Методическое пособие посвящено совершенствованию коррекционной работы с обучающимися с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Пособие адресовано логопедам, психологам, дефектологам образовательных организаций.

ВВЕДЕНИЕ

В детской популяции около 6% детей имеют нарушения опорно-двигательного аппарата (НОДА). Двигательные нарушения у них могут быть как врожденного, так и приобретенного характера. Большинство детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата – это дети с церебральным параличом (89%). Многообразие нарушений двигательных функций обусловлено широким спектром причин и разным временем воздействия вредоносных факторов. Проявления нарушений психофизического развития у детей с НОДА многообразны, в том числе и по их тяжести.

Двигательные нарушения у детей имеют различную степень выраженности. Характеристика двигательного развития детей с НОДА представлена в исследованиях К.А. Семёновой, И.Ю. Левченко, И.И. Мамайчук, О.Г. Приходько и др. Некоторые сведения о причинах и особенностях двигательного развития этих детей представлены в Приложении 1.

Группу обучающихся с НОДА составляют как дети и подростки с достаточным интеллектуальным развитием, так и обучающиеся с недостаточностью познавательного развития, имеющие дефицит социальных способностей. Все дети имеют двигательные нарушения, часть из них передвигается самостоятельно нарушенной походкой, часть передвигается с помощью вспомогательных технических средств, у некоторых детей способность к самостоятельному передвижению отсутствует. Также для обучающихся с НОДА характеры нарушения манипулятивной деятельности и проявления дизартрии разной степени выраженности, которые могут сочетаться с нейросенсорными нарушениями.

В основной школе продолжают обучение дети с НОДА, успешно завершившие начальное образование по АООП (вариант 6.1, 6.2).

Организация коррекционной работы с обучающимися с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) создает условия для реализации их особых образовательных потребностей. Комплексная программа коррекционной работы направлена на развитие жизненных компетенций школьника и его поддержку в освоении основной образовательной программы.

Программа коррекционной работы обучающихся с НОДА включает специальную психолого-педагогическую, в том числе логопедическую, помощь и психологическое сопровождение. Программа коррекционной работы обеспечивает адаптацию обучающихся с НОДА к условиям образовательной организации и освоение ими АООП основного образования.

Планируемые результаты реализации программы коррекционно-логопедического воздействия должны уточняться и детализироваться с учетом индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся.

Усвоение учебного материала возможно при условии решения ряда специфических задач коррекционной работы по преодолению или минимизации двигательных, речевых и психических нарушений у большинства обучающихся с НОДА (и прежде всего с церебральным параличом).