Заключение

Мы подробно описали образовательные маршруты, которые с учетом вариантов развития детей с нарушенным слухом могут быть адекватны для начала его школьного обучения. Как уже отмечалось, неоднородность состава детей и значительный диапазон различий в их развитии потребовал разработки дифференцированного стандарта их обучения и воспитания, включающего семь вариантов примерной адаптированной основной общеобразовательной программы НОО – для глухих - 1.1, 1.2, 1.3, 1.4., и для слабослышащих и позднооглохших детей -2.1., 2.2., 2.3. С их учетом и предложены образовательные маршруты. Кратко еще раз остановимся на них.

Два образовательных маршрута адресованы детям с нарушенным слухом, имеющим выраженные дополнительные отклонения в развитии:

  • когда глухота сочетается глухоты с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью или сочетание трех или более нарушений в развитии, включая выраженную умственную отсталость - образовательный маршрут 1.4;
  • когда глухота или тугоухость сочетаются с выраженной задержкой психического развития церебрально-органического генеза, с легкой неосложненной умственной отсталостью, со значительным снижением зрения, двигательными нарушениями (в том числе остаточные проявления ДЦП), соматическими заболеваниями и другими поражениями различных систем организма, сочетающимися с интеллектуальной недостаточностью - образовательные маршруты 1.3. и 2.3.;

Уровень развития этого ребенка или не соизмерим с возрастной нормой, и тогда ему рекомендуется индивидуальное специальное воспитание и обучение (образовательный маршрут 1.4.), или существенно отстает от возрастной нормы, из-за чего возможность и перспектива приблизиться к ней остается сомнительной даже при создании специальных условий воспитания и обучения (образовательные маршруты 1.3. и 2.3.).

Образовательные маршруты 1.2. и 2.2. для II -го отделения адресованы соответственно глухим и слабослышащим и позднооглохшим[1] детям, у которых нет выраженной первичной задержки психического развития или легкой умственной отсталости, т.е. детям с сохранным интеллектом. У этих детей, чье развитие пока не приблизилось к возрастной норме, при условии адекватно организованного специального обучения в среде сверстников с таким же нарушением слуха появляются возможность и перспектива приблизиться к ней. При этом с учетом, в первую очередь, уровня развития коммуникации и речи – от ее практического отсутствия до понимания и использования в общении хорошо знакомых коротких простых фраз – выбирается образовательный маршрут 1.2. и 2.2. в условиях 1 дополнительного класса или 1 класса. Детям с глухотой, чей уровень общего и слухо-речевого развития превосходит уровень развития тех будущих школьников, для которых будет эффективен образовательный маршрут 1.2. в условиях 1 класса, рекомендуются образовательные маршруты для слабослышащих и позднооглохших детей – 2.2. в условиях 1 класса II отделения.

Для глухих и слабослышащих детей, еще отстающих в развитии коммуникации и речи от возрастной нормы, но уже владеющих развернутой фразовой речью (хотя и с аграмматизмами), а также для позднооглохших, сохранивших речь, но у которых устная коммуникация еще полностью не восстановлена, предложены два образовательных маршрута в условиях:

  • 1 класса I-го отделения,
  • гибкого класса.

Следует напомнить, что выбор между специальным классом I отделения и гибким классом зависит от:

  • отношения ребенка к имеющемуся у него слуховому недостатку,
  • наличия или отсутствия у ребенка позитивного опыта общения со сверстниками, не имеющими нарушений слуха,
  • психологической готовности к образовательной интеграции,
  • позиции семьи и ее готовности оказывать сыну или дочери систематическую помощь в процессе обучения.

Развитие этих детей с нарушенным слухом еще не приблизилось к возрастной норме, но имеется перспектива его дальнейшего сближения с ней. Сближение с возрастной нормой может быть обеспечено в условиях специального обучения, которое может быть организовано по варианту 2.2. в условиях 1 класса I отделения или в комбинированной среде – в условиях гибкого класса.

Образовательные маршруты 1.1. и 2.1. адресованы соответственно глухому или слабослышащему и позднооглохшему ребенку, готовому к совместному со слышащими детьми обучению. 

Такой ребенок должен иметь высокий уровень общего развития, максимально приближенный или соответствующий возрастной норме. Соответствовать его возрасту должны и представления о мире, и его социально-бытовые навыки. Уровень развития его коммуникации и речи также должен соответствовать или максимально приближаться к возрастной норме. Ребенок долен быть психологически готов к совместному со слышащими детьми обучению. Этого должна хотеть его семья, готовая оказывать ему систематическую помощь в процессе обучения.

В Приложении представлена обобщающая таблица «Варианты образовательных маршрутов для детей с нарушенным слухом, поступающих в 1 класс». В ней в соответствии с вариантами адаптированной основной общеобразовательной программы описаны условия обучения, которые могут быть адекватны особенностям развития глухих, слабослышащих и позднооглохших детей, и дана их краткая характеристика.

 

Еще раз подчеркнем, что при выборе образовательного маршрута специалист должен исходить из потенциальных возможностей развития ребенка в обучении, а, следовательно, лучше завысить его возможности, чем занизить. Например, рекомендовать обучение:

  • по образовательному маршруту 1.1. или 2.1. среди слышащих сверстников, а не в специальном классе для слабослышащих и позднооглохших учащихся,
  • по образовательному маршруту 1.2. или 2.2. (цензовый уровень образования), а не по маршруту 1.3. или 2.3. (не цензовый уровень образования), если можно предположить, что даже выраженная задержка психического развития может быть вторичной, вызванной неадекватными условиями его воспитания и обучения.

В методических рекомендациях мы специально подчеркиваем принципиальные различия в развитии ребенка, которому рекомендуется тот или образовательный маршрут, сравниваем предлагаемый маршрут с более «высоким» и более «низким». Эти различия важно сделать зримыми и для родителей.

Как уже отмечалось, образовательный маршрут определяется, как правило, в ходе комплексного обследования ребенка специалистами ПМПК. Крайне важно объяснить этот выбор родителям и добиться максимально возможного взаимопонимания. При несогласии семьи целесообразно в заключении ПМПК отразить выбранный специалистами образовательный маршрут и основания для этого, а также тот маршрут, на котором настаивает семья. При этом должно быть указано, что он рекомендован по её требованию на один учебный год, в конце которого должна быть представлена в ПМПК характеристика образовательной организации, раскрывающая особенности овладения школьником образовательной программой, а также вновь проведено его комплексное психолого-педагогическое обследование.

 

[1] С распадающейся из-за потери слуха речью