ГЛАВА 1. СПЕЦИФИКА КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

 

В последние годы проблема оказания логопедической помощи детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата, в том числе с церебральным параличом продуктивно разрабатывается в области теории и практики современной логопедии (Г.В. Бабина, Л.В. Лопатина, И.И. Панченко, О.Г. Приходько, Н.В. Серебрякова, И.А. Смирнова и др.).

Необходимость логопедической работы с обучающимися с нарушениями опорно-двигательного аппарата обусловлена тем, что:

  • У большинства обучающихся с НОДА отмечаются дизартрические (речедвигательные) нарушения различной степени тяжести (стертая или умеренно выраженная дизартрия), которые обуславливают нарушение общей разборчивости речи. У детей с тяжелыми речедвигательными расстройствами это может приводить к коммуникативным затруднениям.
  • У многих обучающихся наблюдается недоразвитие устной речи (общее недоразвитие речи II или III уровня речевого развития); нарушена связная речь.
  • Часто у обучающихся отмечаются дислексия и дисграфия, они испытывают трудности в овладении навыками чтения и письма.

 

У каждого ребенка логопеду очень важно выявить ведущее нарушение в общей структуре дефекта для разработки дифференцированных коррекционно-логопедических мероприятий.

Одним из наиболее характерных проявлений речевых расстройств у детей с НОДА (особенно у детей с двигательной церебральной патологией) является дизартрия различной степени тяжести.

Дизартрия – расстройство произносительной стороны речи, обусловленное нарушениями иннервации речевой мускулатуры.

Структура нарушений при дизартрии

  • Нарушения мышечного тонуса органов артикуляции (язычной, губной, лицевой, небной мускулатуры). Может наблюдаться спастичность, гипотония или дистония мышц. У детей с двигательной церебральной патологией часто имеет место различный характер нарушений тонуса мышц артикуляционного аппарата (в скелетной и артикуляционной мускулатуре), т.е. в артикуляционных мышцах лица, губ и языка тонус может изменяться (нарушаться) по-разному.
  • Ограничение подвижности артикуляционных мышц различной степени выраженности.
  • Специфические нарушения звукопроизношения: стойкий характер нарушений; автоматизация звуков требует длительного времени; нарушение произношения как согласных, так и гласных звуков (редуцированность гласных); искажение свистящих, шипящих, сонорных звуков; оглушение звонких согласных; смягчение твердых согласных звуков; нарастание общей смазанности речи при увеличении речевой нагрузке.
  • Нарушения речевого дыхания: дыхание учащенное, неглубокое; нарушена координация вдоха и выдоха.
  • Нарушения голосообразования: силы голоса (слабый) и его тембра (глухой, назализованный, хриплый, напряженный).
  • Нарушение просодической организации речевого потока: монотонность, маломодулированность голоса, замедление или ускорение темпа речи; скандированность ритма речи.
  • Гиперсаливация (повышенное слюнотечение), которая имеет постоянный характер или может усиливаться при определенных условиях.
  • Нарушения акта приема пищи: расстройство жевания твердой пищи, поперхивания при глотании.
  • Синкинезии (дополнительные непроизвольные движения).
  • Повышение глоточного (рвотного) рефлекса.
  • Гиперкинезы лицевой и губной мускулатуры (непроизвольные насильственные движения).
  • Тремор (дрожание кончика языка).

Степень выраженности дизартрии может быть различна: легкая степень выраженности дизартрии (стертая дизартрия), средняя степень выраженности дизартрии (умеренно выраженная), тяжелая степень дизартрии (анартрия).

У обучающихся с НОДА условно выделяют несколько групп с дизартрическими расстройствами (в зависимости от сочетания нарушений различных компонентов речи):

  • «чисто» фонетические нарушения (ФН);
  • фонетико-фонематические нарушения (ФФН);
  • общее недоразвитие речи (ОНР).

Дети с церебральным параличом имеют различные формы дизартрии: спастико-паретическую, спастико-ригидную, гиперкинетическую, атактическую и смешанные формы дизартрии (Панченко И.И.).

В комплексной программе логопедической работы для обучающихся с двигательными нарушениями выделяются следующие направления:

  • Развитие коммуникативных навыков (вербальной и невербальной коммуникации).
  • Развитие и коррекция нарушений устной речи, в том числе произносительной стороны речи.
  • Коррекция нарушений чтения и письма.

 

Задачи логопедической работы по направлению

«Развитие коммуникативных навыков»:

  • Формирование новых форм общения, соответствующих среднему школьному возрасту. Развитие и тренировка различных коммуникативных умений.
  • Развитие умения решать актуальные образовательные и бытовые задачи, применяя вербальные и невербальные виды коммуникации как средства их решения.
  • Формирование прежде всего устной (вербальной) коммуникации. Развитие способности словесного самовыражения на актуальном уровне развития школьника, который не всегда соответствует его календарному возрасту.
  • Обучение ребенка получать и уточнять информацию от собеседника. Формирование способности к адекватной передаче информации.
  • Развитие умения начинать, поддерживать и завершать разговор. Развитие умения задавать вопросы, выражать свои намерения, просьбы, пожелания.
  • Развитие доступных невербальных средств коммуникации с использованием заместителей устной речи (для детей с тяжелой степенью выраженности речедвигательных расстройств – тяжелой дизартрией). Развитие умения использовать в процессе общения различные средства альтернативной и дополнительной коммуникации – устройства, воспроизводящие и заменяющие речь (коммуникаторы, планшеты, персональные компьютеры, индивидуальные коммуникативные тетради).
  • Расширение семантического поля познавательных эмоций в коммуникативном речевом пространстве взрослого и ребенка на материале сюжетных ситуаций и игр с фантазией ребенка (активизация мыслительной деятельности, формирование собственных мыслей).

 

Задачи логопедической работы по направлению

«Коррекция нарушений устной речи»:

  • Развитие лексического строя речи. Развитие связного высказывания.
  • Развитие умения составлять рассказ и пересказывать текст.
  • Развитие грамматического строя речи и коррекция его нарушений. Развитие грамматического чувства языка.
  • Развитие способности грамотно формулировать и задавать вопросы, отвечать на них.
  • Улучшение общей разборчивости речевого высказывания для того, чтобы обеспечить обучающемуся лучшее понимание его речи окружающими.
  • Развитие артикуляционного праксиса на этапе постановки, автоматизации и дифференциации звуков речи.
  • Коррекция речедвигательных расстройств (неврологических проявлений двигательной патологии в мышцах и моторике артикуляционного аппарата: спастико-паретического, гиперкинетического, атактического и смешанного синдромов). Нормализация мышечного тонуса (у детей с легкой степенью выраженности (стертой) дизартрии). Развитие артикуляционной моторики. Развитие произвольного контроля над положением и движением мышц артикуляционного аппарата. Подавление синкинезий, уменьшение гиперсаливации.
  • Развитие речевого дыхания и голоса (силы, продолжительности, звонкости, управляемости голоса в потоке речи). Развитие синхронности речевого дыхания, голоса и артикуляции.
  • Развитие просодики (мелодико-интонационной и темпо-ритмической характеристик речи). Развитие управления голосовой функцией в речевом потоке, развитие выразительности речи.
  • Развитие слухового контроля за своим собственным звукопроизношением.
  • Развитие фонематического восприятия и звукового анализа. Развитие умения дифференцировать звуки на фонетико-фонематическом уровне. Формирование фонематических дифференцировок звуков речи.

При проведении логопедической работы с детьми с дизартрическими расстройствами при развитии произносительной стороны речи используются различные методы логопедического воздействия: дифференцированный логопедический массаж (расслабляющий или стимулирующий), пассивная и активная артикуляционная гимнастика, дыхательные и голосовые упражнения (см. Приложение 4).

 

 

Задачи логопедической работы по направлению

«Коррекция нарушений чтения и письма»:

  • Развитие способности к осмысленному чтению и письму.
  • Развитие умения сознательно, правильно читать и осмысленно воспринимать прочитанное.
  • Развитие умения анализировать слова и предложения на лексико-грамматическом и синтаксическом уровне.
  • Развитие зрительно-пространственных функций и коррекция их нарушений.
  • Совершенствование моторного навыка письма, развитие динамических моторных функций.

Логопед проводит логопедическую диагностику, определяет программу коррекции нарушений речевого развития обучающегося с НОДА, разрабатывает тактику и содержание коррекционно-логопедического воздействия. Логопед дает рекомендации по включению коррекционных аспектов в различные формы образовательного процесса.

Логопед определяет содержание коррекционно-логопедических занятий в зависимости от структуры нарушений каждого обучающегося (речевых, двигательных, познавательных).

Логопед наблюдает за развитием всех компонентов речи и познавательных процессов в течение всего периода обучения в основной школе, взаимодействия с учителями и родителями.

Логопед осуществляет следующие виды деятельности:

  • проводит комплексное логопедическое обследование каждого обучающегося с НОДА по речевой карте-схеме (см. Приложение 3);
  • разрабатывает перспективный план работы (определяет направление и содержание коррекционно-логопедической работы);
  • составляет график проведения логопедических занятий (индивидуальных, групповых, фронтальных);
  • проводит логопедические занятия по коррекции нарушений речи;
  • повторно обследует школьника (по окончании первой четверти или полугодия), уточняя логопедическое заключение;
  • консультирует и оказывает методическую помощь учителям и родителям обучающихся;
  • проводит динамическое обследование (в конце учебного года) и обсуждает достижения обучающегося в речевом развитии с педагогами и родителями.

Логопед ведет следующую документацию:

  • журнал регистрации детей, которое прошли логопедическое обследование;
  • журнал посещаемости логопедических занятий (индивидуальных, групповых и фронтальных);
  • речевую карту-схему на каждого обучающегося;
  • тематический план проведения логопедических занятий (на один месяц, одну четверть, весь учебный год);
  • дневник динамического наблюдения речевого развития школьника;
  • план консультативной и методической работы с педагогами образовательной организации;
  • план проведения профилактических и информационно-просветительских мероприятий с родителями обучающихся с НОДА.

Коррекционно-логопедическая помощь детям с НОДА обеспечивается современными логопедическими методиками и технологиями.

Логопед подбирает необходимые для занятий методические пособия и дидактические игры и применяет эти пособия с учетом речевых, моторных и интеллектуальных нарушений, а также нарушений восприятия пространства и времени.

Особенностью логопедической работы является строгое соблюдение ортопедического режима во время проведения занятий. При проведении коррекционно-логопедических занятий необходима широкая опора на все анализаторные системы (слуховую, зрительную, кинестетическую).

Определяющим фактором эффективности коррекционной работы является мотивационное отношение ребенка к логопедическому общению со взрослым. В ходе формирования мотивационной активности решаются следующие задачи:

  • создание позитивной психологической установки у обучающегося для коррекционной работы;
  • реализация личностно-ориентированного подхода в общении с ребенком; развитие у него психолого-педагогической готовности к обучению;
  • создание целевой установки на совершенствование устной речи в общении со взрослым;
  • создание комфортного коммуникативного состояния в классе;
  • развитие навыков диалогической речи школьника со сверстниками и со взрослыми;
  • создание мотивации к тренировке речевой деятельности, к получению навыков устной и письменной речи при помощи современных компьютерных технологий.

Для создания у ребенка произвольной личной активности в процессе коррекции нарушений произносительной стороны речи необходимы:

  • создание логопедом положительного эмоционального фона общения с ребенком;
  • выработка потребности в совершенствовании своей речи для себя и для близких людей;
  • создание умения сравнивать собственную спонтанную речь и речь, улучшенную в процессе логопедических занятий;

В классе/группе обучающихся с дизартрическими нарушениями желательно присутствие детей с хорошей разборчивой и интонированной речью. В таком коллективе легче вырабатываются волевые усилия в совершенствовании речи, что помогает обрести необходимые осознанные знания и умения, которые не всегда возможно осуществить в индивидуальных занятиях.

Тренировке навыка управления голосовыми модуляциями в речи ребенка может помочь прослушивание специально подобранных аудиозаписей с последующим повторением стихотворного или прозаического текста. Также полезным может быть пение под музыку (караоке). Эмоционально-положительный аспект таких логопедических занятий улучшает у ребенка слуховую, а также проприоцептивную чувствительность и память, что положительно отражается на спонтанной речи ребенка, добавляет выразительности и разборчивости ее звучанию. То, что ребенок слышит, то он начинает и хочет подражательно воспроизводить.

Логопедическая работа с детьми, имеющими различные речевые расстройства, позволяет в той или иной мере скорригировать, а иногда и нормализовать речевые возможности обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Адекватно организованная логопедическая работа обеспечивает преодоление нарушений речевого развития и способствует овладению родным (русским) языком.