ГЛАВА 1. Развитие речи как специальный учебный предмет в системе образовательно-коррекционной работы с обучающимися с нарушениями слуха
1.1. Значение, цель и задачи уроков развития речи, их связь с другими учебными дисциплинами
«Развитие речи» является специальным учебным предметом, включение которого в учебный план ООО, реализуемого на основе ПАООП (варианты 1.2, 2.2) обусловлено необходимостью обеспечивать удовлетворение особых образовательных потребностей (ООП) глухих, позднооглохших, слабослышащих, кохлеарно имплантированных (КИ) обучающихся.
Методологические основы развития речи как учебной дисциплины в системе специального образования обучающихся с нарушениями слуха заложены трудами Л.М. Быковой, И.М. Гилевич, Е.А. Горбуновой, С.А. Зыкова, Т.С. Зыковой, А.Г. Зикеева, И.В. Колтуненко, К.В. Комарова, К.Г. Коровина, Е.А. Малхасьян, М.И. Никитиной, Л.П. Носковой и др. Результаты научных исследований названных авторов обусловили определение цели, задач, основных направлений образовательно-коррекционной работы на основе преемственных связей начального и основного общего образования, реализуемого на основе ПАООП ООО (варианты 1.2 и 2.2).
Благодаря освоению содержания предмета «Развитие речи» у школьников с нарушениями слуха совершенствуется языковое чутьё, обогащается словарный запас, корригируются недостатки структурно-семантической организации диалогических единств, устных и письменных монологов. Это обеспечивается за счёт использования специальных технологий, средств психолого-педагогического воздействия, особых методических приёмов при осуществлении образовательно-коррекционной работы на речевом материале, имеющем высокую коммуникативную значимость, отражающем социокультурные ценности общества и приемлемые, определяемые этическими нормами, модели общения.
Предмет «Развитие речи» играет важную роль в подготовке обучающихся с нарушениями слуха итоговой аттестации по русскому языку, а также в изучении других учебных курсов, для освоения содержания которых требуется понимание и употребление разнообразных языковых средств, в т.ч. для выдвижения гипотез, оформления умозаключений, формулировки выводов и т.п.
Адекватная организация и реализация уроков развития речи наряду с социализацией содействует инкультурации личности обучающихся с нарушениями слуха.
Феноменология инкультурации и трактовка данного термина впервые (1984 г.) была описана в культурной антропологии. Так, М. Херсковиц определил инкультурацию в качестве процесса включения субъекта в национальную культуру. В педагогической науке понятие «инкультурация» получило широкое распространение в связи с развитием культурологического подхода, обеспечивающего личностно-ориентированное образование. Благодаря исследованиям российских учёных (Е.В. Бондаревская, Н.Б. Крылова, В.В. Сериков, Л.А. Степашко и др.) в гуманитарном знании закрепилось понятие «инкультурация личности». Оно определяется как постоянно продолжающийся целостный процесс становления личности в культуре.
Потребность в данном термине обусловлена тем, что близкое к нему по семантике понятие «социализация» не охватывает процессов овладения когнитивными аспектами культуры.
Содействие инкультурации личности обучающихся с нарушениями слуха является принципиально важной задачей для системы специального образования. Будучи ограниченными в возможности спонтанного «вхождения в культуру», школьники должны обрести её в ходе целенаправленно организуемого образовательно-коррекционного процесса. При этом, согласно Л.С. Выготскому, процесс культурного развития ребёнка не может сведён к освоению им исключительно культурно заданных отношений с окружающими людьми и культурно заданных средств осуществления действий с предметами. Данный процесс подразумевает также овладение сложившимися в культуре средствами и способами управления своим поведением, психической деятельностью.
Л.С. Выготский подчёркивал, что вопросы культурного развития ребёнка тесно увязаны с вопросами его воспитания, обеспечивающего моральное поведение. Учёный подчёркивал, что воспитать моральное поведение, как и любое другое, возможно именно через социальную среду. В соответствии с данным положением на уроках развития речи предусматривается осуществление нравственного, гражданского, эстетического, социального воспитания обучающихся с нарушениями слуха за счёт реализуемого содержания и разнообразных организационных форм работы.
В соответствии с изложенным выше были определены цель и задачи специальных уроков развития речи.
Цель учебной дисциплины «Развитие речи» заключается в совершенствовании у обучающихся с нарушениями слуха устной и письменной речи в единстве с развитием мышления и социальных компетенций.
Данная цель конкретизируется через следующие задачи:
– развитие способности использовать возможности языка как средства коммуникации и познания;
– совершенствование словарного запаса (в т.ч. за счёт лексических единиц, выражающих морально-этическую оценку, нравственные понятия и чувства, а также слов с переносным значением и др.);
– развитие способности понимать и употреблять в самостоятельной речи (устной и письменной) синтаксические конструкции разных структур; совершенствование умений отражать речевыми средствами связи между предметами и явлениями;
– развитие умений пользоваться в самостоятельной речи разными группами диалогических единств – в зависимости от их коммуникативной функции;
– развитие умений осуществлять адекватную структурно-смысловую организацию монологов разного функционально-стилистического типа: строить повествования, описания, рассуждения, а также тексты смешанного типа;
– совершенствование речевого поведения обучающихся, способности к конструктивному взаимодействию с окружающими людьми на основе норм морали, правил культуры общения;
– воспитание потребности в познании культуры страны, родного народа, в укреплении культурных традиций; содействие инкультурации личности обучающихся в целом.
Уроки развития речи имеют тесную связь со всеми дисциплинами и коррекционными занятиями, получившими отражение в учебных планах ООО – в ПАООП (варианты 1.2, 2.2).
Так, уроки развития речи тесно связаны с другими курсами предметной области «Филология». Образовательно-коррекционный процесс на данных уроках с глухими обучающимися осуществляется в соответствии с положениями коммуникативной системы, разработанной С.А. Зыковым. Принципы обучения языку слабослышащих и позднооглохших школьников изложены К.В. Комаровым. Данные принципы требуют учёта в ходе всего учебно-воспитательного процесса, что обусловлено структурой нарушения при патологии слухового анализатора.
На всех уроках языкового цикла предусматривается развитие духовной и языковой культуры, совершенствование речевой деятельности обучающихся при использовании одних и тех же её видов: чтения, письма, говорения и др. Однако соотношение этих видов при организации обучения дисциплинам предметной области «Филология» является различным.
В частности, на уроках литературы доминируют такие виды деятельности, как чтение (лирических и прозаических произведений, сведений о жизни и творчестве писателей и поэтов и др.) и говорение (анализ произведений и др.). Письмо практикуется в связи с фиксацией литературоведческих понятий, составлением планов к текстам (их частям), оформлением выводов и др.
На уроках развития речи, в свою очередь, в большей мере практикуются говорение и письмо, поскольку основное внимание уделяется совершенствованию диалогической и монологической речи обучающихся, обогащению их словарного запаса. Между тем, имеет место и чтение в связи с выполнением видов деятельности, связанных с подготовкой к изложению, с восстановлением деформированных текстов, продуцированием рассказов с опорой на заданную часть (зачин, основную часть, концовку) и др.
В ходе уроков русского языка широко используется письмо в связи с необходимостью выполнения лексико-грамматических и иных типов упражнений. Одновременно с этим организуется говорение в связи с необходимостью планирования и анализа результатов выполненной работы, комментирования изучаемого правила, его использования при оформлении высказываний. Необходимость в чтении, которое на уроках русского языка практикуется в меньшей мере, чем письмо и говорение, обусловлена знакомством с содержанием инструкций и текстов упражнений, в том числе представленных в материалах учебника.
Как отмечено Л.П. Носковой, несмотря на некоторые различия в соотношении удельного веса видов речевой деятельности, используемых на уроках языкового цикла, в совокупности все они содействуют совершенствованию у обучающихся с нарушениями слуха способности осуществлять анализ и синтез языковых явлений, усвоению необходимых для речевой коммуникации умений, связанных с кодированием (самостоятельным построением) и декодированием (расшифровкой, узнаванием) речевого сообщения.
Уроки развития речи связаны также с дисциплинами, входящими в предметные области «Математика и информатика», «Общественно-научные предметы», «Естественнонаучные предметы», «Искусство», «Технология», «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности».
Так, в ходе всех учебных дисциплин, входящих в перечисленные предметные области (включая область «Филология»), осуществляется умственной развитие обучающихся за счёт видов деятельности и системы упражнений, которые содействуют овладению операциями анализа и синтеза, сравнения и обобщения, абстрагирования. Более того, реализуется интенсивная работа в направлении развития диалогической и монологической речи, словарного запаса учеников – с учётом предметного содержания того или иного курса. Так, в ходе освоения новых тем, при повторении и закреплении изученного материала школьники учатся самостоятельно формулировать вопросы, оформлять развёрнутые высказывания, в т.ч. посредством дополнения и уточнения ответов сверстников; говорить в форме повествований, описаний, рассуждений, включать в структуру повествования элементы описания и рассуждения; уточнять лексическое значение того или иного слова (термина) по словарю и др. На всех уроках у обучающихся совершенствуются навыки ведения диалогов, структурно-семантической организации диалогических единств разного типа, формирование которых осуществлялось в процессе уроков развития речи. И наоборот, учитель, ведущий уроки развития речи, в качестве тренировочных упражнений предлагает ученикам с нарушениями слуха моделировать содержание диалогов в соответствии с учебными ситуациями, которые типичны для уроков математики, истории, физики, технологии и др.
Очевидны межпредметные связи уроков развития речи с обязательными специальными занятиями по Программе коррекционной работы, прежде всего, с занятиями «Развитие восприятия и воспроизведения устной речи», методика проведения которых получила отражение в научных исследованиях Ф.Ф. Рау и Н.Ф. Слезиной, Е.П. Кузьмичевой и Е.З. Яхниной и других отечественных учёных.
Так, уроки развития речи и названные коррекционные занятия строятся на основе тематического принципа. При этом отмечается единство тем (например, «Изучаем школьные предметы», «Природа и человек», «Культура общения», «Деловые документы» и др.). Это позволяет интенсифицировать работу в направлении развития диалогической и монологической речи обучающихся, обеспечить многократное употребление одних и тех же лексических единиц в структуре сходных и различных синтаксических конструкций, уточнять и корректировать представления школьников о разных аспектах социальной жизни человека: о народных традициях, государственных праздниках, взаимодействии со сверстниками и взрослыми, приемлемых моделях поведения (включая безопасное и корректное поведение) др.
На уроках развития речи, а также занятиях по Программе коррекционной работы («Развитие восприятия и воспроизведения устной речи», «Развитие учебно-познавательной деятельности») едиными являются требования к использованию коллективной проводной (стационарной) либо беспроводной (например, FM-системы) звукоусиливающей аппаратуры; индивидуальных средств слухопротезирования (индивидуальных слуховых аппаратов либо КИ), а также к осуществлению коррекции нарушений произношения, закреплению и совершенствованию у школьников навыков внятной и достаточно естественной устной речи.
В процессе уроков развития речи предусматривается проведение специальной работы, ориентированной на обеспечение понимания, применения в самостоятельной речи, восприятия (слухозрительно и/или на слух с учётом уровня слухоречевого развития обучающегося) и достаточно внятного и естественного воспроизведения тематической и терминологической лексики, а также лексики по организации учебной деятельности. Часть речевого материала уроков развития речи, который уже знаком обучающимся, рекомендуется отрабатывать в процессе занятий «Развитие восприятия и воспроизведения устной речи» – по согласованию с учителем-дефектологом (сурдопедагогом), которым проводятся эти занятия.
Кроме того, в начале урока развития речи, как правило, в течение 3–5 минут, проводится фонетическая зарядка, что является важным для совершенствования произносительных навыков обучающихся. Контроль за произношением осуществляется на протяжении всего урока.
В целом, включение уроков развития речи в учебный план ООО, реализуемого на основе ПАООП (варианты 1.2, 2.2) обусловлено объективными причинами. Овладение словесной речью в устной и письменной формах является для обучающихся рассматриваемой нозологической группы важнейшим средством компенсации и коррекции вторичного нарушения.