КВАРТИРНИКИ С УЧАСТИЕМ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА

 

Каковы вопросы, которые появляются у родителей, которые уже получили базовую психологическую и педагогическую поддержу в службе ранней помощи?

Прежде всего, их интересует вопрос организации самостоятельной деятельность детей. И данный вопрос связан именно с развитием самостоятельных навыков детей. Родители были заинтересованы в формировании инициативных действий детей, чтобы дети, находясь в знакомой или новой обстановке смогли самостоятельно организовывать социально-приемлемую деятельность.

Следующая группа вопросов связана с формированием детского сообщества, необходимостью приобретения друзей и выстраивания с ними дружеских отношений. Думается, что данные вопросы возникают именно потому, что между участниками, внутри самой родительской группы устанавливаются теплые и доверительные взаимоотношения. И именно этим опытом родители готовы делиться со своими детьми.

Поскольку родители владели информацией о психологических и физиологических особенностях развития детей с синдромом Дауна, то следующие вопросы были связаны именно с организацией совместных игр детей, у которых были различные индивидуальные особенности. Родители видели, что кто-то из детей не любит громкие звуки, кто-то любит тактильный контакт, поэтому вопросы наличия интересных игр и возможности выстраивания коммуникации между говорящими и неговорящими детьми были для них актуальными.

Для проверки этих предположений мы посетили два квартирника.

Структура квартирников содержала примерно 10 - 12 последовательных видов деятельности. Она была разной у этих двух квартирников. Структурные части этих встреч были представлены следующими компонентами: встреча гостей; прогулка; магазин; круг-приветствие; подвижные игры; дидактические игры; кулинарный блок – приготовление еды; трапеза; сюжетная игра; свободная игра; сказка; круг-завершение.

Один квартирник был больше ориентирован на сенсомоторное развитие детей и социализацию в условиях квартиры. Второй квартирник был ориентирован на дидактические игры и социализацию в общественных местах.

Это прекрасный опыт, который нашел свое воплощение в родительской группе взаимопомощи. Такой опыт сложно воспроизвести в стенах образовательного учреждения. Для этого нужна естественная среда – пространство квартиры, игровой площадки во дворе, дома, приусадебного участка [1, 18-23].

Квартирник 1. Встреча была организована в квартире одной семьи из группы. В ней принимали участие семьи, воспитывающие детей дошкольного и школьного возраста: 4 взрослых (матери); 4 ребенка с синдромом Дауна (4-5 лет); 3 ребенка нормально развивающихся (сестры – младшего школьного возраста). Помещения для организации: большая игровая комната; холл; столовая.

Структура квартирника: встреча гостей, круг-приветствие, подвижная игра, настольная  игра, подвижная игра, считалочка, подвижная игра, приготовление еды, трапеза, завершающий круг. Все виды деятельности проводились с чередованием помещений, дети и взрослые переходили из одного помещения в другое.

Ход квартирника

Встреча гостей. Дети с родителями пришли в гости. Поздоровались. Сняли верхнюю одежду. Посетили уборную. Свободно и в произвольном порядке расположились в квартире, ожидая полный состав группы. Двум детям с синдромом Дауна понадобилась зрительная подсказка в процессе приветствия – пожать друг другу руки. Родители активно помогали в демонстрации способов приветствия. Другие дети ориентировались на речевую просьбу родителей.

Круг. По просьбе родителя-ведущего все участники квартирника прошли в центр комнаты, встали в круг. Приветствие - игра с бубном. Дети и родитель-ведущий пели песенку, и в соответствии с текстом песни выполняли действия – называли имена друзей и последовательно передавали друг другу бубен. Другие родители в игре не участвовали.

Подвижная игра. Игра «Пес». Проводится в том же помещении, что и круг, но с небольшим изменением в пространстве комнаты – добавили стул, переместились в сторону от центра комнаты. Родители выдали ведущему реквизиты для игры. Ведущие – ребенок и родитель, остальные участники действовали по его сценарию.

Настольная игра с предметными картинками.  Взрослый предъявлял детям картинки, их надо было назвать. Игра была организована за столом. Участвовали только дети.

Подвижная игра «Кегли». Это классическая игра на сбивание кеглей. В подвижной игре участвовали все дети и родитель-ведущий.  Дети с удовольствием бросали мяч, и затем выставляли сбитые кегли обратно. Дети младшего возраста ориентировались на старших детей, и тоже старались выстраивать кегли в ряд.  По речевому сигналу игра прекратилась.

Считалочка. Дети и взрослые встали в круг. Ведущий рассказывал считалочку и последовательно указывал пальцем руки на всех участников круга. Затем, выбирали нового ведущего. Им оказывался тот, на ком заканчивался текст считалочки.

Подвижная игра «Паук» Игра проводилась в комнате. Адаптированная игра «Ловишки». Родители и дети читали стихотворение и убегали от паука.

Подвижная игра «День-ночь».  Игра поводилась в холле. Каждому ребенку выдали машину (одеяло) и игрушку, которую надо было посадить в машину (на одеяло) и по сигналам катать («День») или останавливаться и ложиться спать («Ночь»).

Приготовление еды. Действие было организовано в столовой. Готовили два блюда – блины и салат. Дети и взрослые замешивали тесто. Дети учились пользоваться миксером, половником, наливать тесто на нагревательную панель для блинов, переворачивать блины, снимать их лопаткой с панели. Дети учились соблюдать очередность в использовании кухонных принадлежностей. Учились резать ножами свежие овощи, складывать нарезанные овощи в одну миску, размешивать по очереди салат. Далее все участники квартирника накрывали обеденный стол, заваривали чай и угощались приготовленными блюдами.

Завершающий круг. Дети и взрослые собирались в круг, благодарили друг друга и прощались.

Квартирник 2. Встреча была организована в квартире одной семьи. Участвовали 4 семьи, воспитывающие детей дошкольного возраста: 4 взрослых (матери); 4 ребенка с синдромом Дауна (4-5 лет); 1 ребенок нормально развивающийся (брат). Помещения для организации: большая игровая комната, совмещенная с холлом; столовая.

Структура квартирника: встреча гостей на улице и прогулка; посещение магазина; приход с улицы и подготовка к играм; организационная подвижная игра в кругу; 4 настольные игры с разделением детей на подгруппы; подготовка к трапезе и сама трапеза; свободная игра; сказка; песни под гитару; завершающий круг. Все виды деятельности проводились с чередованием помещений, дети и взрослые переходили из одного помещения в другое.

Ход квартирника

Встреча гостей на улице и прогулка.  Дети и взрослые собирались на ближней к дому детской площадке. Далее и дети, и взрослые построились парами и направились к дальней от дома детской площадке. На детской площадке кто-то скатывался с горки, кто-то играл в снежки, кто-то сидел на скамейке. Далее все принялись лепить снеговика, а потом играть в подвижную игру «День – ночь». Закончилась прогулка сбором в магазин.

Посещение магазина.  После того, как все опять собрались вместе, каждому ребенку раздали листочек бумаги (записки), на котором печатными буквами было написано название продукта и выполнен схематический рисунок этого продукта. С каждым ребенком обговорили, что все идут в магазин за продуктами. Далее все участники встречи построились парами, и пошли в магазин. Дорога была трудной: кто-то из детей по пути в магазин потерял записку, искал ее, нашел, поднял ее. Кто-то медленно шел, и отстал от группы; кто-то из детей наоборот убежал далеко вперед. Далее участники собрались около магазина, дождались всех и зашли в помещение. В магазине родители помогали: ориентировали детей в стеллажах магазина с самообслуживанием. Каждый ребенок вместе с родителем искал свой продукт из записки, учился складывать продукт в корзину, предъявлять его на кассе и рассчитываться с кассиром. Родители показывали детям, как открыть кошелек, найти нужные купюры, учили детей предъявлять для оплаты пластиковую карту и вводить пин-код на терминале.

После того, как все вышли из магазина, взрослые и дети опять построились парами и направились к дому.

Приход с улицы и подготовка к играм. Дети и родители в произвольном порядке перемещались по квартире: кто-то снимал одежду, кто-то шел в туалет, кто-то уже в комнате приготовился к игре, а кто-то пытался зайти в закрытую комнату.

Игра «Шапка».  В игре сплелись несколько сюжетов: слушание музыки, передача шапки, надевание шапки на голову, разные физические упражнения. Дети должны были уловить ритм игры и повторять движения за родителем-ведущим.

Настольные игры. Работа в подгруппах по два ребенка. Расположение одной подгруппы - за детским столиком в столовой и другой - за детским столиком в игровой комнате. Сначала дети играли в одном помещении, затем группы менялись местами, и переходили в другое помещение.

«Колпачки» - игра по правилам. Детям выдавали карточки-схемы. Надо было сложить колпачки в том же порядке, что и на карточке. Ведущий хвалил победителя: «Ура, ты победил».

«Домино»  - классическая игра. Ведущий – родитель.

«Повторяшки». По принципу «сделай как я». Дети собирались в круг, в центре стоял родитель-ведущий. Ведущий показывал движения – дети повторяли.

Подготовка к приготовлению еды.  Детей приглашали пройти на кухню. Под руководством родителей они накрывали на стол. Так же на столе были все те продукты, которые были куплены детьми в магазине. Дети учились делать бутерброды. Родители и дети заваривали чай, вместе обедали.

Свободная игра. Дети располагались в игровом уголке. Играли самостоятельно. Родители обсуждали вопросы последующей организации квартирника.

Сказка. Теневой театр. Дети с родителями садились на диван. На столе в центре комнаты была ширма. Ведущий рассказывал сказку «Репка». Дети с удовольствием смотрели театр теней.

Завершали встречу песни под гитару.