Заключение.

Начиная с 2012 года образование детей с тяжелыми множественными нарушениями развития, как и всех детей России, признается обязательным. В настоящее время обучение ребенка с ТМНР обеспечено весомой законодательной и нормативной базой, гарантирующей доступное и качественное образование, организованное с учетом особенностей здоровья, особых образовательных потребностей и психофизических индивидуальных возможностей ребенка, а также предпочтений родителей. Законодательно закреплено право детей на бесплатное дошкольное, начальное, среднее и начальное профессиональное образование. Основополагающим является Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации».

Основанием для организации обучения дошкольника с ТМНР на дому являются заключение медицинской организации (согласно перечню заболеваний, наличие которых дает право детям на обучение на дому по основных общеобразовательным программам Приказ Минздрава России от 30 июня 2016 г. № 436н) и письменное заявление родителей.

Образование дошкольников с ТМНР реализуется согласно содержанию Примерной адаптированной основной образовательной программы (ПР АООП для детей с ТМНР). Образование детей с ТМНР в раннем и дошкольном возрасте направлено на последовательное овладение более совершенными формами познавательной деятельности, самостоятельностью и социальным поведением, а также на постепенное расширение социального опыта и обеспечение разнообразия социального взаимодействия, удовлетворение потребности в принятии и эмоциональном комфорте [9, 13, 21, 31].

Последовательное формирование у детей с ТМНР социальной и академической компетентности обеспечивается за счет целенаправленной коррекционно-педагогической работы с применением специальных методов и приемов обучения, технических средств и дидактических пособий. Совокупность специальных условий, технического оснащения и методов обучения обобщается в индивидуальной образовательной программе (ИПР), которая разрабатывается для каждого ребенка [27, 30].

Показателям эффективности усвоения ребенком программного материала является актуализация психологических достижений «зоны ближайшего развития», т.е. преобразование их в актуальные психологические достижения ребенка [10], что проявляется в виде самостоятельного использования знаний, умений и навыков в повседневной жизни.

К оценке результативности обучения следует привлекать медицинских работников, т.к. они могут объективно изучить состояние здоровья ребенка, а также влияние условий и организации педагогического процесса на физическое и психическое развитие ребенка [4]. Результат оценки эффективности обучения является показателям достижения поставленной цели и должен быть использован для оптимизации процесса путем его анализа. Удовлетворительные и высокие результаты обучения говорят о том, что педагогическим коллективном найден и реализован наиболее оптимальный вариант обучения ребенка с ТМНР.

В итоге, обучение ребенка с ТМНР дому в индивидуальной форме должно способствовать его всестороннему развитию, овладению определенной социальной компетентностью, достаточной для начала обучения в условиях образовательной организации и безопасного пребывания в среде сверстников.