Глава 2. Общие и специальные подходы к проектированию индивидуальных учебных планов освоения адаптированных основных общеобразовательных программ

Индивидуальный учебный план – это, прежде всего, учебный план. Требования к учебному плану в адаптированных основных общеобразовательных программах распространяются и на индивидуальный вариант такого плана. Следовательно, важно помнить и не нарушать следующие позиции:

  • должно быть сохранено соотношение части обязательной к части, формируемой участниками образовательных отношений, таким образом, как это отражено в адресном стандарте образования и примерной адаптированной основной образовательной программе (опираемся исключительно на рекомендованный ребенку в заключении ПМПК вариант АООП); в зависимости от варианта АООП распределение объема вышеназванных частей может быть представлено как 80% и 20%, 70% и 30% или 60% и 40%;
  • должна быть обеспечена и урочная, и внеурочная деятельность;
  • в содержании внеурочной деятельности обязательна доля занятий по программе коррекционно-развивающей работы, включая закрепленные в варианте АООП коррекционно-развивающие курсы (при их наличии).

Помимо обязательств есть и возможности, которые тоже стоит брать во внимание. Среди них:

  • использование часов части, формируемой участниками образовательных отношений, для увеличения объема времени на обязательные учебные дисциплины, к которым требуется усиление внимания (как при низкой результативности обучения, так и в случае выявления выдающихся способностей учащегося в рассматриваемой области). Нередко принимается решение в пользу учебных предметов, по которым предусматривается сдача государственного выпускного экзамена – русский язык и математика;
  • возможности нелинейного расписания в течение дня или недели с необходимым чередованием урочной и внеурочной деятельности. Так, в первой половине дня у обучающегося по индивидуальному учебному плану может быть индивидуальное занятие с учителем-дефектологом, учителем-логопедом, педагогом-психологом, а во второй – индивидуальный или групповой (в малой группе) урок по предмету;
    возможность выбора и/или разработки образовательной организацией индивидуально ориентированных оценочных средств.

ИУП может содержать специальные компоненты, включая адаптационный компонент или компонент психолого-педагогической реабилитации.

Адаптационный компонент (модуль) ИУП ориентирован на систему предупредительных мер по профилактике школьной дезадаптации, компенсацию и коррекцию индивидуальных трудностей включения в организованный учебно-воспитательный процесс.

Он не является частью предметного содержания образовательной программы, реализуется за счет часов внеурочной области учебного плана и направлен на восстановление нарушенных или формирование новых социальных отношений, профилактику возможного регресса в освоении содержания образования, сохранение и укрепление здоровья ребенка.

Психолого-педагогическая реабилитация (абилитация) как вид педагогической деятельности направлена на восстановление (формирование), коррекцию и (или) компенсацию нарушенных психических функций и социальных форм поведения, обусловленных нарушениями двигательных, сенсорных, познавательных, речевых и эмоционально-волевых процессов или их сочетаний и реализуемых средствами образования, педагогики и психологии с целью эффективного включения в образовательный процесс, максимально возможной социальной адаптации лиц ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

Психолого-педагогическая реабилитация может быть как краткосрочной, так и долгосрочной. Мероприятия психолого-педагогической реабилитации в краткосрочном периоде требуются, как правило, в ситуациях резкого изменения условий. Например, изменения условий образования, изменений в состоянии здоровья, семейной ситуации и т.д.

Мероприятия психолого-педагогической реабилитации в долгосрочном периоде связаны с формированием базы для эффективного включения и функционирования ребенка с ОВЗ и инвалидностью в образовательной среде.

Основная задача психолого-педагогической реабилитации - обеспечить возможность включения ребенка в виды деятельности, необходимые для его функционирования в образовательной среде, т.е. обеспечить возможность взаимодействия с ее предметным, социальным и дидактическим компонентом.

В каких случаях рекомендуется обучение по ИУП?

Приведем в качестве примеров ряд ситуаций школьной жизни, требующих рассмотрения вопроса о разработке индивидуального учебного плана как на краткосрочный, так и на более длительный период:

- обучение детей-переростков с сохранным интеллектом, педагогически запущенных детей с сохранным интеллектом. В данном случае, что абсолютно понятно, целью перевода на ИУП становится обеспечение базовых навыков адаптации ребенка к новым условиям обучения и воспитания. Среди задач обучения выделяют: психолого-педагогическое изучение индивидуального варианта развития ребенка; определение объема, качества, интенсивности, продолжительности включения обучающегося в доступные формы взаимодействия с окружающими детьми и взрослыми, с предметным и природным окружением; формирование и развитие минимально необходимых навыков социального взаимодействия с использованием доступных ребенку социально приемлемых поведенческих и коммуникативных форм, и другие;

- организации обучения кохлеарно имплантированных детей, прошедших запускающий этап психолого-педагогической реабилитации, но при этом не демонстрирующих искомых результатов общего и слухоречевого развития;

  • обучение детей со стойкими специфическими трудностями овладения содержанием адаптированных образовательных программ (дети и подростки с сенсорными, речевыми, двигательными нарушениями, с задержкой психического развития), причины возникновения которых требуют выявления, объяснения и поиска путей решения;
  • обучение детей с проблемами поведения и социализации, причины возникновения которых требуют выявления, объяснения и поиска путей решения;
  • обучение длительно тяжело болеющих детей;
  • обучение детей, поступивших из массовой школы в специальную и наоборот;
  • обучение детей с разными образовательными потребностями в одном классе.

Срок, на который разрабатывается ИУП, может варьироваться от 1 месяца до 1 года. В случае обучения детей-переростков ИУП может быть разработан на весь период школьного образования. В такой ситуации рекомендуется посадить ребенка в класс по возрасту (возможно на год старше или младше) и организовать его обучение по ИУП.

Неправомерная пролонгация обучения по ИУП, к сожалению, может быть обусловлена неразрешенными проблемами выбора оптимального образовательного маршрута. Необходимость индивидуализации психолого-педагогического сопровождения не всегда означает необходимость перевода обучающегося на ИУП [2].

Искомым результатом успешного освоения индивидуального плана становится достижение обучающимся минимально необходимого уровня готовности к совместному обучению со сверстниками. На практике это означает способность ребенка удерживаться в ситуации организованной учителем деятельности, следовать установленным правилам безопасного и комфортного взаимодействия с окружающими детьми и взрослым, выделять учебную задачу (именно как обязательную к решению, важную) и удерживать ее в процессе решения, обращаться за помощью и принимать помощь от окружающих. Общение и взаимодействие с одноклассниками в ходе совместной учебной деятельности вызывают у ребенка стойкий интерес, а общий темп работы в классе не приводит к чрезмерному утомлению, отрицательным эмоциональным и/или поведенческим реакциям.

Динамика предметной успеваемости не является единственным, а тем более определяющим, критерием позитивных изменений в период адаптации. Неуспешность по отдельным дисциплинам или ряду учебных дисциплин может сохраняться длительное время.

Важнее – планомерное нарастание ситуаций, событий в школьной жизни обучающегося, в которых он самостоятельно (или при минимальной помощи со стороны) решил пока сложную для него или даже проблемную познавательную задачу. Такой познавательной задачей может быть и соблюдение ребенком требуемого порядка на рабочем месте в классе, и ответ на вопрос с помощью учителя, и действия по внешнему плану или алгоритму, и многие другие. В связи с этим удобным инструментом фиксации успешности адаптационных мероприятий становится в данном случае индивидуальное портфолио обучающегося. Педагогическое наблюдение позволяет подтвердить искомую результативность, положительные изменения в поведении, речи и деятельности обучающегося.

Возможный алгоритм действий специалистов при составлении индивидуального учебного плана:

  1. Сформулировать цель и задачи перевода обучающегося с ОВЗ на обучение по ИУП. Далее этот материал будет включен в содержание пояснительной записки к учебному плану;
  2. Определить временные параметры, срок реализации учебного плана. Кратко обосновать срок действия ИУП в тексте пояснительной записки;
  3. В зависимости от цели (адаптация к новым условиям обучения и воспитания, компенсация предметных дефицитов, выравнивание стартовых возможностей, создание условий для реализации выдающихся способностей и т.п.) выбрать подход к структурированию содержания образования. Необходимо последовательно ответить на вопросы: какие планируемые к освоению образовательные результаты требуют особого внимания (только предметные, только метапредметные, только личностные или все группы образовательных результатов); как будет распределено внимание к указанным группам результатов в течение срока реализации ИУП; какие ресурсы образовательной организации будут привлечены к решению задач и в каком формате; какие ресурсы семьи обучающегося при желании родителей станут опорой в достижении поставленной цели;
  4. Подготовить проект ИУП, согласовать его с родителями (законными представителями ребенка);
  5. Составить индивидуальное расписание, индивидуальный учебный график (при необходимости).

Выбор тактики разработки и реализации индивидуальных учебных планов – одновременно важная и крайне сложная задача.

Уровневость освоения учебных дисциплин в общем образовании определяется через призму базового и продвинутого уровней.

В специальном и инклюзивном образовании дифференциация требований к уровневости образования отражена как в вариантах адаптированных образовательных программ, так и в необходимости учета специфики особых образовательных потребностей отдельных групп обучающихся (см. выше).

Следовательно, помимо уже названных базового и продвинутого уровня могут возникнуть разное число планов, ориентированных на индивидуальный уровень. Причем данный уровень освоения программы может распространяться на весь период школьного обучения по специальной индивидуальной программе развития или носить временный характер. Во втором случае как раз и может идти речь о компенсации предметных дефицитов, дефицитов в формировании и развитии жизненной компетенции.

Проектирование индивидуальных учебных планов, адресованных инклюзивно обучающимся детям с ОВЗ и направленных на достижение сопоставимой стартовой готовности, представлено в работе О.А. Ишимовой, А.Д. Вильшанской, Ж.В. Дорониной [1] и других.

Образовательные организации создают и применяют разные тактики. Интересен подход к формированию учебного плана школы при движении от индивидуальных планов обучающихся к общему планированию учебной нагрузки в образовательной организации [3]. В данном случае учитываются потребности учеников и организационно-финансовые возможности школы. Не всегда это полностью достижимо, но без учета кадровых и материальных ресурсов ИУП останется планом на бумаге.

Качество проектирования ИУП напрямую связано с качеством психолого-педагогической диагностики как на этапе определения образовательного маршрута специалистами ПМПК, так и при уточнении направлений и содержания программы коррекционной работы сотрудниками психолого-педагогического консилиума образовательной организации.

Совершенствование научно-методического обеспечения деятельности ПМПК – одна из важнейших задач в реализации основных направлений развития системы образования обучающихся с ОВЗ и с инвалидностью. Результаты деятельности федерального ресурсного центра по сопровождению специалистов ПМПК доступны на сайте ФГБУ «Центр защиты прав детей» по ссылке https://pmpkrf.ru/methodical-materials/.

Примерные диагностические материалы, которые могут быть полезны специалистам психолого-педагогической службы школы, содержатся в примерных рабочих программах по учебным дисциплинам/коррекционным курсам и примерных АООП, разработанных для обучающихся с ОВЗ, в том числе в:

  • комплектах примерных рабочих программ по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам по АООП НОО для обучающихся разных нозологогических групп (ссылка https://fgosreestr.ru);
  • примерных АООП НОО для обучающихся разных нозологогических групп (ссылка https://fgosreestr.ru);
  • проектах примерных АООП ООО обучающихся разных нозологических групп (ссылка https://ikp-rao.ru/frc-ovz/);
  • материалах для педагогов, реализующих отдельные учебные дисциплины и коррекционные курсы для 5-6 класса (второго и третьего года обучения в основной школе) (ссылка https://ikp-rao.ru/frc-ovz/);
  • учебно-методическом комплексе по разработке и реализации специальной индивидуальной программы развития (ссылка http://умксипр.рф).

В 2020 году научными сотрудниками ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики РАО» разработан методический комплект «Аттестация обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (1- 4 классы)». В основе разработанных материалов – специальные шкалы учета индивидуальной динамики достижений в освоении адаптированных основных общеобразовательных программ с указанием ориентиров, ожидаемых результатов обучения для разных типологических групп обучающихся с умственной отсталостью не только по каждому году обучения, но и по каждому предмету, коррекционному курсу. Познакомиться с материалами можно на сайте Института по ссылке https://ikp-rao.ru/nacionalnyj-proekt-obrazovanie/.

Примерные задания по оценке сформированности у обучающегося с ОВЗ готовности к продуктивному общению и взаимодействию с учителем и сверстниками в условиях инклюзии представлены в Приложении А к данному методическому пособию.

Особенности разработки и реализации ИУП при организации надомного обучения

Дети с ОВЗ нуждаются в планомерном погружении в постепенно усложняющуюся социальную среду, в организации доступных и полезных ребенку мероприятий очного общения и взаимодействия с детьми и взрослыми. В связи с этим «исключительно дистанционное обучение», как указано в предложении, не может быть рекомендовано обучающимся с ОВЗ кроме исключительных случаев, связанных с ограничениями по медицинским показаниям.

В связи с этим при получении общего образования важно сохранить возможность частичного, возможно эпизодического, очного обучения по желанию ребенка и его семьи.

С 2020 года в ИКП РАО организована работа по подготовке научно-методических материалов в помощь специалистам и родителям. В данную работу включились организации-партнеры, в том числе вузы, отдельные образовательные организации, реализующие АООП, образовательные организации дистанционного обучения детей с ОВЗ и с инвалидностью, некоммерческие организации и другие. Создание методических и дидактических материалов, в том числе в видео- и аудиоформате, продолжится и в 2021 году. С результатами можно познакомиться на сайте ИКП РАО по ссылке https://ikp-rao.ru/distancionnoe-obuchenie-detej-s-ovz/.

ИУП – это не программа обучения, а ее часть, особая организационно-управленческая форма, фиксирующая приоритетные для реализации особых образовательных потребностей конкретного обучающегося компоненты содержания образования. В то же время появление среди учеников класса одного ребенка или нескольких детей, обучающихся по ИУП, может вызвать профессиональные сложности у педагога. Такие сложности возникают, например, при совместном обучении в специальном классе детей с ОВЗ с сохранным и нарушенным интеллектом (слепые дети и слепой ребенок с нарушенным интеллектом, глухие дети и глухой ребенок с нарушенным интеллектом, и т.п.). Как подготовить рабочую программу учебной дисциплины? Сколько должно быть рабочих программ по одному предмету у учителя такого класса? В помощь учителю подготовлены простые рекомендации по использованию дифференцированного подхода при оформлении программных материалов. Ознакомиться с ними можно в Приложении Б к данному пособию.

При проектировании учебного плана не рекомендуется допускать уменьшения количества часов. Минимальный объем учебной нагрузки отражен в варианте адаптированной основной образовательной программы обучающегося. При проектировании ИУП детей с ОВЗ и с инвалидностью, обучающихся на дому, законодательно закреплена возможность определения минимальной учебной нагрузки на уровне субъекта РФ. В частности, указано, что «органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе самостоятельно определять количество учебных часов и нормативы затрат на организацию надомного обучения детей-инвалидов в объеме, позволяющем обеспечить качественное образование и коррекцию недостатков в развитии» (см. ст. 18 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

Рассмотрим примеры перевода обучающихся с ОВЗ на обучение по ИУП с целью повышения качества образования.

Ученик Виктор В., 10 лет, нарушения слуха (глухота). Переведен в специальную (коррекционную) школу для детей с нарушениями слуха из общеобразовательной организации (массовой школы) в связи с переездом родителей. Окончил 3 класс, обучался совместно со здоровыми сверстниками. По словам родителей, для ребенка в общеобразовательной школе была разработана адаптированная образовательная программа, которую ребенок успешно освоил и может продолжать обучение в 4 классе. Согласно заключению ПМПК Виктору рекомендована организация обучения по адаптированной основной образовательной программе начального общего образования, вариант 1.2.

Результаты первичного психолого-педагогического обследования ребенка специалистами консилиума специальной школы показали дефицит в освоении базовых учебных дисциплин (развитие речи, чтение и развитие речи, математика) с отставанием по программе АООП НОО вариант 1.2. на 2 года. Кроме того, у Виктора не были сформированы на необходимом уровне базовые коммуникативно-речевые умения (умение задать вопрос, ответить на вопрос, обратиться с просьбой и другие), необходимые для продуктивного включения в общую деятельность класса. После общения со специалистами школы родители согласились на организацию обучения их ребенка в 3 классе (повторный год обучения) по ИУП. Цель разработки ИУП в данном случае – обеспечение специальных адаптационных мероприятий, компенсация дефицитов в освоении предметных результатов и результатов формирования жизненной компетенции.

Индивидуальный учебный план обучающегося 3 класса Виктора В. (АООП НОО глухих обучающихся, вариант 1.2)

Срок реализации – 1 учебный год

Предметные
области
Учебные
предметы

 

Количество часов
в неделю
Всего
Обязательная
часть
Часть, формируемая участниками образовательного процесса
Филология

(Язык и речевая практика)

Русский язык и

литературное чтение

8 1 9
  Предметно – практическое обучение 3   3
Математика

и информатика

Математика 4 1 5
Обществознание

и естествознание

Окружающий мир 1   1
Искусство Изобразительное искусство 1   1
Технология

 

Компьютерные технологии  

1

   

1

Физическая культура Физическая культура (адаптивная) 3   3
  Итого 23

 

Внеурочная деятельность (включая коррекционно-развивающую область) 10
Коррекционно- развивающая область Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи (индивидуальные занятия)* 3
Музыкально-ритмические занятия 2
Социально – бытовая ориентировка 2
Индивидуальные занятия по формированию коммуникативно-речевых навыков 3
Всего к финансированию 33

 

При реализации ИУП временной режим обучения детей с ОВЗ определяется образовательной организацией с учетом особенностей здоровья обучающихся и по согласованию с родителями (законными представителями) ребенка. Возможно составление как линейного, так и нелинейного расписания, при котором коррекционно-развивающие курсы могут проводиться в первой половине дня и чередоваться с учебными дисциплинами.

Может сложиться и другая ситуация, когда требуется на короткий срок, на 1-2 месяца, перевести ребенка на ИУП с целью его психолого-педагогической реабилитации. Рассмотрим пример ниже.

Ученица Марина А., 11 лет, задержка психического развития, обучается инклюзивно в общеобразовательной организации (массовой школе) по варианту АООП НОО обучающихся с задержкой психического развития 7.1. В течение прошлого года по состоянию здоровья проходила длительное лечение в условиях стационара. Родители от повторного года обучения в начальной школе отказались, настаивая на продолжении совместного обучения их ребенка вместе со здоровыми одноклассниками.

Результаты первичного психолого-педагогического обследования ребенка специалистами консилиума специальной школы показали предметные дефициты по основным школьным предметам, наличие у ребенка особых образовательных потребностей в индивидуально организованном психолого-педагогическом сопровождении, щадящем подходе к организации режима дня, учебных нагрузок. Цель разработки ИУП в данном случае – обеспечение специальных мероприятий по сопровождению обучающегося, обеспечение индивидуально ориентированных мероприятий по сохранению и укреплению здоровья ребенка, выравнивание стартовых возможностей для продолжения обучения по программе основного общего образования.

Таким образом, при разработке и реализации ИУП обучающихся с ОВЗ важно учитывать следующее:

  • обязательно выполнять требования, предъявляемые к содержанию рекомендованного ребенку варианта АООП, и опираться на рекомендации, разрабатываемые на региональном уровне;
  • использовать возможности ИУП как персонифицированного конструктора учебных нагрузок, последовательности и объема изучения обязательных и специально вводимых в содержание образования учебных дисциплин и коррекционных курсов;
  • перевод на ИУП обучающихся с ОВЗ не равен организации исключительно индивидуально ориентированных форм обучения и воспитания. Напротив, рекомендуется использовать все ресурсы образовательной организации, семьи ребенка для включения его в совместные формы деятельности. Единственными основаниями для перевода на индивидуальное обучение без даже эпизодического посещения школы являются объективные медицинские причины, наличие противопоказаний по состоянию здоровья ребенка;
  • использовать краткосрочный ИУП как инструмент решения задач психолого-педагогической реабилитации, адаптации к новым условиям обучения и воспитания. В данном случае допускается модульное обучение, при котором на 2 недели – 1 месяц все учебное и внеучебное время занимают коррекционно-развивающие курсы с планомерным включением обучающегося в индивидуальные или малыми группами занятия с педагогами предметных дисциплин;
  • перераспределять учебные часы в ИУП как в рамках одной содержательной области между разными предметами, так и между содержательными областями, при условии обязательного выполнения требований к годовому объему нагрузки по обязательной части учебного плана;
  • ИУП предоставляет новые возможности для профильного обучения старшеклассников с ОВЗ. Прежде всего, речь идет о реализации содержательной области «Технология», реализации модулей профильной направленности учебно-профессионального обучения, в том числе в условиях сетевого взаимодействия с организациями среднего профессионального образования, другими юридическими лицами, представителями работодателей.