4.3.2. Образовательный маршрут 1.2. в условиях 1 класса для глухих детей
Данный образовательный маршрут адресован глухим детям, которые в дошкольном возрасте получали адекватное воспитание и обучение в течение не менее 3-х лет. Развитие этих детей пока еще не приблизилось к возрастной норме, но в условиях специального обучения, при оказании существенной систематической поддержки у них появляется возможность и перспектива сближения с нормой возрастного развития.
Охарактеризуем особенности развития данной группы детей.
У таких детей, как правило, отсутствуют выраженные дополнительные нарушения в развитии, как и у тех, которым рекомендовано обучение в первом дополнительном классе (см. выше).
Общее развитие
У тех детей, которым рекомендовано обучение в 1 классе, уровень общего развития чаще всего несколько выше, чем у детей, идущих в 1 дополнительный класс, но, также, как и у последних, он все еще отстает от возрастной нормы, так:
- обследуемый ребенок демонстрирует явный, устойчивый интерес к заданиям, их выполнению и результатам своей деятельности; конечный результат деятельности ребенка практически всегда соответствует изначально заданному образцу;
- ребенок способен выполнить задания, предложенные ему в невербальной форме, по разным линиям развития, которые доступны нормально развивающимся детям не только 6-го, но и 7-го года жизни, также он справляется и с частью вербальных заданий;
- ребенок самостоятельно выполняет большинство предложенных ему заданий, но для выполнения части из них ему требуется целенаправленная помощь, при этом некоторые задания ребенок может не выполнить и после оказания ему помощи.
Владение социально-бытовыми умениями
Дети данной группы, как правило, владеют социально-бытовыми умениями в соответствии с возрастом или имеют незначительное отставание от него (для детей, которым рекомендуется обучение в 1 дополнительном классе характерно отставание от возрастной нормы). В быту такие дети проявляют большую самостоятельность, в случае возникновения затруднений они по собственной инициативе обращаются за помощью к взрослому. При этом они широко используют невербальные средства общения, т.к. речевые средства, которыми они владеют, находятся пока еще на достаточно низком уровне.
Представления об окружающем мире
У ребенка, которому рекомендуется обучение в 1 классе, как и у того, который поступает в 1 дополнительный класс, представления об окружающем мире пока еще ограничены, ситуативны, однозначны, но это не столь выраженно. Он также не умеет обращаться к личному опыту накопленных впечатлений, наблюдений и действий, при затруднениях по собственной инициативе не обращается за помощью к взрослому и не инициирует общение с ним. В отдельных случаях при владении ребенком кодифицированной жестовой речью представления об окружающем мире могут быть приближены к представлениям слышащих детей более младшего возраста.
Коммуникация и речь
С близкими людьми дети данной группы уже могут пользоваться речью как средством коммуникации, но общение, как правило, осуществляется лишь по инициативе взрослых. Вербальные средства, которыми владеет ребенок, очень ограничены, круг его общения – малочислен. В процессе коммуникации ребенок часто пользуется естественными жестами, мимикой лица и выразительными позами, подменяя ими те слова и выражения, которые ему пока не знакомы.
Эти дети значительно отстают от возрастной нормы по уровню развития словесной речи. Так в процессе коммуникации они способны понять и использовать в основном лишь хорошо знакомые короткие простые фразы (зачастую со значительным аграмматизмом) и слова.
Владение письменной речью. К моменту поступления в 1 класс ребенок уже освоил:
- аналитическое чтение (может прочитывать устно/устно-дактильно и понять хорошо знакомые ему фразы и слова, маленькие тексты, которые доступны ему по словарю и содержанию);
- технику письма печатными буквами.
Ему уже доступно понимание содержания текста, близкого его жизненному опыту и знакомого ему по словарю, но, как правило, лишь после разбора текста под руководством взрослого.
Использование звукоусиливающей аппаратурой
Постоянно в течение всего дня ребенок пользуется индивидуальными слуховыми аппаратами, но при этом дети надевают и включают аппараты без напоминания, а другие – все еще нуждаются в напоминании. Возможны ситуации, когда ребенок, устав от использования аппаратов, снимает их.
Восприятие речи и неречевых звучаний
С индивидуальными слуховыми аппаратами ребенок реагирует в быту (дома, в различных помещениях, на улице и т.п.) на звуковые сигналы, доступные его слуху, но далеко не всегда адекватно и часто нуждается в привлечении внимания к звуку.
Одни дети, готовые к обучению в 1 классе для глухих обучающихся способны воспринимать знакомый им по содержанию и грамматическому оформлению речевой материал при его устном предъявлении на слухо-зрительной основе, но при этом они часто испытывают серьезные затруднения. Другие дети могут узнавать хорошо знакомый им речевой материал лишь при устно-дактильном или письменном предъявлении, часть из них - только в условиях ограниченного наглядного выбора.
Ребенок может различать при ограниченном наглядном выборе и опознавать на слух (как правило, со стационарной звукоусиливающей аппаратурой) хорошо знакомый речевой материал, бывший в специальной слуховой тренировке.
Произносительная сторона речи
Ребенок может произносить хорошо знакомые слова и фразы правильно (точно или приближенно), дефектно; его речь, как правило, является недостаточно внятной (не всегда понимаемой даже педагогом и родителями ребенка) или невнятной.
Итак, образовательный маршрут 1.2. в условиях 1 класса для глухих детей (а не 1 дополнительного класса) определяется наличием у ребенка дошкольной подготовки, за счет которой он обладает более высоким уровнем общего и речевого развития, а также большей самостоятельностью в быту.
Так ребенок уже использует речь как средство коммуникации с близкими взрослыми и детьми, хотя круг общения и вербальные средства еще крайне ограничены, и коммуникация осуществляется в основном по требованию взрослых. В речевом развитии он еще имеет существенное отставание от возрастной нормы, при этом в процессе коммуникации ребенок способен понимать хорошо знакомые короткие простые фразы слова и использовать их (зачастую со значительным аграмматизмом). Он освоил аналитическое чтение и умеет писать печатными буквами.
Это позволит ему успешно усваивать ПрАООП НОО для глухих обучающихся (варианта 1.2.) в условиях 1 класса.
Глухие дети с относительно высоким уровнем развития коммуникации и речи
В ходе проведения психолого-педагогического обследования специалисты могут выявить глухих детей, чей уровень общего и слухо-речевого развития опережает, а порой и существенно превосходит уровень развития детей, которым рекомендуется образовательный маршрут 1.2. в условиях 1 класса. Прежде всего, это связано с качеством дошкольной подготовки:
- ранней (с первых месяцев жизни) коррекцией нарушенной слуховой функции;
- воспитанием и обучением ребенка совместно со слышащими в группе комбинированной направленности, где работает учитель-дефектолог – сурдопедагог;
- интенсивным воспитанием и обучением ребенка в группе компенсирующей направленности;
- активным участием семьи в коррекционной работе с ребенком;
- отсутствием у ребенка выраженных дополнительных отклонений в развитии (как правило);
- индивидуальными особенностями самого ребенка и др.
В результате качественной дошкольной подготовки глухой ребенок к моменту поступления в школу может по уровню развития коммуникации и речи:
- еще явно отставать от возрастной нормы, но при этом уже владеть фразовой речью, активно использовать ее в общении;
- еще отставать от возрастной нормы, но уже использовать речь как основное средство коммуникации со знакомыми людьми; при этом он может владеть развернутой фразовой речью, но специально приспособленной к особенностям его речевого развития; в речи еще могут достаточно часто встречаться аграмматизмы;
- практически соответствовать возрастной норме; он может использовать речь как основное средство коммуникации уже не только со знакомыми, но и с незнакомыми людьми; владеть речевыми средствами, практически полностью соответствующими возрасту; в общении может понимать обычную речь, не приспособленную к особенностям развития ребенка с нарушенным слухом; в речи могут встречаться аграмматизмы.
Все эти глухие дети постоянно в течение всего дня, без напоминания пользуются индивидуальными слуховыми аппаратами. С их помощью они способны воспринимать на слух хорошо знакомые слова и фразы, передавать звуко-слоговую структуру не знакомых по звучанию слов, предъявляемых на расстоянии 0,5-1 м. Их устная речь, как правило, достаточно внятная, т.е. понятная близким, но еще недостаточно понятная незнакомым людям; но она может быть и внятной, понятной даже незнакомым людям, не имеющим опыта общения с ребенком с нарушенным слухом.
Эти дети уже грамотны: они освоили аналитическое чтение и умеют писать печатными буквами.
Дети, чей уровень общего и слухо-речевого развития опережает и существенно превосходит уровень развития «типичных» будущих глухих первоклассников, значительно ближе по особенностям своего развития к слабослышащим. Поэтому следует рекомендовать для них образовательные маршруты, разработанные для слабослышащих и позднооглохших обучающихся (Шматко Н.Д., 2016, а и б).
Рассмотрим подробно образовательные маршруты, адресованные слабослышащим и позднооглохшим обучающимся, обращая внимание на те особенности развития глухого ребенка, которые позволят ему успешно овладевать ими.