1.2. Организация, содержание и методические аспекты образовательно-коррекционной работы на уроках развития речи

«Развитие речи» как учебная дисциплина входит в предметную область «Филология» – наряду с другими дисциплинами языкового цикла: русским языком, литературой и иностранным (английским) языком.

В системе ООО, реализуемой в соответствии с требованиями основной образовательной программы (при обучении слышащих школьников), «Развитие речи» не имеет статуса самостоятельного учебного предмета, а интегрируется в содержание курсов «Русский язык» и «Литература». Это является уместным по отношению к обучающимся с нормальным психофизическим развитием, но оказывается недостаточным для их сверстников с нарушениями слухового анализатора, включая кохлеарно имплантированных (КИ), глухих, а также позднооглохших и слабослышащих школьников. В данной связи учебный предмет «Развитие речи» включён во все учебные планы и представлен на всех годах обучения на уровне ООО, реализуемого на основе ПАООП:

– вариант 1.2: с 5 по 10 классы;

– вариант 2.2: с 5 по 9 классы в I отделении образовательной организации и с 5 по 10 классы во II отделении.

Основной формой организации образовательно-реабилитационной работы по развитию речи обучающихся с нарушениями слуха является урок. Существуют разные типы уроков. Каждый из них, как отмечено П.И. Пидкасистым, представлен различными видами.

В систематизированном виде сведения о типах и видах уроков предметной области «Филология», реализуемых в системе образовательно-коррекционной работы с обучающимися с нарушениями слуха на основе ПАООП (варианты 1.2 и 2.2), отражены в таблице 1.

 

Таблица 1 – Типы и виды уроков предметной области «Филология»

№ п/п Типы уроков Виды уроков Структура (этапы урока)
1. Изучения нового материала ·     урок-беседа,

·     урок-учебная конференция,

·     проблемный (эвристический) урок и др.

I. Организационный момент

II. Предъявление нового материала

III. Итог урока

2. Совершенствования знаний, умений и навыков · урок-семинар,

· урок-экскурсия,

· урок самостоятельная работа (репродуктивного типа),

· урок закрепления изучаемого материала и др.

I. Организационный момент

II. Повторение изученного материала

III. Итог урока

3. Обобщения и систематизации изученного материала Предусмотрены разные виды, присущие урокам всех типов, например:

· урок-семинар,

· урок-проблемная дискуссия;

· повторительно-обобщающий урок и др.

I. Организационный момент

II. Обобщение и систематизация изученного материала

III. Итог урока

4. Комбинированный Предусмотрены разные виды, присущие урокам всех типов. I. Организационный момент

II. Повторение изученного материала

III. Предъявление нового материала

IV. Закрепление изученного материала

V. Итог урока

5. Контроля знаний, умений и навыков · урок-практикум,

· урок-письменный опрос,

· урок-контрольная работа (в виде изложения, сочинения),

· урок-защита творческой работы и др.

I. Организационный момент

II. Контроль знаний обучающихся

III. Итог урока

 

В соответствии с указанными в таблице типами и видами уроков осуществляется определение логики образовательно-коррекционной работы с обучающимися в рамках учебной дисциплины «Развитие речи».

Уроки развития речи, предусматривающие изучения нового материала

Уроки данного типа ориентированы на овладение новым для обучающихся содержанием и понятиями (в т.ч. при частичном самостоятельном освоении за счёт работы с учебной и справочной литературой, включая электронные словари и иные источники из интернет-ресурсов).

Уроки этого типа, реализуемые в виде учебной конференции (одного из их видов), предусматривают предъявление объёмного речевого материала, насыщенного информацией, с вычленением и обсуждением проблемных вопросов, что требует определенной речевой готовности школьников к таким видам деятельности. В данной связи не рекомендуется проводить уроки в названом формате с обучающимися, осваивающими ООО по варианту 1.2 АООП в связи с отсутствием у глухих школьников возможности в течение продолжительно периода времени воспринимать устную речь на слухозрительной основе. С обучающимися, осваивающими программный материал по варианту 2.2 АООП ООО, целесообразно проводить уроки-учебные конференции эпизодически, но не ранее 7 класса в I отделении и 8 класса во II отделении. Обозначенные периоды являются примерными, при их определении учителю следует руководствоваться познавательными возможностями и уровнем речевого развития обучающихся конкретного класса.

Организация урока развития речи в формате учебной конференции с позднооглохшими, слабослышащими, КИ обучающимися может быть осуществлена следующим образом.

Предварительно школьникам сообщается тема предстоящей конференции и перечень вопросов, предусмотренных для обсуждения. Например, «На родине М.В. Ломоносова» (тематический раздел «Человек в обществе», 7 класс I отделения и 8 класс II отделения). Каждому обучающемуся (либо паре учеников) предлагается подготовить сообщение и презентацию по одному из проблемных вопросов, даются рекомендации относительно ресурсов, обеспечивающих получение необходимой информации.

В числе вопросов, подлежащих обсуждению на уроке развития речи, могут быть следующие: «Деревня Мишанинская в детские годы Михаила Ломоносова», «Село Ломоносово Архангельской области в современный период», «"Экскурсия" в историко-мемориальный музей М.В. Ломоносова», «Сохранение древних традиций и Куростровских и Холмогорских косторезчиков в современном селе Ломоносово» и др.

Школьники в процессе самостоятельной работы дома (либо в читальном зале библиотеки) осуществляют подготовку к предстоящему уроку, отбирая необходимый речевой и иллюстративный материал, оформляя его на слайдах. Непосредственно в ходе урока обучающимся предлагается выступить с подготовленным сообщением, а также ответить на вопросы одноклассников и учителя.

При подведении итога урока, школьникам может быть предложено высказать своё мнение относительно того, какое сообщение они посчитали наиболее интересным, лучшим среди всех представленных. Результаты деятельности обучающихся на уроке-учебной конференции могут быть отражены в их портфолио.

Уроки развития речи, ориентированные на совершенствование знаний, умений и навыков обучающихся

В ходе уроков такого типа происходит совершенствование знаний, закрепление навыков и развитие социальных компетенций, которыми школьники овладевали на предыдущих этапах работы, в частности, в связи с освоением нового материала. Это предусматривает проведение фронтальных и индивидуальных опоросов обучающихся, организацию выполнения упражнений в устной и письменной форме.

Например, в рамках второго урока по теме «На родине М.В. Ломоносова» обучающимся может быть предложено составить рассказ-описание с опорой на пейзажные фотографии, иллюстрирующие современное село Ломоносово. Такая деятельность предваряется подготовкой плана, выполнением лексико-стилистических упражнений, предусматривающих подбор синонимов, антонимов, замену словосочетаний фразеологизмами, анализ известного высказывания этого выдающегося деятеля науки, литератора, художника. Работа на таком уроке завершается, как правило, записью составленного рассказа.

Уроки развития речи, ориентированные на обобщение и систематизацию изученного материала

Уроки развития речи данного типа имеют интегрированный характер. В их процессе осуществляется совершенствование умений, обогащение и уточнение знаний, приобретённых обучающимися с нарушениями слуха по наиболее значимым, узловым вопросам программы, которые осваивались на протяжении длительного периода, преимущественно в течение учебной четверти или полугодия. С этой целью школьникам предлагается выполнение следующих видов деятельности:

– сочинение по репродукции картины с включением в структуру продуцируемого текста диалога между изображёнными персонажами. Например, Первый снег» И.А. Попова, «Вратарь» С.А. Григорьева, «Спор» Ю.И. Пименова и др.;

– перевод диалогического текста в монологический, например, в связи с реализацией образовательно-коррекционной работы по тематическому разделу «Культура общения»;

– изложение с творческим заданием, предваряющееся составлением плана. Например, изложение на тему «О добрых чувствах» (по В.А. Сухомлинскому) и др.

Благодаря таким урокам задачи речевого развития обучающихся с нарушениями слуха решаются комплексно. В частности, в ходе урока реализуется работа, связанная с уточнением семантики лексических единиц, их включением в состав словосочетаний и предложений; структурированием диалогических единств; продуцированием устных и письменных монологических высказываний на материале, имеющем высокую коммуникативную значимость, содействующем инкультурации личности школьников, обогащению их социального опыта.

Если в рамках обобщения и систематизации изученного материала учитель предусматривает проведения урока в формате проблемной дискуссии, то следует принять во внимание, что он требует достаточного для этого уровня речевого развития обучающихся, в связи с чем целесообразен для проведения в 8–10 классах, что определяется учителем с учётом возможностей учащихся, их познавательных способностей.

Уроки развития речи комбинированного типа

В системе образовательно-коррекционной работы со всеми без исключения обучающимися с нарушения слуха урок данного типа является самым распространённым. Это обусловлено тем, что при его проведении имеется возможность обеспечить актуализацию ранее приобретённых школьниками знаний с последующей организацией работы по новой теме, а также осуществить закрепление осваиваемого материала.

Допускается организация закрепления, а также контроля знаний и приобретаемых обучающимися умений параллельно с предъявлением нового материала. Очень важно, чтобы проверка ранее изученного (2 этап урока) не была чрезмерно продолжительной – в ущерб освоению нового материала и его закреплению. Оптимальным промежутком времени для реализации образовательно-коррекционной работы на 2-ом этапе урока является 10–12 минут.

Уроки развития речи, ориентированные на контроль знаний, умений и навыков обучающихся

Уроки развития речи данного типа реализуются в следующие периоды:

– в начале учебного года (в ходе стартовой диагностики),

– по окончании каждой учебной четверти (в виде рубежного контроля по результатам образовательно-коррекционной работы за 1, 2, 3 четверти),

– в конце учебного года (в связи с проведением промежуточной аттестации). Преимущественно это осуществляется в связи с организацией самостоятельной письменной работы обучающихся с нарушениями слуха: подготовкой изложений и сочинений разного вида.

Работа над сочинениями и изложениями проводится в течение всего учебного года, а не только в целях осуществления контроля по итогам четверти (учебного года). Однако изложения и сочинения, организуемые в течение четверти, выполняет преимущественно обучающую функцию, а не контрольную. На конкретном речевом материале обучающихся учат выделению микротем, составлению плана и структурно-семантической организации высказывания в соответствующей логике с наполнением его определённым содержанием.

После проведения контрольных процедур (на следующем уроке) следует в обязательном порядке организовать работу над ошибками посредством выполнения обучающимися лексико-грамматических упражнений, ориентированных на коррекцию нарушений, закрепление приобретаемых речевых навыков.

В ходе уроков развития речи (разного типа) необходимо избегать формальной деятельности обучающихся в виде ответов на вопросы учителя и механического выполнения многочисленных тренировочных упражнений. Следует побуждать школьников с нарушениями слуха обращаться к сверстникам и учителю с инициативными высказываниями, задавать вопросы, дополнять сообщения одноклассников, выражать мотивированное согласие либо несогласие с их мнением.

Удельный вес речевой продукции обучающихся с нарушениями слуха в период обучения на уровне ООО должен быть больше того, который используется учителем. Исключение могут составлять уроки контроля знаний, умений и навыков школьников, предусматривающие самостоятельно выполнение ими объёмной письменной работы, например, в виде изложения и сочинения.

Содержание уроков развития речи на каждом году обучения представлено комплексом тематических разделов. Темы, входящие в состав каждого раздела, получившие отражение в ПАООП ООО (варианты 1.2 и 2.2) являются примерными, в связи с чем в случае обоснованной необходимости могут быть скорректированы или изменены учителем.

Тематические разделы, отражающие основное содержание образовательно-коррекционной работы на уроках развития речи, зафиксированы в таблице 2.

Таблица 2 – Основное содержание уроков развития речи

Вариант 1.2 АООП ООО
56 классы 710 классы
«Школьная жизнь (Изучаем школьные предметы)», «Моя страна (мой город и др.)», «Новости в стране (за рубежом, в городе, школе и др.)», «Общаемся в школе (дома, в транспорте, в поликлинике, в театре и др.), «Я и мои друзья (моя семья)», «Здоровый образ жизни», «Отдых, развлечения», «Природа и человек», «Человек в городе», «Жизнь без опасностей», «Дружба и настоящий друг», «Отношения в семье», «Вежливость (речевой этикет)», «Деловые документы», «Школьные мероприятия», «Любимые праздники», «Интересные профессии», «Полезные советы», «Моё будущее». «Человек в обществе», «Культура общения», «Мировая художественная культура», «Природа и человек», «Деловые документы», «Изучаем школьные предметы».

Примечание: на последнем году обучения тематический раздел «Изучаем школьные предметы» дополнен подразделом «Готовимся к экзаменам».

Вариант 2.2 АООП ООО
1 отделение (5 класс),

2 отделение (56 классы)

1 отделение (6–9 классы),

2 отделение (710 классы)

«Школьная жизнь (Изучаем школьные предметы)», «Моя страна (мой город и др.)», «Новости в стране (за рубежом, в городе, школе и др.)», «Общаемся в школе (дома, в транспорте, в поликлинике, в театре и др.), «Я и мои друзья (моя семья)», «Здоровый образ жизни», «Отдых, развлечения», «Природа и человек», «Человек в городе», «Жизнь без опасностей», «Дружба и настоящий друг», «Отношения в семье», «Вежливость (речевой этикет)», «Деловые документы», «Школьные мероприятия», «Любимые праздники», «Интересные профессии», «Полезные советы», «Моё будущее». «Человек в обществе», «Культура общения», «Мировая художественная культура», «Природа и человек», «Деловые документы», «Изучаем школьные предметы».

Примечание: на последнем году обучения тематический раздел «Изучаем школьные предметы» дополнен подразделом «Готовимся к экзаменам».

 

Учебное время, выделяемое на уроки развития речи, является различным для школьников с нарушениями слуха, обучающихся на уровне ООО по разным вариантам ПАООП. Эти сведения отражены в таблице 3.

Таблица 3 – Количество уроков развития речи в неделю на разных годах обучения

Вариант ПАООП ООО Классы Всего часов
5 6 7 8 9 10
Вариант 1.2 3 3 3 1 1 2 13
Вариант 2.2 (отделение I) 2 2 2 2 2 1 9
Вариант 2.2 (отделение II) 3 1 1 1 1 2 9

 

Как следует из содержания представленной таблицы, наибольшее количество часов на уроки развития речи выделяется при обучении глухих школьников (вариант 1.2 ПАООП ООО). Это обусловлено тем, что глухота, по сравнению с тугоухостью, является более тяжёлым нарушением слухового анализатора, препятствующим спонтанному развитию словесной речи, тогда как слабослышащие и тем более КИ имплантированные школьники имеют возможность интенсивнее овладевать языковыми средствами, коммуникативно-речевыми умениями с опорой не только на сохранные анализаторы, но и остаточный слух.

В соответствии с содержанием образовательно-коррекционной работы и учебными планами, представленными в ПАООП ООО (варианты 1.2 и 2.2), учитель осуществляет подготовку рабочей программы по учебной дисциплине «Развитие речи».

В основу структурирования программного материала по развитию речи положены тематический и концентрический принципы. Это означает, что образовательно-коррекционная работа реализуется в соответствии с выделенными тематическими разделами. Тематические разделы повторяются в разных учебных четвертях и на разных годах обучения (см. таблицу 2), но работа по ним реализуются на разном речевом материале с его постепенным усложнением. Исключение составляет тематический раздел «Деловые документы», который осваивается 1 раз в год. Начиная с 7 класса и заканчивая последним годом обучения на уровне ООО, работу по этому разделу рекомендуется проводить в течение 3 учебной четверти. Это обеспечивает возможность избежать формализма в образовательно-коррекционной работе, рационально использовать время уроков развития речи, обеспечить мотивированный характер деятельности, ориентированной на освоение обучающимися особенностей подготовки и оформления деловых документов.

Структурным компонентом рабочей программы по развитию речи является календарно-тематический план. Особенности его структурирования продемонстрированы ниже (см. таблицу 4) на примере 7 класса – на основе ПАООП ООО (вариант 2.2, II отделение).

 

 

Таблица 4 Примерное тематическое планирование уроков развития речи (вариант 2.2 ПАООП ООО, II отделение)

№ п/п Направления (разделы работы) темы Часы Характеристика деятельности обучающихся
I четверть (9 часов)
1. Изучаем школьные предметы

Моё расписание уроков (продуцирование диалогических единств)

1 Участие в диалоге, построение сообщений о расписании уроков в 7 классе, о новых учебных дисциплинах: алгебре, геометрии, физике, информатике. Чтение предложенных учителем и анализ диалогов между учениками, которые встретились в школе после летних каникул. Составление диалогов тематического цикла «Школа» с опорой на предложенный иллюстративный материал.
2. Природа и человек

Из дневника Коли Синицына: контрольная работа (входное оценивание)

1 Стартовая диагностика: контрольная работа по отрывку произведения Н. Носова «Дневник Коли Синицына»: 11 июля. Выполнение контрольных заданий на основе заданного текста:

1) запись диалога героев в виде монолога;

2) письменное оформление ответов на вопросы:

– каким было эмоциональное состояние Коли, когда Толя сказал ему, что пчёлы танцуют? Что почувствовал Коля?

– Почему у Коли возникла эта эмоция?

– Почему Коля стал смеяться?

3. Мировая художественная культура

И.И. Бродский. «Летний сад осенью» (устный рассказ по пейзажной картине)

1 Словесное иллюстрирование представленного пейзажа, соотнесение первого четверостишья стихотворения А.С. Пушкина «Унылая пора, очей очарованье» с изображением на картине.

Составление плана. Продуцирование с опорой на план и репродукцию пейзажной картины устного рассказа. Письменное выполнение лексико-грамматических и лексическо-стилистических упражнений, связанных с подбором эпитетов, включением в состав заданных предложений прилагательных и наречий.

*4. Природа и человек

Труд людей осенью (устный рассказ по серии сюжетных картинок)

1 Составление описательно-повествовательного рассказа по серии сюжетных картинок, иллюстрирующих труд людей осенью. Письменное выполнение лексико-грамматических и лексико-стилистических упражнений: подбор синонимов и антонимов к указанным словам, составление цепочек однокоренных слов от указанной лексической единицы.
5. Человек в обществе

И.И. Шишкин – певец русского леса (подготовка к сочинению)

1 Чтение и анализ текста, посвящённого творчеству художника И.И. Шишкина. Словесное иллюстрирование пейзажных изображений, представленных на репродукциях картин «Лес», «Дождь в дубовом лесу», «Корабельная роща», «Утро в сосновом лесу». Подготовка к написанию сочинения (описательного рассказа) по репродукции картины И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу», составление плана.
6. Мировая художественная культура

И.И. Шишкин. «Утро в сосновом лесу» (описательный рассказ с элементами рассуждения по репродукции картины)

1 Продуцирование описательного рассказа с опорой на ранее подготовленный план и репродукцию картины И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу». Включение в структуру рассказа рассуждений по поводу мастерства художника.
7. Культура общения

Культура общения в гостях и при приёме гостей (продуцирование диалогических единств)

1 Анализ сюжетных изображений, составление с опорой на них диалогических единств. Формулирование правил общения в гостях и при приёме гостей.
8. Изучаем школьные предметы

Чем мне запомнились новые учебные предметы (продуцирование диалогических единств)

1 Участие в диалоге, продуцирование сообщений о том, с чем обучающиеся познакомились в процессе изучения новых предметов: алгебры, геометрии, физики, информатики, а также о своих любимых учебных дисциплинах.

Проверка восприятия на слух и воспроизведения тематической и терминологической лексики учебной дисциплины, а также лексики по организации учебной деятельности.

9. Мировая художественная культура

И.А. Попов «Первый снег»: сочинение (рассказ-описание) по репродукции картины

1 Рубежный контроль (контрольная работа за 1 четверть): сочинение по репродукции картины И.А. Попова «Первый снег».
II четверть (8 часов)
*10. Человек в обществе

4 ноября – День народного единства (продуцирование сообщений по иллюстрациям и фотографиям)

1 Обсуждение истории возникновения праздника, продуцирование сообщений на основе личного опыта и с опорой на иллюстрации (фотографии) о состоявшемся праздновании 4 ноября. Участие в групповой коммуникации. Письменное выполнение лексико-грамматических и лексико-стилистических упражнений: построение предложений с опорой на заданные слова и словосочетания, подбор прилагательных к заданному существительному.
*11. Человек в обществе

Иван Грозный – первый царь всея Руси: подробное изложение текста

1 Чтение и анализ предложенного текста. Работа с толовым словарём: установление лексического значения слов. Написание подробного изложения.
12. Культура общения

Вежливая просьба и вежливый отказ (продуцирование связных высказываний)

1 Обсуждение правил культуры коммуникации, в т.ч. в ситуациях, требующих выражения в вежливой форме просьбы и отказа. Обсуждение возможных причин отказа в просьбе со стороны обратившегося, включая необходимость соблюдения закона, обеспечения личной безопасности и безопасности окружающих людей. Письменное выполнение лексико-грамматических и лексико-стилистических упражнений: структурирование предложений, отражающих вежливое выражение просьбы и отказа.
13. Человек в обществе

Личность Петра I в истории России (пересказ текста)

1 Чтение и анализ текста. Устное описание Петра I с опорой на предложенные фотографии. Работа с толовым словарём: установление лексического значения слов. Пересказ текста. Подготовка к сочинению по фотографии.
14. Мировая художественная культура

Памятник Петру I итальянского скульптора Растрелли: рассказ (сочинение) по фотографии

1 Обсуждение роли Петра I в отечественной истории. Словесное иллюстрирование фотографии памятника Петру I. Написание сочинения по фотографии.
15. Природа и человек

Пейзаж в рассказе (по произведению И.С. Тургенева «Бирюк»): анализ художественного текста

1 Чтение и анализ фрагмента рассказа, выписывание из текста образных языковых средств, использованных автором. Письменное выполнение лексико-грамматических и лексико-стилистических упражнений: подбор синонимов и антонимов, определение семантики лексических единиц по толковому словарю. Пересказ фрагмента текста, включающего пейзажное описание.
16. Мировая художественная культура

В.И. Хабаров «Портрет Милы»: сочинение (портретное описание) по репродукции картины

1 Рубежный контроль (контрольная работа за 2 четверть): сочинение (портретное описание) по репродукции картины В.И. Хабарова «Портрет Милы».
17. Изучаем школьные предметы

Мои успехи в учебной деятельности

1 Участие в диалоге, продуцирование сообщений о том, каких успехов обучающиеся достигли в учебной деятельности, какие уроки вызывали особый интерес.

Проверка восприятия на слух и воспроизведения тематической и терминологической лексики учебной дисциплины, а также лексики по организации учебной деятельности.

III четверть (10 часов)
*18. Природа и человек

Птицы и звери зимой (продуцирование связных высказываний)

1 Словесное иллюстрирование представленных изображений, построение с опорой на них связных высказываний. Продуцирование рассуждений по поводу необходимости заботы о животных со стороны человека. Письменное выполнение лексико-грамматических и лексико-стилистических упражнений: подбор глаголов к заданному существительному, восстановление деформированных предложений.
*19. Человек в обществе

Христофор Колумб – путешественник и первооткрыватель: подробное изложение текста

1 Чтение и анализ предложенного текста. Работа с толовым словарём: установление лексического значения слов. Написание подробного изложения.
20. Культура общения

Этикетные выражения при знакомстве со взрослыми и сверстниками (продуцирование диалогических единств)

1 Обсуждение правил культуры коммуникации, в т.ч. в ситуациях, предполагающих знакомство со взрослыми и сверстниками. Продуцирование диалогических единств по заданным ситуациям и с опорой на иллюстративный материал. Перестроение диалогического единства в монолог.
*21. Человек в обществе

Быт людей и мода в эпоху Возрождения (сжатое изложение)

1 Чтение и анализ предложенного текста. Работа с толовым словарём: установление лексического значения слов. Написание сжатого изложения.
22. Деловые документы

Учебный доклад

1 Обсуждение правил выполнения учебного доклада. Анализ текста о правилах составления учебного доклада (по Н. Ладушкиной). Составление плана подготовки учебного доклада. Обсуждение тематики докладов, предлагаемых для подготовки при выполнении домашнего задания. Примерные темы докладов: «Речевой этикет», «Спор. Виды споров», «Культура общения с использованием гаджетов», «Аббревиатуры», «Школьные словари, их виды», «Устаревшая лексика».
23. Деловые документы

Учебный доклад

1 Выступление перед сверстниками с подготовленными докладами. Обсуждение подготовленных докладов в процессе групповой коммуникации.
24. Мировая художественная культура

Юон К. «Конец зимы. Полдень»: сочинение (рассказ-описание) по репродукции картины

1 Словесное иллюстрирование пейзажа. Устное выполнение лексико-грамматических упражнений: подбор эпитетов, однокоренных слов к указанным лексическим единицам. Составление плана. Написание сочинения: продуцирование описательного рассказа с опорой на план и репродукцию картины.
25. Человек в обществе

Масленица: история и смысл древнего славянского праздника (продуцирование связных высказываний)

1 Прослушивание сообщения учителя об истории и смыла праздника, рассматривание иллюстративного материала, обсуждение его содержания, продуцирование связных высказываний с опорой на иллюстративный материал, выражение собственного отношения к празднику.
26. Природа и человек

«Этажи леса» (по М. Пришвину): сжатое изложение текста

1 Рубежный контроль (контрольная работа за 2 четверть): сжатое изложение текста «Этажи леса» (по М. Пришвину).
27. Изучаем школьные предметы

Уроки, которые особенно запомнились (продуцирование диалогических единств)

1 Участие в диалоге, продуцирование сообщений о том, каких успехов они достигли в учебной деятельности, какие уроки вызывали у них особый интерес.

Проверка восприятия на слух и воспроизведения тематической и терминологической лексики учебной дисциплины, а также лексики по организации учебной деятельности.

IV четверть (7 часов)
28. Природа и человек

Труд людей весной (продуцирование описательно-повествовательного рассказа)

1 Составление описательно-повествовательного рассказа по серии сюжетных картинок, иллюстрирующих труд людей осенью; письменное выполнение лексико-грамматических и лексико-стилистических упражнений: подбор синонимов и антонимов к указанным словам, составление цепочек однокоренных слов от указанной лексической единицы.
29. Мировая художественная культура

Широков Е.Н. «Друзья»: сочинение по репродукции картины

1 Словесное иллюстрирование изображения. Устное выполнение лексико-грамматических упражнений: подбор однокоренных слов к указанным лексическим единицам, составление предложений с использованием предложенных словосочетаний. Составление плана. Написание сочинения: продуцирование рассказа с опорой на план и репродукцию картины.
30. Культура общения

Общение сверстников (анализ диалогов из художественного текста)

1 Обсуждение правил культуры коммуникации. Анализ диалогов героев из рассказа Ю. Казакова «Тихое утро».
*31. Человек в обществе

Франсуа Рабле – великий гуманист Европы (пересказ текста)

1 Чтение и анализ предложенного текста. Работа с толовым словарём: установление лексического значения слов. Письменное выполнение лексико-грамматических упражнений: построение и восстановление деформированных предложений, подбор синонимов и антонимов. Пересказ текста.
*32. Мировая художественная культура

Григорьев С.А. «Вратарь»: сочинение по репродукции картины

1 Словесное иллюстрирование изображения. Моделирование диалогов между изображёнными героями-зрителями. Составление плана. Написание сочинения: продуцирование рассказа с опорой на план и репродукцию картины.
33. Человек в обществе

Из детства Льва Николаевича Толстого (по воспоминаниям писателя): контрольное изложение

1 Промежуточный контроль (контрольная работа за учебный год): изложение текста с учётом содержания заданий:

– записать текст от 3-го лица;

– письменно сообщить:

·какое произведение Л.Н. Толстого вы изучали в этом году?

·главных героев этого произведения?

·какими были отношения между детьми и взрослыми в доме, где жил Николенька?

34. Изучаем школьные предметы

Чему я научился в 7 классе (продуцирование связных высказываний)

1 Участие в диалоге, продуцирование сообщений о том, каких успехов они достигли в учебной деятельности, какие уроки вызывали у них особый интерес.

Проверка восприятия на слух и воспроизведения тематической и терминологической лексики учебной дисциплины, а также лексики по организации учебной деятельности.

 

 

Если уровень речевого развития обучающихся класса является невысоким, учитель может исключить некоторые темы, чтобы увеличить количество часов на освоение других тем, особенно в тех случаях, когда деятельность школьников связана с подготовкой сочинений и изложений. Темы, которые могут быть подвергнуты редукции, обозначены в представленной ниже таблице под «звёздочками» (*).

Темы уроков, получившие отражение в рабочей программе учителя, фиксируются в классном журнале. С опорой на подготовленную рабочую программу определяется содержание деятельности обучающихся с нарушениями слуха, что может быть представлено в технологической карте урока развития речи (см. таблицу 5). Этапы урока должны соответствовать типу реализуемого урока (см. таблицу 1). В таблице 5 этапы проиллюстрированы на примере урока комбинированного типа.

Таблица 5 – Примерная технологическая карта урока развития речи

Тема урока: Класс:

Дата:

Цель урока:
Задачи урока:

1.

2.

3.

4.

Примечание. Последовательно фиксируются обучающая, развивающая, коррекционная и воспитательные задачи.

Оборудование:
Речевой материал:
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся
I. Организационный момент    
II. Повторение изученного материала    
III. Предъявление нового материала    
IV. Закрепление изученного материала    
V. Итог урока    

 

Цель и задачи урока должны быть диагностичны, достижимы за отведённый промежуток учебного времени (40–45 минут), это ожидаемый результат урока. По завершении урока учитель имеет возможность сообщить, все ли задачи были решены, какие из них не были достигнуты и по какой причине. Обучающая задача напрямую соответствует поставленной цели, конкретизирует её.

Приведём в качестве примера фиксацию содержания образовательно-коррекционной работы в технологической карте урока развития речи (8 класс) по теме «Старики – кладезь премудрости», на материале японской легенды «Обасутэ» (тематический раздел – «Человек в обществе»). На освоение данной темы отводится 2 часа. Первый урок по теме по своему типу является уроком изучения нового материала (см. таблицу 6). Второй урок по теме – это урок совершенствования знаний, умений и навыков (см. таблицу 7).

Для работы на уроках по названной теме используется текст «Обряд "Обасутэ"». Представим содержание данного текста.

Обряд «Обасутэ»

Япония – это островное государство, у которого есть красивое поэтическое название: «Страна восходящего солнца».

У жителей Японии много легенд. Одна из них про обряд «Обасутэ», существовавший в древности. Согласно обряду, в семьях было принято избавляться от старых немощных родителей, потому что они становятся в тягость: старики не могли работать, не способны себя прокормить. Пожилых родителей их взрослые дети относили на высокую гору Обасутэ и там оставляли умирать в одиночестве.

У современного общества нет подтверждений, что в основе этой старинной легенды лежат реальные события.

По легенде «Обасутэ» создана сказка.

Один правитель-самурай издал указ: всем жителям уносить своих родителей, которым исполнилось 60 лет, на гору Обасутэ и бросать их там. За невыполнение приказа грозила смерть.

Двое братьев подчинились указу. Они отправились в путь, поочерёдно понесли на своих спинах старого отца к горе Обасутэ, покрытой густым лесом. Шли долго. По дороге старик обламывал ветки деревьев и бросал их позади себя. Братья не понимали, зачем отец это делает, а он объяснил, что для их пользы.

Оставили братья своего отца на горе и пошли обратно, но по дороге заблудились. Было страшно: вокруг шипели змеи, кричали филины, слышался вой волков. Вдруг увидели братья веточки, которые по дороге бросал их отец. Так он указал своим сыновьям обратный путь. Не смогли братья бросить своего отца. Они нарушили указ: вернулись за отцом, принесли его домой, спрятали в подвале, тайно заботились о нём, кормили, уважали. Отец давал своим детям полезные советы, учил быть мудрыми.

Узнал самурай об умных братьях, решил выяснить, как им удаётся добиваться успеха. Юноши не обманули правителя, сознались, что им помогают советы отца. Самурай не рассердился, а наградил братьев и сказал: «Старики – кладезь премудрости!». С этого времени правитель отменил свой указ, и стариков не стали бросать на голодную смерть.

Работа с данным текстом, как было отмечено выше, осуществляется на протяжении двух уроков развития речи, но с использованием разных видов деятельности.

Таблица 6 – Основное содержание 1-го урока по теме

Тема урока: «Старики – кладезь премудрости» (подготовка к изложению текста с творческим заданием) Класс: 8 (вариант 2.2 АООП ООО, отделение II).

Дата:

Цель урока: совершенствовать навыки ведения диалога и способность продуцировать связные высказывания на материале текста «Обряд "Обасутэ"»; осуществлять подготовку обучающихся к изложению текста с выполнением творческого задания.
Задачи урока:

1. Совершенствовать умение вести диалог, обосновывать свою точку зрения, подтверждая высказывания выдержками из текста.

2. Развивать словарный запас на материале текста «Обряд "Обасутэ"», учить выяснять значение лексических единиц по толковому словарю и посредством подбора синонимов.

3. Корригировать аграмматичное использование лексических единиц в составе синтаксических конструкций.

4. Воспитывать уважение к пожилым людям, осознание необходимости заботиться о них.

Оборудование: текст «Обряд "Обасутэ"», иллюстрации по содержанию сказки.
Речевой материал: обряд, легенда, «Старики – кладезь премудрости», гора Обасутэ, самурай.
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся
I. Организационный момент 1. Целеполагание, ознакомление с планом урока.

2. Фонетическая зарядка.

Комментируют содержание предстоящей работы, обсуждают способы достижения поставленной цели. Выполняют фонетическую зарядку.
II. Предъявление нового материала 1. Организация чтения текста.

2.Оприентировочная беседа по содержанию текста с использованием иллюстративного материла.

3.Словарная работа, выполнение лексико-грамматических упражнений:

– выяснение значения слов «обряд», «легенда», «самурай»;

– выделение корня в слове «премудрость», подбор однокоренных лексических единиц к данному слову;

– словесное иллюстрирование горы Обасутэ с опорой на картинный материал.

4. Обсуждение значения высказывания «Старики – кладезь премудрости».

Читают текст. После прочтения текста отвечают на вопросы учителя, дополняют (уточняют) ответы одноклассников.

Работают (в паре) со словарями, выясняют семантику заданных слов, фиксируют определение в тетради. Один обучающийся из пары предоставляет ответ классу.

Выполняют лексико-грамматические упражнения, записывают ответ в тетради; участвуют в коллективной проверку выполненных упражнений.

С опорой на содержание текста и личный опыт обсуждают содержание высказывания «Старики – кладезь премудрости». Высказывают личное отношение к обряду и сказке.

III. Итог урока 1.Обращение к плану урока, выяснение, что было достигнуто.

2. Оценивание.

3. Организация обсуждения домашнего задания:

– прочитать текст, выписать однокоренные слова к слову «старики»;

– заменить части предложений «Отец давал своим детям полезные советы», «Юноши не стали обманывать правителя» синонимичным выражением, записать в тетрадь;

– найти и записать 2–3 пословицы или поговорки об уважительном отношении к родителям;

– предложить другое название текста.

С опорой на план урока сообщают, что и каким образом было достигнуто.

Осуществляют само- и взаимооценку.

Уточняют, что необходимо сделать в процессе выполнения домашнего задания.

 

Второй урок является логическим продолжением первого, в связи с чем их задачи частично совпадают.

Для последовательной репродукции текста (в рамках второго урока) обучающимся с нарушениями слуха предлагается составить план-схему к нему в виде сочетания речевого материала (слов, словосочетаний, частей предложений) с серией пиктограмм, при помощи которых отражается основной сюжет повествования.

Целесообразность использования пиктограмм в образовательно-коррекционной работе с детьми различных нозологических групп получила веское обоснование в материалах исследований ряда учёных в области дефектологии, в т.ч. в работах С.Н. Коноваловой, Н.Ф. Корвяковой, Л.В. Лопатина, Л.П. Носковой, Т.А. Ткаченко, Л.М. Шипициной и др. В отечественной науке пиктографический код в качестве приёма исследования был предложен Л.С. Выготским (1930 г.).

Пиктограмма представляет собой компонент рисуночного письма (пиктографии). Согласно С.Н. Коноваловой, пиктограмма предназначается для передачи информации, сообщения; при этом важно, чтобы данная информация верно опознавалась («декодировалась») теми, кому она адресуется. Пиктограмма, являясь искусственным знаком-идей, отображаемым графически, позволяет обозначать предметы, действия и признаки предметов реалистично, абстрактно или символично.

Л.П. Носковой отмечено, что благодаря расширению репертуара знаков создаётся база для обогащения семантики лексических единиц. Это обеспечивает возможность обогащать лексикон обучающихся с нарушениями слуха.

В коррекционно-образовательной работе с подростками, имеющими нарушения слуха, пиктографию целесообразно сочетать с речевым материалом в виде слов, словосочетаний, фрагментов предложений.

Представим возможный вариант план-схемы (см. рисунок 1). Опора на такого рода графическую наглядность, составляемую обучающимися под руководством учителя, обеспечит соблюдение ими логики изложения материала и его информативность в процессе репродукции текста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Как следует из содержания представленного рисунка, он отражает основные компоненты повествования, которые необходимости могут быть пронумерованы – в соответствии с развитием сюжетной линии и выделяемыми микротемами. Обучающиеся с нарушениями слуха имеют возможность использовать данную графическую наглядность на протяжении всего периода работы над изложением.

Речевой материал на план-схеме может быть дополнен, что определяется учителем с учётом уровня речевого развития школьников, в т.ч. состояния словарного запаса. Обучающихся мотивируют к тому, чтобы в процессе репродукции текста они использовали весь речевой материал, получивший отражение на план-схеме.

Учитель может предложить обучающимся для изложения данный текст не в полном объёме, а только его часть, касающуюся содержания сказки, основанной на легенде.

Основное содержание урока 2 представлено в технологической карте (см. таблицу 7).

Таблица 7 – Основное содержание 2-го урока по теме

Тема урока: «Старики – кладезь премудрости» (изложение текста с творческим заданием) Класс: 8 (вариант 2.2 АООП ООО, отделение II).

Дата:

Цель урока: учить обучающихся верной структурно-смысловой организации текста в связи с его устной и письменной репродукцией, активизировать словарный запас (на материале текста «Обряд "Обасутэ"»); развивать умение письменно оформлять результаты рассуждений в ходе выполнения творческого задания.
Задачи урока:

1. Развивать умение составлять план-схему и осуществлять репродукцию текста с опорой на него.

2. Развивать способность рассуждать, обосновывать своё мнение, руководствуясь нормами морали и нравственности.

3. Корригировать смысловую сторону речи на материале текста «Обряд "Обасутэ"», добиваясь адекватного понимания его содержания и идейного замысла.

4. Воспитывать уважение к родителям и осознание необходимости заботиться о пожилых людях.

Оборудование: текст «Обряд "Обасутэ"», план-схема к тексту (подготавливается в процессе урока).
Речевой материал: нарушить указ, учить быть мудрыми, добиваться успеха, кладезь премудрости.
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся
I. Организационный момент 1. Целеполагание, ознакомление с планом урока.

2. Фонетическая зарядка.

Комментируют содержание предстоящей работы, обсуждают способы достижения поставленной цели. Выполняют фонетическую зарядку
II. Повторение изученного материала 1.Организация проверки домашнего задания (выборочно, проверка отдельных заданий).

2. Организация работы, связанной с делением текста на части, с выделением микротем.

3.Организация составления план-схемы по содержанию текста.

4.Словарная работа: перефразирование (подбор синонимичных высказываний) к словосочетаниям и частям предложений: «нарушить указ», «добиваться успеха».

5. Организация пересказа текста по план-схеме в режиме работы обучающихся класса «по конвейеру».

6. Организация самостоятельной работы обучающихся. Изложение текста с выполнением творческого задания (письменной формулировкой ответа на поставленный вопрос): «Можно ли считать обряд «Обасутэ» бесчеловечным и почему?

Отчитываются о выполнении домашнего задания, отвечают на вопросы учителя, дополняют ответы друг друга.

Выделяют в тексте смысловые части, микротемы.

Коллективно составляют план-схему по содержанию текста, с использованием условных обозначений, нумеруют каждую смысловую часть, отражаемую графически.

Осуществляют пересказ текста по цепочке с опорой на план-схему.

Осуществляют самостоятельную работу: пишут изложение, выполняют творческое задание.

III. Итог урока 1.Обращение к плану урока, выяснение, что было достигнуто.

2. Оценивание (выборочно, по результатам устной работы).

3. Организация обсуждения домашнего задания: письменно (кратко) объяснить смысл пословицы «Кто родителей почитает, тот век не погибает».

С опорой на план урока сообщают, что и каким образом было достигнуто.

Уточняют, что необходимо сделать при выполнении домашнего задания.

 

По окончании урока учитель собирает тетради обучающихся на проверку. Проверке подлежит письменная часть домашней работы, которая была задана на уроке 1, а также выполненное в ходе урока 2 изложение с творческим заданием.

Итак, уроки развития речи строятся концентрически на тематической основе. Это обеспечивает возможность наряду с развитием речевой деятельности обучающихся с нарушениями слуха расширять и уточнять их представления об окружающей действительности, формировать и обогащать социокультурный опыт, воспитывать положительные личностные качества.