Методы и приемы обучения матери

Каждое действие матери формируется с использованием следующей последовательности: сначала тифлопедагог подготавливает мать к пониманию назначения и содержания действия, затем помогает ощутить эффективность этого действия на самой себе. Далее упражняет мать в выполнении этого действия вне ситуации взаимодействия с ребенком и только после этого предлагает включить его в общение с малышом. Результатом освоения действия считается умение матери увидеть результат, который проявляется в ответной или инициативной активности ребенка.

В процессе обучения матери используются информационные и практические приемы. Информирование матери, которое осуществляется через беседы, обсуждение прочитанной литературы по вопросам воспитания детей младенческого и раннего возраста и информации, полученной через интернет-ресурсы (сайты, форумы), показ фото- и видеоматериалов с целью иллюстрирования сообщений педагога.

Основными практическими приемами обучения матери, которые использовал тифлопедагог, являются анализ видеоматериалов взаимодействия и упражнения, которые позволяют родителю успешно накапливать опыт качественного взаимодействия со своим малышом.

Видеоматериал используется на каждом этапе педагогической работы с семьей слепого ребенка: как при обучении матери конкретному коммуникативному действию, так и при оценке достижений ребенка. В ходе непосредственного взаимодействия с ребенком мать может испытывать трудности. Ей сложно общаться с ребенком, анализировать и оценивать правильность своих действий; кроме того, ей не всегда удается зафиксировать результат своего действия – проявленную активность ребенка. С помощью видеозаписи все моменты взаимодействия можно внимательно просмотреть, проанализировать и обсудить с тифлопедагогом. Благодаря такой работе у матери формируется умение наблюдать, осмысливать, квалифицировать как свои действия, так и действия ребенка.

В ходе работы с видеоматериалами решаются следующие задачи:

  1. Выделение целостного эпизода общения, который имеет структуру: организацию пространства, начало общения – инициирование общения матерью, разворачивание общения – обмен действиями и завершение.
  2. Выделение действий взрослого, направленные на организацию пространства, начало общения – инициирование общения, поддержание общения – обмен действиями и завершение.
  3. Определение содержания предложенного матерью общения: на что было направлено общение – на обмен эмоциями и знаками внимания (ситуативно-личностное общение); на совместное переживание радости от эмоциональных игр с движениями и сенсорными свойствами предметов (ситуативно-познавательное общение); на передачу практического опыта использования предмета по назначению (ситуативно-деловое общение).
  4. Выделение возможных ответных и инициативных действий ребенка, говорящих о его готовности к общению, поддержанию имеющегося контакта и выхода из него.
  5. Определение очередности и согласованности в действиях партнеров.
  6. Оценка эффективности действий взрослого, направленных на организацию пространства, инициирование и поддержание общения по проявленной активности ребенка в действиях.