Глава 1. Индивидуальный учебный план как инструмент персонификации образовательного маршрута в отдельных и инклюзивных общеобразовательных организациях

 Образовательная организация обладает автономностью в принятии решений в части разработки и реализации образовательных программ в целом и адаптированных образовательных программ в частности. Это и право, и обязанность. В соответствии со статьей 12 и статьей 18 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» каждая школа или дошкольное образовательное учреждение, ориентируясь на требование ФГОС (адресного для уровня и/или категории обучающихся) и примерных образовательных программ, создает, обновляет и корректирует программы обучения.

Обновления могут носить как локальный характер, например, учитель вносит изменения только в дидактическое и методическое обеспечение в своей рабочей программе, так и более целостный, глобальный. Образовательная программа может быть пересмотрена, переработана образовательной организацией в каждой своей части, включая как целевой, так и содержательный и организационный разделы.

Для упорядочивания данного процесса руководитель школы или ДОУ издает локальный акт, описывающий порядок, алгоритм разработки и обновления основных, в том числе адаптированных, образовательных программ. Такой внутришкольный документ традиционно рассматривает вопросы: нормативной правовой регуляции на федеральном уровне, указания на региональные особенности (например, методические рекомендации, разработанные в рамках субъекта РФ), концепцию и программу развития образовательной организации (при наличии); распределение функционала и закрепление ответственности всех участников данного процесса, характер управления им (по сути - права и обязанности представителя администрации, специалистов, отвечающих за методическую поддержку образовательного процесса, педагогического персонала); права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся в целом и в отдельных случаях (например, при обновлении и корректировке индивидуальных образовательных программ и индивидуальных планов обучения); графика и продолжительности процесса, его последовательности (этапности).

Возможно издание отдельного локального акта, регулирующего вопросы разработки и организации обучения по индивидуальным учебным планам. В любом случае право обучающихся на обучение по индивидуальным учебным планам должно быть отражено во внутришкольных регламентах. Федеральное законодательство (№ 273-ФЗ) закрепляет данное право (см. статью 34, часть 1, пункт 3) как «обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами». Причем здесь же приводится право обучающихся на «предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции». При организации специального или инклюзивного обучения образовательная организация должна обеспечить реализацию и первого положения, и второго.

Немаловажным является вопрос финансирования обучения по индивидуальному учебному плану. В случае, когда число обучающихся составляет 500 и более, создаются условия для «потокирования» образовательных услуг, организации гибких классов, целевых групп учащихся с опорой на их индивидуальный выбор. В таком случае сводятся к минимуму риски преобладания индивидуальных очных форм работы с учащимися в основной (обязательной) предметной части. Иная ситуация в отдельных образовательных организациях для обучающихся с ОВЗ. Соотношение «педагоги:учащиеся» может составлять «1:3» или даже меньше (педагоги – учителя, воспитатели, дефектологи, психологи, социальные педагоги, педагоги дополнительного образования, тьюторы). Когда в школе всего 100-150 учащихся, к тому же обладающих значительным разбросом в рамках известного диапазона особых образовательных потребностей, задачу составления гибкого расписания очных занятий решить сложно. Нередко единственно возможным вариантом становится изменение формы обучения с очной на очно-заочную или заочную, а также изменение формата: вместо традиционного - дистанционный.

В данном методическом пособии предложена попытка обобщения и структурирования административных решений в части разработки и реализации индивидуальных учебных планов обучающихся с ОВЗ. И начнем мы с общих подходов, требующих учета во всех случаях построения персонифицированного образовательного маршрута.