7. Методов обучения детей с ТНМР раннего и дошкольного возраста.

В реализации педагогического процесса методы обучения являются инструментом передачи знаний от педагога обучающемуся, средством коммуникации субъектов образовательного процесса [39].

В педагогике существует множество определений термина «методы обучения». Наиболее подходящий для обучения детей с ТМНР, который рассматривает обучение как продуманную последовательность педагогических действий и форму его взаимодействия с ребенком. При выборе определенного метода обучения руководствуются сочетание возможности включения, организованности и направления познавательной активности ребенка. Это поможет наиболее эффективно усвоить обучающимся содержание программы. Метод обучения должен соответствовать способу мышления, ведущей деятельности и доступной для ребенка, актуальной форме психологического взаимодействия со взрослым.

Методы обучения делятся на практические, наглядные и словесные [32, 40]. Однако при обучении детей с ТМНР каждая группа методов, что применяется при обучении здоровых дошкольников преобразуется за счет дополнения коррекционно-развивающей составляющей. Практические методы специального обучения включают: совместное действие, совместно-разделенное действие, демонстрация действия с последующей внешней помощью при выполнении, многократная практическая отработка умений и навыков в обычных жизненных ситуациях, практические упражнения и игры [23]. Группа наглядных методов объединяет в себе: демонстрацию действия и последовательной цепочки действий, имеющих смысловую связь и определённую логику, демонстрацию социальных возможностей различных объектов и предметов, изображений и иллюстраций, текстовых сообщений и графических схем [32, 37, 39]. Группа словесных методов представлена речевой фиксацией или обозначением предмета или действия с ним, а также результата деятельности. К словесным методам относится комментарий, разъяснение, рассказ, обсуждение и беседа. Анализ опыта обучения детей с ТМНР показал, что эффективно сочетание практических и наглядных методов обучения. Словесные методы обучения приобретают ведущее значение в конце дошкольного возраста, когда дети способны усваивать новые знаний с помощью слова. Согласно Л.С. Выготскому, такая возможность появляется на этапе освоения наглядно-действенной формой мышления, когда «мышление становится речевым, а речь осмысленной» [10].

Действия взрослого, выполненные руками и телом, в том числе органами артикуляции, воздействуя на мимическую мускулатур, позволяют ребенку совершить их наиболее правильно и тут же ощутить их результативность. Многократное повторение движений и действий совместно со взрослым способствует их быстрому запоминанию, что можно рассматривать как средство стимуляции ответной психической активность ребенка, социальной по сути и имеющей внешнюю направленность. Постепенно помощь при выполнении и повторении пройденного уменьшается и ребенку предоставляется возможность выполнить действие самостоятельно, после совместной однократной результативной попытки. Совместное выполнение действия может быть выполнено не до конца, что стимулирует ребенка продолжить действие самостоятельно, уже без оказания поддержки. Этот метод в процессе обучения имеет совместно-разделенное действие. После того, как ребенок научился самостоятельно выполнять часть действия или движения можно переходить к использованию практического метода демонстрации действия с последующим оказанием внешней направляющей помощи. Привлекая внимание ребенка к предмету и действию, на фоне устойчивого интереса демонстрируется правильная последовательность выполнения, и в случае необходимости оказывает дозированную помощь, в объеме, достаточном для достижения им положительного результата, взрослый включается. Постепенно объем помощи уменьшается, и ребенок выполняет действие или цепочку взаимосвязанных действий самостоятельно.

Практические методы обучения всегда реализуются с помощью словесных методов, в виде речевой фиксации или обозначения, комментария и разъяснения. После безошибочного выполнения отдельных действий в знакомой ситуации следует развивать эти достижения в игровой форме, организуя различные упражнения и выполняя тренировочные задания. Сама ситуация взаимодействия ребенка со взрослым и достаточная психологическая зрелость указывают на возможность реализации образовательного процесса с помощью наглядных методов. Первым начинает применяться метод демонстрации действий с предметов, социальных движений руки, бытовых и игровых ситуаций. Длительное время демонстрация сочетается с практическим методом внешней направляющей помощи, а иногда и совместно-разделенным действием. В случае, если метод демонстрации не имеет обучающего эффекта и приходится переходить к практическому методу совместного выполнения, он использован преждевременно и не подходит актуальным психическим возможностям ребенка, либо содержание обучения, которое ребенку предлагается для усвоения, слишком сложно. В любом случае, необходимо вносить изменения в образовательный процесс. Такой наглядный метод, как демонстрация социальных возможностей различных объектов и предметов применяется, когда у ребенка накоплен опыт взаимодействия с окружающей средой, он осуществляет самостоятельную ориентировку в ней, владеет социальными действиями руки, и может наглядно понять смысл действия и запомнить результативную последовательность. Все это свидетельствует о готовности усваивать новые навыки и умения в наглядной, а не практической форме. В ходе реализации практических методов можно проверить правильность усвоенного материала и качество самостоятельного применения новых знаний на практике: упражнений, тренировочных заданий, игровых ситуаций. Демонстрация изображений и иллюстрация как наглядный метод применяется достаточно рано и всегда сочетается с практическим исследованием увиденного, речевой фиксацией и простым комментированием. Демонстрация текстовых сообщений и графических схем начинает применяться при наличии у ребенка наглядно-действенного мышления, умения распознавать и анализировать графический образ или схему, понимать ее символическое значение и соотносить с реальным объектом.

Необходимо обратить внимание на особенность реализации методов обучения в педагогической практике: более простой метод обучения длительно применяется наряду с последующими более сложными. Ни одни из них не применяется изолированно.

На каждом этапе психического развития ребенка определяется один ведущий метод и способы его реализации, он вносит основной вклад в решение текущих дидактических задач. Другие методы дополняют его, одновременно обеспечивая эффективность обучения.

Методы обучения реализуются на практике с помощью определенных способов, приемов и средств, которые являются неотъемлемыми составляющими метода обучения и имеют по отношению к нему частное значение. Способы или приемы обучения – это структурные элементы метода обучения, которые помогают педагогу решить определенную педагогическую задачу [32, 38]. К способам или приемам обучения относятся: непосредственный тактильный, эмоциональный, зрительный и голосовой контакт взрослого с ребенком во время сенсорного воздействия или при совершении им действий с предметом; оказание периодической практической помощи в процессе выполнения ребенком действия/деятельности, эмоционально-мимическое и жестовое подкрепление взрослым совершаемого ребенком действия.

Правильное сочетание методов, способов, приемов и средств обучения способствует достижению образовательных целей и задач, позволяют педагогу передать ребенку новые знания, сформировать более совершенные социальные умения и навыки.