Форма работы с семьей слепого ребенка первых лет жизни

Наиболее удобной и эффективной формой работы с семьей слепого ребенка является интегрированная, в которой сочетается надомное визитирование и дистанционная поддержка матери.

Проведение занятий с семьей в домашней обстановке позволяет создать для ребенка самый благоприятные условия – он находится в естественной для себя обстановке, его окружают знакомые запахи, звуки и привычные предметы, он не утомлен дорогой и не тратит силы на привыкание к новой для себя обстановке в учреждении. Семье не приходится перестраивать режим дня, а специалист может в полной мере изучить условия воспитания слепого ребенка, уклад семьи, познакомиться с ближним окружением малыша, оценить пространство, в котором происходит бодрствование и режимные процессы, помочь родителям подготовить пространство в соответствии с возможностями и потребностями ребенка. Кроме того, родители, находясь «на своей территории» более естественно ведут себя в общении со своим ребенком, более спокойны и расположены к обучению. Однако стоит заметить, что первое знакомство родителей и тифлопедагога следует проводить в учреждении – Службе ранней помощи. Родители должны самостоятельно принять решение о получении помощи в наиболее приемлемой для семьи форме, получив полную информацию о содержании ранней помощи, о правах и обязанностях как своих, так и специалиста, который будет осуществлять психолого-педагогическую работу.

Организация дистанционной поддержки семьи начинается с обсуждения наиболее удобных способов связи, с помощью которых может осуществляться психолого-педагогическая работа. Родители могут выбрать любой вид связи, удобный им: телефон, электронная почта, видеосвязь. Семья и педагоги находят надежные, удобные всем участникам интернет–сервисы, например, Skype, WhatsApp, Zoom (или иные), подготавливают и налаживают необходимое оборудование. При этом следует использовать имеющиеся ресурсы, исключить дополнительные траты, если семья к ним не готова. Кроме того, участники дистанционного педагогического процесса подписывают необходимые документы, например, договор, в котором должны быть оговорены обязательства сторон при использовании видео- и фото-материалов, которые семья предоставляет специалисту. Родители должны быть уведомлены о цели использования в работе видеосъёмок деятельности ребенка и ситуаций взаимодействия с ним родителей, а также подписать согласие на их обработку: анализ, систематизацию и др. Родители обязуются своевременно предоставлять видеоматериалы, которые для специалиста будут основой при планировании псхолого–педагогической работы, а тифлопедагог берет на себя обязательства конфиденциальности и не может использовать видеоматериалы вне указанных в договоре случаях. Рабочие видеоматериалы должны быть доступны всем участникам психолого-педагогического процесса – родителям и специалистам, которые могут быть привлечены для оказания помощи данной семье.

Далее оговаривается режим встреч в виртуальном пространстве. Расписание дистанционных занятий должно быть составлено так, чтобы не нарушать установленный режим дня ребенка. Частота виртуальных встреч зависит от нужд семьи, возможностей педагога, задач психолого-педагогической помощи; в процессе работы она может изменяться как с сторону уменьшения, так и увеличения.

Кроме того, устанавливается правило, по которому, каждый вопрос к специалисту, который касается материала занятия, связан с развитием ребенка или с проблемной ситуацией, должен быть проиллюстрирован видео- или фотоматериалами, которые родители присылают педагогу. Для обеспечения качества оказываемой помощи семье родители должны своевременно информировать специалиста о семейных событиях, которые могут отразиться на состоянии и самочувствии ребенка, о происходящих изменениях в поведении малыша и его достижениях, о трудностях при взаимодействии с малышом.