4.4. Первый образовательный маршрут (варианты 1.1. и 2.1.)
Данный образовательный маршрут рекомендуется ребенку с нарушенным слухом, уровень развития которого практически приблизился к возрастной норме. При этом важно отметить, что уровень общего и слухо-речевого развития разных детей: и слабослышащего, и оглохшего, и глухого ребенка оказываются близки между собой; отличие проявляется в основном лишь в возможностях слухового восприятия. Остановимся на характеристике ребенка данной группы в сравнении с детьми, для которых эффективен образовательный маршрут 2.2. в условиях гибкого класса или класса I-го отделения для слабослышащих и позднооглохших обучающихся.
Развитие ребенка приближается к возрастной норме, но требуется постоянное коррекционное сопровождение, которое может быть обеспечено в условиях обучения в среде слышащих сверстников. Это отличает данного ребенка от детей, которым рекомендуется образовательный маршрут 2.2, обеспечивающий дальнейшее сближение их развития с возрастной нормой, но в условиях специального обучения: в среде слабослышащих учащихся I отделения или в комбинированной среде (гибкий класс).
Дошкольная подготовка ребенка, позволяющая ребенку на равных обучаться со слышащими детьми, зависит от степени снижения слуха и времени его наступления:
- для детей с глухотой и средней и тяжелой тугоухостью она, как правило, наиболее длительная и осуществляется в течение не менее 4-5-ти лет,
- для детей, потерявших слух в 3-4 года - не менее 3-х лет,
- для детей с легкой тугоухостью или позднооглохших, потерявших слух в 5-6 лет– не менее 1 - 2-х лет.
Ребенок, как и дети, которым рекомендован образовательный маршрут 2.2. в гибком классе или в классе I отделения для слабослышащих и позднооглохших, как правило, не имеет выраженных дополнительных отклонений в развитии. Но они могут и быть (см. выше).
Общее развитие
Уровень общего развития у ребенка, которому рекомендуется совместное со слышащими сверстниками обучение, приближается к возрастной норме, как и у детей, которым рекомендовано обучение в гибком классе или в классе I отделения для слабослышащих и позднооглохших (см. выше).
Владение социально-бытовыми умениями
Социально-бытовые умения, которыми владеет ребенок, уже соответствуют возрасту, как и у ребенка с нарушенным слухом, которому рекомендован образовательный маршрут 2.2. в условиях гибкого класса (см. выше).
Представления об окружающем мире
У ребенка, которому предлагается обучение в 1 классе вместе со слышащими сверстниками, представления об окружающем мире соответствуют возрасту:
- они целостные, полные, точные;
- ребенок умеет в случае необходимости обращаться к личному опыту накопленных впечатлений, наблюдений и действий, способен отделять существенное от незначительного, а в случае затруднений по собственной инициативе может начать общение со взрослым и обратиться к нему за помощью;
- умеет описывать свои впечатления и наблюдения.
Коммуникация и речь
У слабослышащего и глухого ребенка, которому может быть предложено совместное со слышащими сверстниками обучение, уровень развития коммуникации и речи принципиально отличается от того, который имеют дети, для которых эффективен образовательный маршрут 2.2. в условиях обучения как в классе I отделения для слабослышащих и позднооглохших обучающихся, так и в гибком классе. У данного ребенка он практически соответствует возрастной норме, в то время как последние имеют уровень речевого развития, всё еще отстающий от возрастной нормы (см. выше). У позднооглохшего ребенка восстановлена устная коммуникация, чего еще не наблюдалось у детей, которым рекомендовано обучение в классе I отделения или в гибком классе.
Ребенок использует речь как основное средство коммуникации со знакомыми и незнакомыми людьми, при этом содержание коммуникации выходит за рамки личного опыта.
Ребенок, как правило, не испытывает затруднений в общении словесной речью с незнакомыми детьми и взрослыми.
Речевые средства практически полностью соответствуют возрасту, но могут встречаться аграмматизмы.
Ребенок в общении понимает обычную речь, не приспособленную к особенностям развития ребенка с нарушенным слухом.
У ребенка сформировано внимание к пониманию чужой речи и к восприятию собственной речи собеседником (у детей, для которых эффективен образовательный маршрут 2.2. в условиях обучения в гибком классе или в классе I отделения для слабослышащих и позднооглохших, оно сформировано недостаточно /см. выше/).
Так, направленность на понимание чужой речи у него достаточная, но требуется ее совершенствование: ребенок активно отвечает на каждое устное обращение соответствующими действиями; при непонимании говорит: «Я не понимаю», побуждает говорящего к изменению высказывания, перефразированию, старается понять, уточняет то, что не понято, переспрашивает.
Достаточно и внимание к восприятию своей речи собеседником, но требуется его совершенствование: практически всегда ребенок реализует свои произносительные возможности, чтобы быть понятым собеседником, и следит за тем, понимает ли он его.
Владение письменной речью. Ребенок, как и тот, которому рекомендуется образовательный маршрут 2.2. в условиях гибкого класса (см. выше), умеет читать и писать печатными буквами. Следует подчеркнуть, что умение читать и писать печатными буквами является обязательным для успешного обучения ребенка с нарушенным слухом в классе слышащих сверстников.
При самостоятельном чтении ребенок понимает содержание текста, доступного ему по словарю, как близкого его жизненному опыт, так и выходящего за его рамки. Последнее еще, как правило, не доступно детям, для которых эффективно обучение по образовательному маршруту 2.2. в условиях гибкого класса или 1 класса I-го отделения для слабослышащих и позднооглохших.
Он владеет умением пересказывать понятый текст, используя типичные для семилетнего слышащего ребенка речевые средства, при этом могут встретиться отдельные аграмматизмы.
Усвоенные умения в чтении и письме помогут глухому ребенку в процессе совместного со слышащими детьми обучения.
Использование звукоусиливающей аппаратурой
Ребенок, как и дети, которым рекомендовано обучение в гибком классе или в классе I отделения для слабослышащих и позднооглохших, умеет правильно и эффективно пользоваться звукоусиливающей аппаратурой индивидуабного и коллективного пользования, а также и индивидуальными слуховыми аппаратами. Он использует индивидуальные слуховые аппараты постоянно в течение всего дня, без напоминания, но может уставать и снимать аппараты. С индивидуальными слуховыми аппаратами в быту (дома, в различных помещениях, на улице и т.п.) реагирует на звуковые сигналы, доступные его слуху, как правило, постоянно и адекватно[1], что отличает его от детей, которым рекомендовано обучение в гибком классе или в классе I отделения.
Восприятие речи и неречевых звучаний
Ребенок понимает необходимость постоянно смотреть на говорящего, чтобы понять сказанное, и старается следовать этому постоянно.
На слухо-зрительной основе ребенок с индивидуальными слуховыми аппаратами свободно воспринимает обычную устную речь, специально не приспособленную к особенностям речевого развития ребенка с нарушенным слухом, хотя и отмечаются редкие «срывы». Это отличает его от детей, для которых эффективным является образовательный маршрут 2.2. в условиях обучения в гибком классе или в классе I-го отделения для слабослышащих и позднооглохших обучающихся. Они достаточно свободно воспринимают устную речь на слухо-зрительной основе, но сама речь всё же приспособлена к уровню ее развития у ребенка, имеющего нарушения слуха.
Возможности восприятия речи на слух с индивидуальными слуховыми аппаратами зависят, как уже отмечалось от того, насколько слух снижен, и когда наступило это снижение (см. выше).
Произносительная сторона речи
Для успешного совместного со слышащими детьми обучения произносительная сторона речи ребенка с нарушениями слуха должна быть достаточно сформирована, а сама речь - внятной, т.е. понятной даже незнакомым людям, не имеющим опыта общения с неслышащим ребенком. Это не всегда отмечается у детей, для которых рекомендуется образовательный маршрут 2.2. в условиях гибкого класса или класса I отделения для слабослышащих и позднооглохших.
Ребенок знает о том, что у него снижен слух, но его отношение к этому не является болезненным, как и у детей, которым рекомендовано обучение в гибком классе. Это способствует его совместному со слышащими детьми обучению.
Ребенок обязательно должен иметь положительный опыт социальной или образовательной интеграции со слышащими детьми. В дошкольный период ребенок, как правило, воспитывался и обучался среди нормально слышащих детей (в группе общеразвивающей или комбинированной направленности). Если он обучался среди детей с нарушенным слухом в группе компенсирующей направленности, то важно, чтобы имелся позитивный опыт взаимодействия со слышащими детьми при посещении разнообразных кружков и секций для слышащих детей, во дворе, на даче и т.п. Отсутствие положительного опыта совместного со слышащими детьми воспитания может стать препятствием для успешного обучения среди слышащих детей.
Для того чтобы ребенок с нарушениями слуха мог успешно обучаться вместе со слышащими, он должен уметь активно и плодотворно взаимодействовать с ними, не испытывая при этом психологического дискомфорта. Ребенок, которому рекомендовано обучение в классе с детьми с нарушенным слухом, как правило, ощущает при этом дискомфорт.
При решении вопроса о целесообразности обучения ребенка со слышащими детьми в условиях инклюзии, или его обучения в условиях гибкого или специального класса необходимо также учитывать его психологическую готовность и желание учиться вместе со своими слышащими детьми. Это, как отмечено выше, касается отношения к нарушению слуха, наличию опыта взаимодействия со слышащими детьми и того, насколько оно комфортно.
Иногда дети, по уровню общего развития и развития коммуникации и речи вполне подготовленные к совместному обучению (инклюзии), психологически оказываются не готовыми к нему. Это может быть вызвано разными причинами. Так, являясь лидером, лучшим учеником в группе для глухих или для слабослышащих, ребенок может болезненно переживать утрату первенства в коллективе слышащих. Есть дети, остро переживающие имеющиеся нарушение слуха и стремящиеся всячески его скрыть, попадая в среду слышащих. Встречаются дети, привыкшие к ежеминутной опеке родителей и максимальному вниманию педагогов-дефектологов, при обучении в группе малой наполняемости (6-8 человек). Эти дети теряются в большом коллективе, для них характерна чрезмерная робость. Дети из семей глухих могут отдавать предпочтение сообществу детей с нарушенным слухом.
В процессе обследования важно выявить желание родителей детей, готовых к получению образования в инклюзивной форме, обучать своего ребенка совместно с детьми, не имеющими нарушений слуха, и обязательно выяснить их возможности и готовность к систематическому оказанию необходимой ребенку помощи в условиях семьи. Нужно обратить внимание родителей при подготовке к школе на знание ребенком элементарных правил речевого этикета. Если обращением к педагогу по имени и отчеству все дети, как правило, владеют, то правилом обращения на ВЫ к незнакомым взрослым – далеко не всегда, что может быть воспринято в школе для слышащих детей как грубость. Также важно учить ребенка не быть назойливым в общении, в своих просьбах и требованиях.
Итак, образовательный маршрут 2.1. следует рекомендовать ребенку с нарушенным слухом, готовому к совместному со слышащими детьми обучению.
У такого ребенка уровень общего развития максимально приближен к возрастной норме. Соответствуют возрасту его социально-бытовые навыки и представления о мире.
Практически соответствует возрастной норме и уровень развития у него коммуникации и речи. При слухо-зрительном восприятии речи он достаточно свободно понимает обращенную к нему речь взрослых и детей. Его устная речь является внятной, понятной для окружающих, хотя далеко не все нормы правильного произношения им уже могут быть усвоены. Вместе с тем, естественно, что значительные проблемы в слухо-речевом развитии еще сохраняются. Однако ребенок имеет значительно более высокий уровень развития коммуникации и речи, чем дети, которым рекомендован образовательный маршрут 2.2. в условиях обучения в гибком классе или в класса для слабослышащих и позднооглохших детей I-го отделения.
Такой ребенок должен быть психологически готов к совместному со слышащими детьми обучению. Это проявляется, например, в том, что он не относится болезненно к снижению у него слуха, имеет положительный опыт взаимодействия со слышащими детьми в дошкольном возрасте, достаточно самостоятелен при передвижении по школе, при выполнении самостоятельной работы, этого хочет его семья, и она готова оказывать ребенку систематическую помощь в процессе обучения.
Подробно особенности детей с нарушенным слухом, для которых эффективно совместное со слышащими детьми обучение, и сама организация этого обучения рассмотрены в пособии «Дети с нарушением слуха» (Н.Д.Шматко, О.А.Красильникова, 2019).
В ходе реализации образовательного маршрута 1.1. или 2.1. в соответствии с ПрАООП НОО глухих или слабослышащих и позднооглохших обучающихся каждый ребенок должен быть обеспечен коррекционной работой из расчета 5 часов в неделю.
Если образовательный маршрут 1.1. или 2.1. окажется неэффективным для ребенка, то через 0,5 года – год он может быть изменен на образовательный маршрут 2.2. в условиях гибкого класса или класса I отделения для слабослышащих и позднооглохших детей.
Вместе с тем следует подчеркнуть, что нарушение слуха вызывает не только трудности в овладении коммуникацией и речью, но и оказывает значительное влияние на формирование личности ребенка, на его социально-эмоциональное развитие. И, хотя это выходит за рамки выбора образовательного маршрута для ребенка с нарушенным слухом, остановимся на этом по отношению к детям, которым рекомендуется совместное со слышащими детьми обучение, подробнее.
Ребенку с нарушенным слухом без специальной работы трудно самостоятельно овладеть школьным этикетом, присвоить нормы адекватного, принятого в обществе поведения. Приведем мнение опытного сурдопедагога, за спиной которого имеется многолетний успешный опыт сопровождения глухих и слабослышащих детей, обучающихся в условиях инклюзии, т.е. вместе с не имеющими нарушения слуха сверстниками. Так она: «По нашим наблюдениям, к началу школьного обучения многие дети с нарушенным слухом не усваивают основные правила речевого этикета, владеют недостаточным набором способов межличностного взаимодействия. Умение вести диалог, правильно подбирать высказывание с учетом социального статуса собеседника, его личностных особенностей, эмоционального состояния, окружающей обстановки – необходимые навыки для успешного, продуктивного общения» (Роснач Д.Ю., 2010).
Дети с нарушенным слухом часто не понимают мотивов поведения слышащих детей, а те в свою очередь не понимают мотивов поведения своего неслышащего сверстника. Т.А.Соловьева (2009) приводит пример ситуации, в которой поведение глухой одноклассницы было оценено слышащими детьми следующим образом: злая, грубая противная, невоспитанная:
Вика Б. несколько минут ищет свою ручку, которая, по-видимому, ей очень дорога. Вдруг она замечает точно такую же ручку на парте у одной из одноклассниц - Тани С. Молча подойдя к ней, Вика берет эту ручку и затем говорит Тане: «Это моя ручка. Ты ее забрала. Больше не бери», после чего возвращается на свое место. На лице у Тани удивление и растерянность. Видно, что девочка впервые сталкивается с таким поведением со стороны своих сверстников. Таня начинает объяснять, что Вика ошиблась, что ее ручка, наверное, упала и т.д. В ответ Вика кричит, плачет, обращается с жалобой к учителю. Изумленные одноклассники наблюдают за Викой.
Но девочка повела себя так потому, что в ее небольшом социальном опыте никогда не было подобной ситуации, и выходить из конфликта она не умеет.
Вот почему для успешного совместного со слышащими обучения глухих, слабослышащих и позднооглохших детей крайне важно обратить особое внимание на их социально-личностное развитие, формировать соответствующую возрасту жизненную компетенцию, а также целенаправленно развивать навыки коммуникации и сотрудничества со взрослыми и детьми. На решение этих вопросов направлена Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа НОО как для глухих, так и для слабослышащих и позднооглохших обучающихся (варианты 1.1. или 2.1.).
[1] Исключение может составить позднооглохший ребенок