9. Оценка качества образовательной деятельности.
Оценка результативности реализации содержания образовательной программы для детей с ТМНР является важным этапом педагогического процесса. Ее результаты обеспечивают специалиста сведениями о качестве усвоения ребенком с ТМНР программного материала.
Оценку эффективности обучения следует проводить ежеквартально путем наблюдения за самостоятельной деятельностью ребенка, анкетирования и опроса родителей, создания специальной диагностической ситуации, в которой ребенку для самостоятельного выполнения предлагается ряд контрольных заданий, а также путём анализа результатов и продуктов детской деятельности. [29, 40].
Показателем эффективности обучения в целом является не только усвоение ребенком программного материала, но, что более важно, актуализация психологических достижений «зоны ближайшего развития», т.е. преобразование их в актуальные психологические достижения ребенка [26], что проявляется в виде самостоятельного использования знаний, умений и навыков в повседневной жизни. Определяющее значение имеет временной отрезок, в течение которого произошли изменения в психическом развитии ребенка. При более медленной, чем ожидалось в начале обучения, актуализации психологических достижений «зоны ближайшего развития», следует детально разобраться в причинах этого и определить комплекс мер, способных активизировать процесс усвоения нового, либо внести изменения в содержание и организацию образовательного процесса. Важным показателям является характер и число ошибок, которые допускает ребенок в самостоятельной деятельности и при выполнении учебных заданий. Цель анализа типичных трудностей и практических ошибок ребенка – выявление их причины и поиск путей преодоления [34].
К другим показателям эффективности обучения относятся:
- ожидание и желание участия в развивающем взаимодействии с педагогом и коррекционно-педагогическом занятии;
- достаточная познавательная активность во время обучающего процесса;
- преобладание у ребенка положительного настроения после урочной и внеурочной деятельности;
- оптимизация взаимоотношений ребенка с родителями;
- регулярное проявление инициативны в общении со взрослыми и увеличение продолжительности самостоятельного познания окружающего мира;
- формирование позитивной «я-концепции» и самоощущения в социуме;
- расширение репертуара способов коммуникации и форм общения, усложнение содержания учебной и продуктивной деятельности.
- включенность родителей в педагогический процесс, повышение их педагогической компетентности
Именно эти психологические показатели успешности обучения обеспечивают последовательную социализацию ребенка и его самостоятельность во внешней среде.
Результат оценки эффективности обучения является показателям достижения поставленной цели и должен быть использован для оптимизации процесса путем его анализа. Удовлетворительные и высокие результаты обучения говорят о том, что педагогическим коллективном найден и реализован наиболее оптимальный вариант обучения ребенка с ТМНР.