2.ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ ЭТАП (ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ) ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ: ВКЛЮЧЕНИЕ РЕБЕНКА В ПРОЦЕСС ТРУДОВЫХ ОПЕРАЦИЙ ПО ОТНОШЕНИЮ К СЕБЕ

Путь к самостоятельной жизни ребенка с особенностями в развитии начинается еще в раннем детстве, когда развитие предметной деятельности идет с помощью открытия ребенком орудийных способов употребления предметов и познания универсальных способов их использования. Общение с взрослым в этом возрасте становится средством организации предметной деятельности ребенка. Мотив к познанию предмета, который формирует взрослый, постепенно перемещается от взрослого на общественный предмет, и формирует у ребенка уже интерес к самому предмету, к его познанию и использованию в практике. Общение, организуемое взрослым, выступает, таким образом, как форма осуществления общественной деятельности, в данном случае, как средство подготовки к труду.

Приобщение к действию, направленность и содержание действия определяются взрослым. В связи с этим чрезвычайно повышается роль сопровождающих взрослых (матери, родителей), которые не только осуществляют необходимый уход, но владеют необходимыми знаниями и воспитательскими компетенциями в области как общего психического развития умственно отсталого дошкольника, так и в плане его дальнейшей профориентации.

Знакомство и включение ребенка с умственной отсталостью, путем социального взаимодействия в трудовую деятельность - сложный, длительный и многоступенчатый процесс. Предметно-манипулятивная деятельность, с помощью которой ребенок познавал характеристики окружающего мира, одновременно помогает ему осваивать и элементы труда, трудовые операции, проникая в смыслы действия с предметами. Ребенок включается в процесс трудовой деятельности, уже тогда, когда начинает осваивать способы обеспечения собственной жизнедеятельности, т.е. начинает трудиться для себя, овладевая санитарно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания. Не овладев способами обращения с предметами, ребенок не сможет освоить санитарно-гигигенические навыки, т.е. навыки, направленные на обслуживание себя.

Процесс освоения этой деятельности включает следующие задачи:

мотивационные:

-формирование интереса к представляемому взрослым действию или

деятельности по самообслуживанию,  развитие мотивации на осуществление самообслуживания и санитарно-гигиенических навыков (самостоятельный прием пищи, умывание, одевание, пользование туалетом);

-формирование мотивации на участие в общественно-полезном труде в соответствии с психофизическими возможностями (посильная помощь взрослым в работе по дому, участие в уходе за животными и растениями, участие в уборке квартиры, игровой комнаты в группе дошкольного образовательного учреждения, в детском коллективе);

общетрудовые:

-освоение полное или частичное, пооперационное санитарно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания (самостоятельный прием пищи, умывание, одевание, пользование туалетом);

-формирование предметно-практической деятельности (ручной умелости), начальных трудовых навыков в совместном с взрослым труде, игровых ситуациях, имитирующих трудовую деятельность взрослых (уборка помещения игровой комнаты,  уход за животными и растениями и т.п.);

-освоение полное или частичное, пооперационное санитарно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания (самостоятельный прием пищи, умывание, одевание, пользование туалетом);

социально-личностные:

-развитие межличностного взаимодействия, разнообразных форм общения с взрослым и сверстниками, включающих формирование элементов трудовых взаимоотношений; формирование новых социально-значимых личностных качеств (ответственности за выполнение той или иной трудовой операции), обеспечивающих переход ребенка на следующий этап социального развития и вхождения в социум.

-формирование положительного отношения к труду;

-развитие имитационных форм трудовой деятельности в игре.

В процессе пропедевтической допрофессиональной диагностики  психолог решает следующие задачи:

осуществляется оценка базовых психических функций и других важнейших параметров психики, включающих особенности коммуникативно-речевой, эмоционально-личностной и поведенческой сфер;

определяется степень мотивированности ребенка на включение в процесс самообслуживания,  трудовую деятельность, направленную на себя;

осуществляется анализ сформированности навыков самообслуживания и начальных навыков ручной умелости;

определяются трудности в освоении заявленных навыков и пути их преодоления, в соответствии с возрастными показателями;

осуществляется психолого-педагогическая поддержка, сопровождение и просветительская работа с семьей (ближайшим социальным окружением) с целью оценки возможностей родственников в оказании помощи в дальнейшем профессиональном самоопределении лица с умственной отсталостью.

2.2 Особенности работы по формированию начальных трудовых навыков по обслуживанию себя (самообслуживанию), начальному ознакомлению с миром профессий

Профориентационная работа в соответствии с заявленными задачами проводится психологом и специальным педагогом как на групповых, так и на индивидуальных коррекционных занятиях с детьми, но каждый из специалистов осуществляет ее в соответствии со своими профессиональными компетенциями :

психолог направляет свою деятельность на развитие мотивационной активности ребенка к овладению навыками самообслуживания как труда, направленного на себя;

специальный педагог  направляет свою деятельность на формирование конкретных сангигиенических навыков и навыков самообслуживания.

Включение ребенка в процесс трудовых операций по отношению к себе осуществляется с использованием игровой деятельности, путем создания развивающей предметно-игровой среды, формирования игровой культуры ребенка (обучающие игры, досуговые игры, народные игры) [31, 32].

Развитие навыков самообслуживания осуществляется, как правило, в течение всего коррекционно-обучающего процесса с учетом как индивидуальных, возрастных, так и психофизических возможностей умственно отсталых детей. Обучение максимально индивидуализируется. Процесс формирования навыков самообслуживания дифференцируется на отдельные этапы  или операции и отрабатывается в пассивно-активной форме с постепенным уменьшением роли взрослого и с целью активизации ребенка самостоятельному выполнению различных сангигиенических операций [19 ].

Одной из важнейших и первостепенных задач развития навыков самообслуживания является обучение умственно отсталого ребенка самостоятельному приему пищи: пользованию ложкой, ее правильному удержанию, питью из чашки. Во время обучения кормлению, ребенка приучают к чистоте и опрятности: надевают фартук или нагрудник с глубоким карманом внизу.

Формирование общегигиенических навыков включает следующие умения: умывание, чистка зубов, мытье рук до и после еды (с мылом), вытирание рук досуха полотенцем,  причесывание, вытирание рта и рук салфеткой после приема пищи и т.д.. Кроме этого важно научить ребенка пользоваться туалетом (смывание водой, пользование бумажной салфеткой). Ребенка также обучают снимать и надевать одежду с посторонней помощью и самостоятельно, начинают с одежды, не требующей застегивания, обучают пониманию необходимости смены нижнего белья, смены загрязненной одежды и т.д..

Также ребенка включают в процесс общественно полезного труда: уход за животными и растениями (полив), уборка игровой комнаты в группе дошкольного образовательного учреждения, в детском коллективе, вытирание стола после приема пищи, мытье игрушечной посуды с использованием губки и моющего средства, в отдельных случаях, небольших по размеру чашек, тарелок и других принадлежностей посуды, подметание пола, ручная стирка кукольной одежды, элементы пользования ножницами при изготовлении артподелок. С детьми проводят беседы и знакомят с трудовой деятельностью воспитателя, психолога, повара (других работников детского учреждения), при этом обращается внимание на отработку лексического материала. Рекомендуется провести экскурсию по помещениям, в которых работают эти специалисты.

В работе с ребенком должны участвовать не только педагоги, но и родители. Их роль и обязанность заключается в том, чтобы на основе рекомендаций педагогов создать дома специальные коррекционно-развивающие условия, стимулирующие формирование  у ребенка навыков самообслуживания в условиях семейного воспитания.