В методическом пособии раскрыта система работы по профориентации обучающихся с умственной отсталостью дошкольного и младшего школьного возраста. Дано описание процедуры профориентационной диагностики, направленной на изучение возможностей ребенка с интеллектуальными нарушениями к овладению в будущем посильной рабочей специальностью. Раскрыты особенности и этапы подготовительной профориентационной работы, инициирующей мотивацию к профессиональному труду, и коррекционного обучения, направленного на формирование начальных общетрудовых навыков.

Соответствует требованиям ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Для специалистов, работающих в системе как общего, так и специального образования, осуществляющих подготовку и обучение лиц с умственной отсталостью и ОВЗ.

Введение

Выбор будущей профессии и профессиональное самоопределение – одна из важнейших проблем, которая встает перед каждым молодым человеком на этапе вступления в самостоятельную жизнь. Еще более значимой и важной, требующей своего решения на практике, эта проблема представляется в контексте социально-трудовой адаптации и социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья. Исследования как отечественных (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Божович, Н.Н. Захаров, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, Н.С. Пряжников, А.Б. Ценципер, П.А. Шавир и др.), так и зарубежных ученых (H. Munsterberg, J. Holland, F. Parsons и др.) подтверждают ее актуальность и значимость.

Российском законодательстве закреплены правовые механизмы реализации права детей-инвалидов и детей с ОВЗ на включение в существующую образовательную среду, нормативное урегулирование деятельности по воспитанию и социализации детей, обеспечение предоставления детям качественной психологической и коррекционно-педагогической помощи. Также законодательно обеспечиваются возможности трудоустройства (в том числе поддерживаемого) для детей-инвалидов и детей с ОВЗ, получивших профессиональное образование, создание условий для социализации детей-инвалидов и детей с ОВЗ с включением их в среду здоровых сверстников [1- 14 ].

Среди мер, направленных на повышение качества образования, изложенных в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», обозначены целевые показатели и задачи в сфере образования, среди которых

«воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности   на   основе   духовно-нравственных   ценностей   народов Российской   Федерации, исторических   и   национально-культурных традиций;

внедрение на уровнях основного общего и среднего общего образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение  их  мотивации  к  обучению  и  вовлеченности  в образовательный  процесс,   а   также   обновление   содержания   и совершенствование методов обучения предметной области "Технология" [9].

Анализ исследований в области коррекционной педагогики и психологии по проблеме профессионального самоопределения, становления личности и трудоустройства лиц с ОВЗ свидетельствует о том, что в большинстве случаев, в них описываются результаты изучения лиц старшего школьного, подросткового или, очень редко, молодого возраста (Б.В.Белявский, Г.В. Васенков, Г.М. Дульнев, О.И. Кукушкина, С.Л. Мирский, Б.И. Пинский, Е.М. Старобина, и др.). Исследования, рекомендации и методические пособия, раскрывающие особенности профориентационной работы с дошкольниками и младшими школьниками с умственной отсталостью, практически отсутствуют [15,16, 17,18,20,23, 25,].

 

 

Данное методическое пособие впервые раскрывает систему работы по профориентации обучающихся с умственной отсталостью дошкольного и младшего школьного возраста.

Цель методического пособия – ознакомить специалистов системы специального и инклюзивного образования с целями, задачами, структурой и методикой организации профориентационной работы с дошкольниками и младшими школьниками с умственной отсталостью.

Методическое пособие состоит из 3 глав. В первой главе пособия представлена общая модель профориентации и социализации.  Раскрываются цели, задачи, процесс становления профориентационных интересов и формирование профессионально-трудовых навыков у обучающихся с умственной отсталостью.

Вторая глава посвящена описанию формирования навыков самообслуживания, включения ребенка с умственной отсталостью дошкольного возраста в процесс развития начальных трудовых операций по отношению к себе, начальному ознакомлению с миром профессий на пропедевтическом этапе профориентационной работы. Дано описание пропедевтической допрофессиональной диагностики.

Третья глава раскрывает особенности и содержание профориентационной работы, профдиагностики и формирования начальных общетрудовых навыков у младших школьников с умственной отсталостью. Представлены подготовительный и основной этапы профориентационной работы. Подробно описаны процедура допрофессиональной профориентационной диагностики, включающая шесть блоков. Раскрыта последовательность поэтапного формирования начальных общетрудовых навыков.

В заключении описаны условия, обеспечивающие успешность реализации целей и задач профориентации обучающихся с умственной отсталостью.