1.ОБЩАЯ МОДЕЛЬ ПРОФОРИЕНТАЦИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ

Подготовка к самостоятельной взрослой жизни лиц с ОВЗ, в том числе с умственной отсталостью, важнейшая задача современной дефектологической науки и практики [21].

Профориентация лиц умственной отсталостью, в соответствии с положениями современной дефектологической науки, представляет собой комплекс психолого-педагогических, медицинских, социально-экономических и технических мер, направленных на профессиональное самоопределение данной нозологической группы лиц и учитывающих их склонности, интересы, психофизические возможности, а также потребности рынка труда [25, 26, 27, 28, 30].

На современном этапе развития отечественной науки и практики профессиональная ориентация - это система специальных подготовительных, диагностических и обучающих мероприятий, целью которых является оказание помощи лицам с умственной отсталостью в индивидуальном выборе профессии, профессиональном самоопределении в наибольшей степени соответствующем как личностной заинтересованности, так и психофизическим возможностям, а также современным запросам производства и трудоустройства.

Профессиональное ориентирование лиц с умственной отсталостью – сложный психологический процесс. Подготовка умственно отсталых детей к этой деятельности должна начинаться уже в дошкольном возрасте. Психолого-педагогические мероприятия должны учитывать возрастные и психофизические возможности развития этих детей и включать такие формы психолого-педагогической деятельности как профессиональное воспитание, профессиональное информирование, профессиональное консультирование, профессиональный отбор и профессиональный подбор (С.Л. Мирский, Е.М. Старобина, В.В. Ткачева и др.) [26, 27, 30, 33].   Следует учитывать также и то, что часть лиц с умственной отсталостью имеют инвалидность, сочетанные нарушения, что позволяет им в процессе профориентации проходить первый этап профессиональной реабилитации.

Становление профориентационных интересов и формирование профессионально-трудовых навыков у обучающихся с умственной отсталостью включает следующие этапы:

  • пропедевтический этап (дошкольный возраст): формирование навыков самообслуживания; включение ребенка в процесс трудовых операций по отношению к себе, это - труд, направленный на себя;
  • начальное трудовое воспитание (младший школьный возраст: 1 - 4 классы): совместно разделенный (с взрослым, сверстниками) общественно значимый труд в коллективе, знакомство с различными видами труда и профессиями;
  • общетрудовая подготовка (старший школьный возраст: 5 - 9 классы): формирование устойчивой мотивации и осознанной потребности к овладению навыками и умениями по определенному виду труда, профессии; формирование и закрепление общетрудовых навыков и умений по определенным видам труда;
  • допрофессиональная подготовка (10 - 11 классы): формирование элементарных теоретических и практических знаний, начальных допрофессиональных навыков в овладении отдельными видами (операциями) профессионального труда (профессии);
  • профессиональное обучение: овладение рабочей профессией (полностью/частично в совместном труде с сопровождающим/мастером, наставником) (рис. 1).

 

Цели профориентации:

-достижение максимально возможной адаптированности и интегрированности в социум лиц с умственной отсталостью;

-включение в социальную жизнь на уровне максимально реализующихся потребностей и возможностей;

-выбор и овладение профессией лицами с умственной отсталостью на уровне собственных психофизических и умственных возможностей (в случае необходимости, с помощью специалистов и наставников;

-формирование знаний, умений и навыков;

-реализация целей творческой самореализации и самоактуализации;

-достижение материальной независимости, возможности самообеспечения и потребностей самостоятельной жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1. Становление профориентационных интересов и формирование профессионально-трудовых навыков у обучающихся с умственной отсталостью

 

Процесс включения обучающихся с умственной отсталостью в профориентационную деятельность и овладения общетрудовыми и профессионально-трудовыми операциями может быть представлен также следующими задачами:

  • мотивационные, направленные на развитие интереса к тому или иному виду труда, а также на освоение избранного вида трудовой деятельности;
  • общетрудовые и профессионально-трудовые, связанные с овладением трудовыми и профессионально-трудовыми операциями и навыками;
  • социально-личностные, определяющие характер развития межличностного взаимодействия в процессе трудовых действий.

Важно также отметить и то, что путь вызывания интереса к трудовой деятельности, овладения трудовыми навыками, т.е. процесс профориентации, непосредственно связан с процессом социализации.

Под социализацией понимают процесс овладения ребенком социокультурными нормами, требованиями и правилами, ценностями, образцами поведения, которые позволяют ему быть включенным в культурные и социальные взаимоотношения. Это – длительный процесс, который охватывает всю жизнь человека и начинается с рождения. Социализация лиц с умственной отсталостью протекает с особыми трудностями, в связи с их ограниченными познавательными и психофизическими возможностями [19 ].

Процессы социализации и профориентации тесно связаны и взаимообусловлены. Профориентация не может протекать вне социальных процессов, в свою очередь, социализация, включает и процессы профориентации и формирования трудовых навыков. Специфические особенности социализации детей с умственной отсталостью, характерные трудности взаимодействия со сверстниками и взрослыми в процессе осуществления трудовой деятельности, проблемы овладения коммуникативными умениями и навыками, приобретают в связи с перечисленным выше особую значимость [22, 24].

Организующая роль психолога заключается в планировании и реализации профориентационной работы и обучающей деятельности по формированию мотивации к трудовой деятельности и собственно профессионально-трудовых навыков у обучающихся с умственной отсталостью.