имя, отчество, возраст, адрес и телефон. В разделе «Дополнительные сведения» надо указать, что у тебя снижен слух. В резюме отметь, как ты владеешь устной речью. Практически свободно общаюсь со слышащими людьми на основе устной речи. Я пользуюсь слуховыми аппаратами. Хочу работать среди лиц с нарушениями слуха. В резюме используй простой шрифт (размер не больше 12-го), даты, названия компаний и учебных заведений выделяй жирным шрифтом. Резюме должно быть кратким. Проверь текст на наличие ошибок. Резюме рассылаются по кадровым агентствам и предлагаются работодателю. Правильно составленное резюме поможет устроиться на работу.
Пересказ текста – сложное задание. Чтение книг, просмотр фильмов, спектаклей и пересказ их содержания семье или товарищам очень поможет. Выпускнику предоставляется карточка с тремя вариантами – необходимо выбрать только один. Можно выбрать описание, повествование или рассуждение. Задания 1 и 2 выполняются с использованием одного текста: задание 1 – чтение текста, задание 2 – пересказать прочитанного текста. В задании 3 нужно выбрать один из трёх предложенных вариантов задания: описание фотографии, повествование на основе жизненного опыта, рассуждение по одной из проблем. Задание 4 – диалог (ответ на вопросы экзаменатора) по теме предыдущего задания. Постарайся полностью выполнить задания, говорить ясно и чётко. Старайся говорить грамотно.
Права (обязанности) человека (гражданина, гражданина Российской Федерации), права и свободы человека, Конституция Российской Федерации, закреплены, представлены, изложены, глава 2 Конституции России, «Права и свободы человека и гражданина», права лиц с нарушениями слуха, законы, сочувствие и забота, образование, законодательные акты, инвалиды по слуху, медицинское обслуживание, социальная защита, Федеральный Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Советы по делам инвалидов, общественные организации глухих, Всероссийское общество глухих (ВОГ).
Резюме, деловой документ, поиск работы, составить резюме, должность, фамилия, имя, отчество, профессиональные (личные) качества, включить в резюме, поиск работы, общие сведения, образование, опыт работы, дополнительные сведения, должность, укажи свою фамилию (имя, отчество, возраст, адрес и телефон), общие сведения, плохо слышу, хорошо общаюсь на основе устной речи, пользуюсь слуховыми аппаратами, хочу работать среди людей с нарушениями слуха, уровень владения компьютерными технологиями, простой (жирный) шрифт, наличие ошибок, кадровые агентства, работодатель, устроиться на работу.
Пересказ текста, карточка с тремя вариантами заданий, необходимо (надо) выбрать один вариант, три темы, описание, повествование, рассуждение, чтение текста, описание фотографии, рассуждение по проблеме, диалог, ответы на вопросы, экзаменатор, постарайся говорить ясно и чётко, старайся говорить грамотно.
В индивидуально ориентированных рабочих программах следует предусмотреть последовательное усложнение условий восприятия обучащимися речевого материала с учетом жизненных потребностей обучающихся, социокультурных, природных и других региональных условий их проживания.
Рассмотрим усложнение требований к условиям восприятия в процессе обучения глухих обучающихся. В 5-7 классах на занятиях обучающиеся воспринимают речевой материал в условиях естественного шума в помещении, т.е. кабинеты для занятий не оборудованы шумопоглощаемыми материалами; в 8 класса - при его предъявлении разными дикторами в естественных условиях коммуникации, а также на фоне незначительного шума, разговора; в 9 -10 классах – при предъявлении учителем в разном темпе ( в нормальном и умеренно – быстром), а также разными дикторами в естественных условиях коммуникации и в видеозаписи, в том числе, при естественном расположении речевых партнеров при диалоге (полилоге), при предъявлении на фоне незначительного шума (включая шум улицы), негромкого разговора, негромкой музыки.
Проанализируем усложнение условий восприятия речевого материала при обучении слабослышащих обучающихся. В 5 классе обучающиеся воспринимают речевой материал (при пользовании индивидуальными слуховыми аппаратами и без аппаратов), предъявляемый учителем голосом разговорной громкости и шепотом (при увеличении расстояния с учетом индивидуальных возможностей обучающихся); при относительной тишине и на фоне незначительного естественного шума в помещении, разговора (в аудиозаписи); в 6 классе реализуются условия, предусмотренные в 5 классе, и добавляется восприятие на фоне шума улицы, в том числе сигналов различных видов транспорта и др., музыки (в аудиозаписи); в 7 классе – на фоне бытовых шумов, шума от природных явлений, в метро, в поезде и др. (с учетом региональных особенностей); в 8 - 10 классах – при предъявлении речевого материала в разном темпе (нормальном и умеренно – быстром), разными дикторами (с различными тембрами голосов) в естественных условиях коммуникации, а также по телефону, в аудио - и видеозаписи.
Из приведенных примеров видно, что усложнение условий восприятия предусмотрено и для глухих, и для слабослышащих обучающихся.
Отметим что предъявление обучающимся речевого материала разными дикторами (учителями) в естественных условиях коммуникации предполагает составление временного расписания занятий («по скользящему графику»), при котором учителя – дефектологи (сурдопедагогики) несколько раз в полугодие ведут занятия с обучающимися, с которыми не работают постоянно («обмениваются» учениками).
Календарно-тематическое планирование осуществляется по полугодиям. При распределении часов по основным направлениям работы учитывается, что время на специальную работу по развитию восприятия устной речи и ее произносительной стороны делится пополам. Предусматривается также время в начале каждого учебного года на проведение обследования обучающихся: стартовой диагностики восприятия и воспроизведения устной речи в 5 классе, обследование произносительной стороны речи – в 6 -10 классах; в конце каждого полугодия отводится не менее 3 - 4 занятий на проведение мониторинга достижения обучающимися планируемых предметных результатов.
При планировании работы по восприятию устной речи предусматривается, что в каждой четверть и на каждом занятии используется учебный материал по трем темам, одна из которых «Изучаем школьные предметы»; на полугодие планируется пять тем, одна из которых «Изучаем школьные предметы». Это побуждает обучающихся к внимательному слушанию. Учитывается также, что на каждом занятии проводится работа по двум направлениям - развитие речевого слуха и слухозрительного восприятия устной речи.
При календарно-тематическом планировании учитывается также, что требования к объему текстов, структуре предложений и др., предъявляемых в разных полугодиях, отличаются несущественно, однако речевой материал в соответствии с темами изменяется. Тем самым увеличивается объем речевого материала, который обучающиеся достаточно свободно воспринимают слухозрительно и на слух, говорят грамотно, достаточно внятно и естественно, реализуя произносительные возможности.
В системе основного общего образования реализуются разработанные в отечественной сурдопедагогике технологии развития речевого слуха, слухозрительного восприятия устной речи у глухих и слабослышащих обучающихся (Багрова И.Г., 1990, Кузьмичева Е.П., 1991, Назарова Л.П., 2001, Королевская Т.К., Пфафенродт, 2004, Кузьмичева Е.П., Яхнина Е.З., 2011, Кузьмичева Е.П., Шевцова О.В., Яхнина Е.З., 2013 и др.).
Предусматривается, что незнакомые по звучанию фразы, слова и словосочетания предъявляются сразу для распознавания слухозрительно/на слух, затем для опознавания обучающимися в сочетании с уже отработанным речевым материалом. При затруднении в восприятии фраз, слов и словосочетаний используются сурдопедагогические приемы работы, представленные в названных выше пособиях для учителей и студентов вузов.
При планировании работы с текстом с глухими и слабослышащими обучающимися учитывается необходимость ее проведения на нескольких занятиях (работа с текстом занимает только часть времени на занятии). Как правило, на первом занятии обучающиеся сначала воспринимают текст целиком до двух раз, каждый раз повторяя воспринятое (используются запланированный способ восприятия текста обучающимся – слухозрительно или на слух), потом воспринимают текст по предложениям, предъявляемым последовательно, и повторяют то, что восприняли (обучающиеся воспринимают текст по предложениям в условиях, аналогичных первичному целостному восприятию текста; используются известные сурдопедагогические приемы, направленные на точное восприятие фраз), затем читают текст и отвечают на основные вопросы по его содержанию. На втором занятии, вспомнив основное содержание текста или снова прочитав его, обучающиеся, не зависимо от способа восприятия текста на первом занятии, воспринимают на слух предъявленные вразбивку фразы, слова и словосочетания из текста (с опорой на письменный текст, находящийся перед ними) и повторяют их; ведется работа по развитию речевого слуха, внятного и достаточно естественного воспроизведения речевого материала при реализации произносительных возможностей, а также над пониманием содержания текста (при широком использовании наглядного материала, отражающего содержание текста, в том числе представленного в компьютерной презентации); после повторного чтения текста, обучающиеся отвечают на вопросы. На третьем занятии, вспомнив основное содержание текста или снова прочитав его, обучающиеся пересказывают текст (в том числе, с опорой на план или основные слова и словосочетания, выделяемые сначала с помощью учителя, а затем самостоятельно; а также используя цитаты из текста или предложенные учителем высказывания, изречения, пословицы и др.), ведут диалог или полилог по теме текста, высказывают собственные аргументированные суждения по обсуждаемой теме.
Важное значение на занятиях придается работе по совершенствованию произносительной стороны речи учеников. В процессе коррекционно-развивающей работы реализуются основные направления, перечисленные выше (2.1). Учитывается, что к положительным факторам, влияющим на устную речь обучающихся, относится активная и осознанная мотивация овладения устной речью, целенаправленно формируемая в образовательно-коррекционном процессе на протяжении всех лет обучения, а также при общении вне школы. К отрицательным факторам, влияющим на по коррекции нарушений произношения у обучающихся, следует отнести то, что дефекты оказываются стойкими. Их исправление требует весьма продолжительного времени, целенаправленного закрепления правильного произношения в ходе всего образовательно-коррекционного процесса при контроле со стороны учителей и самоконтроле обучающихся.
Планирование работы над произношением осуществляется с учётом фактического состояния произносительной стороны речи каждого обучающегося по результатам специального обследования, включает работу по развитию речевого дыхания и голоса, звуковой и ритмико-интонационной структурой речи. У обучающихся закрепляются умения слитного произнесения слов, в нормальном темпе, выделяя ударение, соблюдая звуковой состав, орфоэпические нормы, а также знания основных орфоэпических правил, их применение при чтении и в самостоятельных высказываниях. Ведется работа над внятным и достаточно естественным произнесением фраз при реализации произносительных возможностей, в том числе воспроизведения ритмико-интонационной структуры речи, воспроизведением текстов диалогического и монологического характера. Важное значение придается развитию самоконтроля произношения. Обучающиеся целенаправленно побуждаются к реализации сформированных произносительных умений в самостоятельных высказываниях в процессе учебной и внеурочной деятельности, включая спонтанное общение, а также при работе над техникой чтения на уроках литературы.
При планировании работы над произношением предусматриваются два направления коррекционно-развивающей работы. Первое направление связано с автоматизацией произносительных умений, достижением обучающимися достаточно внятной, естественной, эмоциональной и выразительной речи. Второе направление реализуется при необходимости (с учётом индивидуальных особенностей овладения произношением обучающимися) и связано с коррекцией нарушений произношения - голоса, звуков речи и др., закреплением правильного воспроизведения речевого материала.
Виды речевой деятельности обучающихся в процессе развития произносительной стороны речи включают: подражание речи учителя; чтение речевого материала; называние иллюстраций (предметов и др.); воспроизведение рядовой речи (дни недели, времена года и др.); дополнение предложений с опорой на иллюстрацию (начало предложения) и их воспроизведение; восприятие на слух отрабатываемого в произношении речевого материала; самостоятельная речь - полные и краткие устные ответы на вопросы; выполнение заданий, воспринятых слухозрительно или на слух, с краткими или полными устными комментариями к собственным действиям, высказывания монологического характера о себе и окружающих, о событиях, по обсуждаемой теме, по иллюстрации/серии иллюстраций, компьютерной презентации и др., участие в диалоге /полилоге по содержанию текста (по теме, событию и др.) при инициировании собственных высказываний; пересказ текста (полный и краткий), в том числе с опорой на план, опорные слова и словосочетания, самостоятельное составление диалогов и монологических высказываний, близких по смыслу к воспринятому тексту; использование типичных речевых высказываний в ситуациях, связанных с соблюдением речевого этикета (приветствия, поздравления, выражения чувств, просьбы, извинения и др.).
На занятиях, как отмечалось выше, целенаправленно активизируются и закрепляются умения обучающихся выполнять необходимые коммуникативные действия в соответствии с воспринятой информацией, что способствует более уверенному деловому и личностному общению обучающихся на основе устной речи в процессе учебной и внеурочной (внешкольной) деятельности.
Обеспечение качественного образования предполагает систематический мониторинг восприятия и воспроизведения устной речи. Отметим, что в 5 классе на уровне основного общего образования в начале учебного года проводится стартовая диагностика восприятия и воспроизведения устной речи обучающимися, в 6 – 10 классах в начале учебного года проводится аналитическая проверка произношения. Текущий учёт достижения планируемых результатов проводится на каждом занятии. Мониторинг достижения планируемых личностных, метапредметных и предметных результатов проводится в конце каждого полугодия. Виды проверок, связанные с восприятием устной речи и произношением, их содержание и методика, подходы к анализу и оценке полученных результатов освещены в учебной и методической литературе (Рау Ф.Ф., Слезина Н.Ф., 1981, Багрова И.Г., 1990, Кузьмичева Е.П., 1991, Королевская Т.К., Пфафенродт, 2004, Кузьмичева Е.П., Яхнина Е.З., 2011 и др.).
Результаты всех проверок фиксируются в протоколах и сохраняются в карте слухоречевого развития каждого обучающегося, которая ведется на протяжении всех лет начального и основного общего образования.
Достижение планируемых личностных и метапредметных результатов оценивается в ходе педагогического наблюдения и анкетирования/опроса участников образовательных отношений, включая обучающихся, педагогических работников (учителей, воспитателей, педагога-психолога, социального педагога), работающих с данным обучающимся, по- возможности, родителей (законных представителей) и/или других родственников, обучающихся.
В конце каждого учебного года составляются характеристики устной речи обучающихся, которые предоставляется администрации образовательной организации. В ее составлении участвуют учитель-дефектолог (сурдопедагог), учителя-предметники, другие педагогические работники, осуществлявшие образование обучающихся в течение учебного года.
Результаты мониторинга обязательно обсуждаются на заседаниях психолого – педагогического консилиума и педагогических советах образовательной организации, а также на методических объединениях с целью обеспечения достижения планируемых результатов Программы коррекционной работы каждым обучающимся, повышения эффективности образовательно -коррекционного процесса.
[1] Речевой материал по теме «Изучаем школьные предметы планируется совместно с учителями-предметниками, включает знакомую обучающимся лексику учебных предметов.
[2] Речевой материал по теме «Изучаем школьные предметы. Готовимся к экзаменам» панируется совместно с учителями - предметниками.