6. Предметно-развивающая среда для детей с ТМНР.

Социальный мир, среда и предметы, которые окружают ребенка оказывают непосредственное влияние на его эмоциональное состояние и познавательную активность [17, 20, 28, 40]. Образовательная, развивающая и предметная среды имеют общее значение, которое заключается в совокупности природных условий и факторов, воздействующих на человека. Образовательная среда – это специально организованное пространство, способствующее решению насущных педагогических задач и достижению цели образования [44]. Образовательная и развивающая среда, созданная для обучения детей с ТМНР, включает в себя ряд взаимосвязанных элементов: пространственный; информационный; предметный; технический; социальный.

Пространственный элемент представляет собой помещение, в котором реализуется педагогический процесс. Оно должно соответствовать множеству параметров (гигиеническим нормам, освещенности, температурному режиму, оборудованию учебной мебелью). Мебель и предметы обихода внутри него следует обеспечить безопасное движение и перемещение ребенка, пространство должно быть без острых углов, предметы – со зрительными ориентирами по краю, с матовой поверхностью без бликов. Доски и панели для демонстрации учебных пособий должны быть мобильны и доступны, быть в непосредственной близости и менять наклон рабочей поверхности. Свет не должен иметь прямого попадания в глаза обучающегося.

Для более продуктивного взаимодействия детям с ограниченными двигательными возможностями результативно оборудовать рабочее пространство, где располагаются учебные предметы и пособия и создается рабочий уголок из мягких модулей на полу, что позволяет создавать различные физиологически удобные позы во время занятий, и менять положение тела каждые 2-3 минуты. В кабинетах ежедневно должна осуществляться влажная уборка.

Информационный элемент образовательный среды объединяет в себе учебную литературу, наглядный и демонстрационный материал, в том числе карточки альтернативной коммуникации и другие текстовые пособия, которые будут использованы для передачи детям содержания индивидуальной образовательной программы. Обучение слепых ведется по специальным учебным пособиям и тетрадям с увеличенным шрифтом, в том числе предназначенным для освоения, а также письма и чтения рельефно-точечным шрифтом по системе Л. Брайля. Учебники и текстовый наглядный материал начинает использоваться только в конце дошкольного возраста. При его включении в образовательный процесс следует заранее определить продолжительность, интенсивность возможный объем  работы с ним, в соответствии со зрительной нагрузкой.

Предметный элемент образовательной среды представлен игрушками, дидактическими пособиями и предметами обихода, которые используются для практического освоения программного материала, формирования самостоятельности и жизненной компетентности. Предметный элемент образовательной среды является основным при организации обучения детей раннего и дошкольного возраста с ТМНР. Применение каждого пособия должно быть обосновано, результативно и дозировано по времени. Все материалы должны быть выполнены из крепких, безопасных, моющихся материалов и регулярно подвергаются санитарной обработке.

Каждый учебный элемент информационного и предметного сегмента образовательной среды подбирается с учетом степени снижения или ограничения функциональных возможностей анализаторов и должен соответствовать актуальным психологическим достижениям ребенка с ТМНР. Особым образовательным потребностям детей с ТМНР наилучшим образом отвечают полисенсорные и многофункциональные пособия высокой и средней интенсивности воздействия. В них перцептивный, визуальный и акустический эффект значительно усилен в сравнении с обычным. Образовательный процесс реализуется по специальным учебным пособиям, с применением технических средств и игровых материалов, набор которых определяется для каждого ребенка индивидуально, а режим воздействия согласуется с лечащим врачом.

Особое внимание следует уделить подбору технических средств в качестве важного фактора, способствующего усвоению детьми с ТМНР новых знаний. Технические средства подбираются в соответствии с возможностями ребенка. Они рекомендованы и перечислены в ИПР/ИПРА и в большинстве случаев предоставляются ребенку бесплатно как одна из форм социального обеспечения и поддержки [2]. Процесс обучения слепых и слабовидящих детей реализуется при дополнительном мобильном освещении, а также с использованием увеличительных средств. Для глухих и слабослышащих обучающихся обязательно обеспечение индивидуальными звуковыми средствами воспроизведения информации, звуковое дублирование содержания обучения, а также для детей старшего дошкольного возраста установка мониторов и аппаратуры для трансляции текстов и субтитров. При наличии рекомендаций специалистов учебное пространство оборудуется современной звукоусиливающей аппаратурой. Для детей с заболеваниями опорно-двигательного для проведения физкультурных пауз и отдыха приобретаются мягкие модули, маты, укладки для размещения ребенка в рефлекс-запрещающих позициях и фиксаторы, а также другие технические средства реабилитации и развития движений в соответствии с рекомендациями врача-ортопеда, инструктора ЛФК [2, 3]. К ним относятся опоры, держатели головы, средства для передвижения, в том числе ходунки, опоры для сидения, а также адаптивная одежда, корсеты и ортопедическая обувь, абсорбирующее белье.

Для детей с расстройствами аутистического спектра создаются зоны комфорта и уединения, где снижен уровень шума и созданы условия для расслабления и релаксации. Для развития и коррекции нарушений речи детей с ТМНР необходимо иметь индивидуальные логопедические зонды, зеркала, тренажеры для развития дыхания, голоса, коррекции (компенсации) дефектов звукопроизношения, а также в особых случаях голосообразующие аппараты.

Также в процесс обучения следует включать традиционные игрушки, пособия, и средства обихода, это будет подготавливать ребенка к жизни в обычной социальной среде.

Содержанием программного материала и характером эмоционально-личностного общения взрослого с ребенком определяется социальный сегмент. Он представлен учебной атмосферой, которая определяется, стилем преподавания, способами и методами обучения, объемом и видами обучающей помощи. Правила и особенности их применения будут раскрыты в следующем параграфе.