8. Роль родителей в обучении ребенка с ТМНР.

Согласно Семейному Кодексу РФ родители «обладают преимущественным правом на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицам» [1, 18, 24].

На каждом возрастном этапе важно правильно подбирать форму эмоционально-развивающего взаимодействия с ребенком, его содержание и продолжительность, оказывать необходимую стимулирующую и направляющую помощь, создавать условия для обеспечения определенной степени самостоятельности ребенка [35, 41, 42].

Обучение родителей реализации содержания индивидуальной образовательной программы проводится в различных формах:

- присутствие родителей на занятиях с целью наблюдения за действиями специалиста, фиксации важных аспектов обучения, действий специалиста, стиля взаимодействия с обучающимся, поведения ребенка;

- практическое обучение или совместная реализация с родителем коррекционно-педагогических методов и приемов, последовательное проведение всех этапов коррекционно-развивающего занятия с ребенком;

- обучение наблюдению за поведением ребенка, изменениями, которые происходят в психическом развитии, их правильной интерпретации, разработке и реализации плана действий в той или иной жизненной ситуации;

- обсуждение успехов и трудностей, которые возникали у родителей во время реализации содержания индивидуальной программы воспитания и обучения, а также проблем, которые возникают в процессе организации досуга и выполнения режимных ситуаций, питания, сна и гигиенических процедур;

- просмотр и анализ видеозаписей коррекционных занятий специалиста или родителей с ребенком, а также разбор передового опыта специалистов, других родителей;

- просвещение относительно критериев выбора технологий и средств обучения, создания предметно-развивающей среды и организации эмоционально-развивающего взаимодействия с ребенком;

- знакомство с методической и научной литературой с указанием важных аспектов, имеющих непосредственно отношение к текущим задачам и цели обучения ребенка.

При организации образовательного процесса в период младенчества посещений специалиста семьи на дому достаточно 1-2 раза в неделю. Это обусловлено тем, что формирование психологических достижений возраста у детей с ТМНР реализуется в значительно более медленном темпе, объем содержания занятий не такой большой, как в старших возрастах. [23].

В раннем возрасте содержание обучения становится более разнообразным, психологические достижения возраста усложняются, что требует увеличения числа встреч с родителями до 2-3 раз в неделю. Специалисту рекомендуется в утреннее время реализовывать занятие, знакомя родителей с оптимальной организацией досуга ребенка и формирования навыков самообслуживания и гигиены. Повышение педагогической компетентности родителей и обсуждение результативности и трудностей обучения рекомендуется проводить во второй половине дня, в том числе в дистанционной форме, находясь на рабочем месте в дошкольном образовательном учреждении. Дистанционная форма позволяет объединить нескольких родителей и организовать групповое занятий с ними, т.е. рационально использовать рабочее время.

В дошкольном возрасте при достаточно стабильном состоянии здоровья и появлении у детей предметной деятельности и способов наглядно-действенного мышления занятия должны быть организованы ежедневно как в урочной, так и внеурочной форме. Режим занятий подбирается индивидуально. Число обучающих и просветительских встреч с родителями определяется исходя из ситуации и запроса семьи.

Для контроля выполнения родительских обязанностей и отработки у ребенка новых умений и навыков в период бодрствования и досуга, соблюдения режима занятий можно использовать дневник наблюдений, краткие отчеты о поведении ребенка на занятии, видеозаписи родительских занятий, а также по предварительной договоренности онлайн подключение специалиста в учебные или режимные моменты для оказания обучающей помощи и оптимизации воспитательного процесса [36].

С целью широкой информированности родителей в вопросах воспитания и обучения ребенка с ТМНР необходимо обеспечить возможность получения дополнительных консультаций специалистов.

Постепенно педагогическая компетентность в вопросах обучения ребенка с ТМНР у родителей повышается. Родители начинают эффективно управлять процессом развития своего ребенка и собственной жизнью, выстраивать модель будущего и планировать свою деятельность в соответствии с реальными жизненными обстоятельствами.