ОБСУЖДЕНИЕ. КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА
По окончании встреч были организованы беседы, на которых родители получили ответы на свои вопросы и дополнительные рекомендации по организации совместных игр от приглашенного ими на квартирник специалиста.
Первое, что отметил специалист - необходим зрительный ориентир для участников группы. Детям важно сверяться со «списком гостей», чтобы понимать, кто уже пришел, а кого надо еще дождаться. Нужны фотографии детей. Необходимо разместить фотографии на стене, на высоте, соответствующей росту детей. Продумать систему обозначения фотографий уже пришедших детей. Обязательно проговаривать вслух имена тех, кто уже пришел, и тех, кого надо дождаться. В развивающем плане в данной ситуации: проговариваются глаголы в прошедшем, будущем и настоящем времени, дети учатся ориентироваться во времени. Эти же фотографии можно использовать на последующих играх, для определения ведущего и остальных участников. Данный прием можно использовать в качестве организационного ориентира, он является той новизной в игре, которую ребенок с ОВЗ сможет принять в связи со сменой пространства.
Для того, чтобы детям было легче ориентироваться в расположении комнат (туалетной комнаты, гардероба, кухня) необходимо разместить на дверях внешние (зрительные) ориентиры, которые будут информативны для всех детей. Подойдет система общепринятых знаков, как в общественных местах (туалет, гардеробная). Знаки необходимо повесить на стены на высоте, соответствующей росту детей.
Требует изменений игра «в круге». Поскольку это происходит «в гостях», важно вспомнить имена родителей, которые пришли на встречу. С одной стороны, это участие необходимо для того, чтобы любой ребенок в перспективе мог обратиться за помощью к любому взрослому. С другой стороны, за счет участия в игре всех взрослых будет обеспечена многократность игровых действий. А это будет способствовать речевому развитию детей.
Были предложены некоторые приемы, способствующие улучшению организации игр. Например, в игре «Пес» можно использовать шапочку с ушками и носик. Обязательно нужна визуальная граница «домика», куда должны бежать дети. Возможно использование ширмы в качестве домика. Такой же прием пригодится и в игре с кеглями – ставить кегли в домик (его можно обозначить на полу, использую малярный скотч), отходить за черту, чтобы бросить мяч.
В играх важна многократность игровых циклов. Игра один–два раза – это мало. В этом случае дети не успевают сориентироваться на игровых действиях. В качестве организационного момента перед каждой игрой можно воспользоваться помощью детей - создать проблемную ситуацию: «Нам нужны стулья…?». Это важно для того, чтобы у детей была возможность сориентироваться в причинно-следственных связях, найти стул, взять его и поставить к столу. Можно использовать визуальные обозначения игр. Это могут быть предметы в прозрачном мешке или отдельные фотографии предметов, обозначающих отдельную игру. Перед каждой новой игрой можно показывать или игрушку, или фотографию. Это поможет сделать игру предсказуемой, ребенок будет чувствовать себя уверенней как в двигательном плане, так и в речевом. Будет лучше понимать речевые просьбы взрослого, быстрее на них реагировать, активней использовать речь или другие способы общения. Речевые инструкции важно сопроводить простыми жестами. Уровень понимания речи у детей разный. Имитирующие жесты помогут детям в понимании ключевых слов.
В играх должен действовать принцип от простого к сложному. Новую игру с несколькими действиями лучше сначала разбить на небольшие шаги. Например, игра «День-ночь». В игре было много задач: двигаться самому ребенку, держать машину (одеяло) и управлять им (тащить по полу), реагировать на свет и соотносить его с речью ведущего «день-ночь» (лечь на пол), следить за игрушкой, чтоб она не выпала из машины. Необходимо чуть упростить, сократить количество действий. Некоторые дети путались в последовательности и медленнее переключались с одного вида деятельности на другой. Важно сначала научить отдельным игровым действиям, а потом последовательно и постепенно объединять эти действия в цепочки. Например, сегодня ребенок научился ходить в разных направлениях, держа одеяло за один край; завтра – катать в одеяле игрушку; через неделю – он будет учиться останавливаться по сигналу и т.д. Для речевого развития: можно сделать акцент на простой фразе местоимение + глагол от первого лица («Я бегу», «Я спрятался», например). Можно увеличить количество игровых циклов.
Необходимы более четкие обозначения начало игры и ее завершения. У каждой игры должно быть название. Причем название может выражаться как устной речью, так и жестом. В этом вопросе надо оценивать возможности всех детей.
Специалистом были предложены некоторые изменения в части приготовления еды. Когда дети учились готовить, им очень не хватало дополнительной опоры в виде серии картинок с последовательностью использования продуктов. Дети брали продукты в произвольном порядке, забывая о речевой просьбе взрослого. Серия картинок поможет в понимании единого образа блюда, ребенок всегда может свериться с образцом.
В ситуации сбора грязной посуды также были предложены для обсуждения некоторые изменения. Для сбора грязной посуды нужен единый стол или таз. Этот стол или таз должны располагаться рядом с обеденной поверхностью. Детям было сложно ориентироваться в большом помещении, и поэтому, поставив одну чашку, ребенок переключал внимание на другие предметы и действия, например, начинал играть с водой или с тряпкой, вместо того, чтобы вернуться за своей тарелочкой, и поставить ее тоже в мойку.
Было предложено ввести некоторые ориентиры в содержание прогулки и посещения магазина. Во время прогулки и похода в магазин необходим общий сигнал – визуальный (флаг, жилеты). Как у экскурсионных групп, необходим ориентир для детей: кого найти и за кем идти на площадку, в магазин.
Во время похода в магазин необходимо последовательно раздробить инструкции: сначала ориентир на магазин; сбор около магазина; раздача списков с названиями продуктов (чтобы все было в контексте ситуации). Иначе получается, что вот площадка с записками, а вот магазин, записки и продукты. Все растянуто во времени и нет единой картинки. Либо перед самим магазином сделать остановку и еще раз посмотреть записки с названиями продуктов, проговорить: «Вот магазин», «Идем покупать молоко».
Для детей можно сделать сумки для покупок, и раздать их вместе с записками еще на площадке. Это будет как дополнительный ориентир для похода в магазин. По пути в магазин можно дополнительно указывать на сумку и напоминать детям о цели похода.
В ходе совместной встречи родители и специалист обсудили необходимость связывать компоненты встречи в логические цепочки. Например, сначала дети были в магазине, потом сложили все покупки на столе, накрыли на стол, угощались. Важно, чтобы это были не обособленные процессы, а логически выстроенная последовательность действий. Важно показать необходимость покупок: сходил в магазин – купил продукты – приготовил обед. Можно во время обеда рассмотреть содержимое стола и задать детям вопросы. Вопросы могут быть индивидуальными или фронтальными. Например: «Вера, ты была в магазине?» - «Да»; «Федя, ты был в магазине?» - «Да». Будет лучше, если вопрос сначала будет адресован к говорящему ребенку, тогда его ответ будет подсказкой для последующего ребенка, того, кому будет актуальна подсказка. Вопросы могут быть сформулированы иначе: «Кто купил палочки?» - и далее взрослые смотрят на того, кто покупал в магазине хлебные палочки, можно чуть наклониться вперед к этому ребенку, чтобы ответ для ребенка был более очевидным. Ожидаем ответ ребенка - «Я». Если ребенок не отвечает самостоятельно, то взрослый жестом помогает ребенку с ответом. За стол присаживаться важно всем вместе: и родителям, и детям.
В рамках данного проекта была возможность реализации подхода к предупреждению и преодолению трудностей развития общения у ребенка раннего возраста с ОВЗ. С участниками квартирника обсуждались условия для развития у детей ориентировочного компонента общения, условия для развития у детей ответных коммуникативных действий, условия для развития у детей инициативных коммуникативных действий, условия для разворачивания диалога (невербального и вербального). Особый интерес представляет то, что рекомендации, которые обсуждались относительно детей с ОВЗ, были актуальными и для нормально развивающихся детей. Рекомендации были направлены на формирование у взрослых коммуникативных умений, обеспечивающих поддержку активности ребенка в общении и развитие содержания диалога, его разворачивание во времени. Сомнений нет, работы много, но это прекрасная возможность без стресса и суеты, обсудить возможности развития детей.