В пособии отражены цель, задачи, а также основное содержание, организация и методические аспекты образовательно-коррекционной работы на уроках «Развитие речи» и специальных занятиях по Программе коррекционной работы «Развитие восприятия и воспроизведения устной речи» с обучающимися, имеющими нарушения слуха при реализации адаптированных основных образовательных программ основного общего образования (варианты 1.2 и 2.2).

Пособие адресовано руководителям образовательных организаций, реализующим адаптированные основные образовательные программы основного общего образования обучающихся с нарушениями слуха, учителям – дефектологам (сурдопедагогам). Пособие может быть полезно студентам, получающим образование по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» (профиль «Сурдопедагогика»).

Автор главы 1 - Т.Ю. Четверикова, автор главы 2 – Е.З. Яхнина.

Введение

При реализации федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования (далее - ФГОС ООО) в разработанном проекте предусматриваются три варианта адаптированных основных образовательных программ основного общего образования (далее - АООП ООО) обучающихся с нарушениями слуха:

АООП ООО (вариант 1.1) адресована обучающимся с нарушениями слуха  – глухим, слабослышащим и позднооглохшим и кохлеарно имплантированным (далее – обучающиеся с КИ[1]), демонстрирующим достижение личностных, метапредметных и предметных результатов, предусмотренных в АООП НОО (варианты 1.1 и 2.1), готовность к получению основного общего образования совместно с нормативно развивающимися сверстниками в те же сроки (5–9 классы) при реализации в процессе учебной и внеурочной деятельности их особых образовательных потребностей;

АООП ООО (вариант 1.2) адресована глухим обучающимся, демонстрирующим достижение личностных, метапредметных и предметных результатов, предусмотренных в АООП НОО (варианты 1.2);

АООП ООО (вариант 2.2) адресована слабослышащим, позднооглохшим, кохлеарно имплантированным, а также глухим обучающимся, демонстрирующим достижение личностных, метапредметных и предметных результатов, предусмотренных в АООП НОО (вариант 2.2).

При определении образовательного маршрута обучающихся с нарушениями слуха при переходе на уровень основного общего образования, главным критерием является их готовность к качественному освоению того или иного варианта АООП ООО с учетом их особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей.

При реализации АООП ООО (вариант 1.1) предусматривается, что обучающиеся с нарушениями слуха получают основное общее образование, соответствующее по итоговым достижениям образованию нормативно развивающихся сверстников в их среде, в те же сроки ( 5 -9 классы) при организации образовательно - коррекционного процесса с учетом особых образовательных потребностей, в том числе, при уменьшении количества обучающихся в одном классе (при одном обучающемся с нарушениями слуха до 25 человек, при двух  обучающихся с нарушениями слуха до 20 человек); реализации в ходе всего образовательного процесса программы коррекционной работы, в том числе при проведении в процессе внеурочной деятельности специальных занятий в соответствии с индивидуальным планом коррекционно - развивающей работы, учитывающим особые образовательные потребности и особенности каждого обучающегося, в том числе рекомендации ПМПК и ИПРА, а также при реализации права обучающихся на прохождение текущей, промежуточной и государственной итоговой аттестации в иных формах[2].

Реализация АООП ООО (варианты 1.2 и 2.2) предполагает, что обучающиеся с нарушениями слуха получают основное общее образование, соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения результатам нормативно развивающихся сверстников, при реализации специальных условий, учитывающих их особые образовательные потребности. Предусматривается. что основное общее образование на основе АООП ООО (варианты 1.2 и 2.2 во втором отделении) осуществляется в пролонгированные сроки – шесть лет (5–10 классы); при реализации АООП ООО (вариант 2.2) в первом отделении сроки образования, аналогично системе начального общего образования, соответствуют срокам образования нормативно развивающихся сверстников (5 - 9 классы). Специальные условия, предусмотренные в вариантах 1.2 и 2.2, включают также уменьшение количества обучающихся в одном классе (6 – 8 обучающихся).

Учебные планы, реализуемые в образовательно-коррекционном процессе на основе АООП ООО (варианты 1.2 и 2.2), также разрабатываются с учетом особых образовательные потребности обучающихся с нарушениями слуха. Предусматривается введение в образовательную область «Филология» специального учебного предмета «Развитие речи», что обусловлено особенностями речевого развития обучающихся, потребностями в качественном овладении словесной речью (устной и письменной); включение во внеурочную деятельность обязательных коррекционных курсов по Программой коррекционной работы «Развитие восприятия и воспроизведения устной речи» и «Развитие учебно-познавательной деятельности», а также занятий, рекомендованных ПМПК и ИПРА, психолого-педагогическим консилиумом образовательной организации с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей каждого обучающегося. Из учебных планов исключается учебный предмет «Музыка»[3], предусмотренный в ПрОП в соответствии с ФГОС ООО. Перераспределяются часы на освоение учебных предметов разных образовательных областей, включая «Иностранный язык», который с учётом слухоречевого развития обучающихся, получающих образование на основе варианта 1.2, изучается в 8–10 классах, на основе варианта 2.2 в первом отделении – в 5 -9 классах, во втором отделении – в 6 -10 классах. Кроме этого учитывается важность внесения определенных изменений в содержание учебных предметов с целью обеспечения достижения обучающимися планируемых результатов основного общего образования, успешного прохождения государственной итоговой аттестации.

Подчеркнем. что реализации коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса при реализации АООП ООО (варианты 1.2 и 2.2) способствует, в том числе особая организация образовательной среды, включая создание слухоречевой среды при пользовании обучающимися индивидуальными средствами слухопротезирования и коллективной звукоусиливающей аппаратурой (с учетом медицинских и сурдопедагогических рекомендаций), обеспечении мотивированного общения на основе устной речи в процессе учебной и внеурочной деятельности. Важное значение придается целенаправленному и систематическому развитию словесной речи (устной и письменной); в процессе образования глухих обучающихся, при необходимости, в качестве вспомогательных средств используется устно-дактильное предъявление речевого материала и/или предъявление с помощью жестовой речи при обязательном повторном воспроизведении учителем (воспитателем и др.) и обучающимися данного речевого материала в словесной форме (устной и/или письменной).

Реализация особых образовательных потребностей обучающихся с нарушениями слуха предполагает также осуществление в процессе учебной и внеурочной деятельности, в том числе при проведении специальных занятий по программе коррекционной работы, целенаправленной систематической работы по развитию слухозрительного восприятия устной речи, речевого слуха и произносительной стороны речи, реализации преемственности в работе по развитию восприятия и воспроизведения устной речи в образовательно-коррекционном процессе.

При реализации АООП ООО (варианты 1.2 и 2.2) обеспечивается прохождение обучающимися текущей, промежуточной и государственной итоговой аттестации в иных формах[4].

Предусматривается обязательное взаимодействие всех участников образовательного процесса с целью реализации единых подходов в решении образовательно-коррекционных задач. Достижение планируемых результатов обеспечивается, в том числе специальной психолого-педагогической поддержкой семьи обучающегося с нарушенным слухом, активным включением родителей (законных представителей) и других членов семьи в

В настоящем методическом пособии, подготовленном разработчиками АООП ООО обучающихся с нарушениями слуха, представлены задачи, содержание, организация и методика специального предмета «Развитие речи», включенного в АООП ООО (варианты 1.2 и 2.2.) в образовательную область «Филология», а также обязательных специальных занятий по Программе коррекционной работы «Развитие восприятия и воспроизведения устной речи».

[1] Здесь и далее: обучающиеся с КИ могут быть слухопротезированы по-разному: двумя кохлеарными имплантами, кохлеарным имплантом и индивидуальным слуховым аппаратом, только кохлеарным имплантом – с учётом медицинских показаний, желания родителей (законных представителей) и самих обучающихся.

[2]Пункт 13 статьи 59 ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).

[3] Музыкально-эстетическое образование обучающихся с нарушениями слуха осуществляется в процессе внеурочной деятельности при организации кружков, студий и др., рекомендуются, в том числе совместные занятия с нормативно развивающимися сверстниками. Внеурочная деятельность в данном направлении осуществляется на основе преемственности с образовательно-коррекционной работой на уровне начального общего образования, проводимой на музыкально-ритмических занятиях - одном из специальных обязательных предметов коррекционно-развивающей области, а также во внеурочное время. при организации соответствующих кружков, студий и др.

[4] Пункт 13 статьи 59 ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ (в ред. ФЗ от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).