Содержание педагогической работы с семьей слепого ребенка

Логика педагогической работы отражает последовательность шагов в психическом онтогенезе, в каждом из которых слепому ребенку предстоит сначала овладеть определенной формой общения, которая обеспечивает развитие соответствующих ей способов действий с предметами.

Каждый этап педагогической работы состоит из блока – закономерного сочетания общения и предметной линии: сначала создаются условия для развития коммуникативной деятельности слепого ребенка, а затем, при успешном освоении ребенком определенной формы общения, присоединяется работа по созданию условий для развития действий с предметами.

Последовательность психолого–педагогической работы представляет собой три этапа, которые соответствуют логике освоения ребенком форм общения и видов действий с предметами. При этом, сначала решаются вопросы развития коммуникативной деятельности слепого ребенка, а затем, при успешном освоении ребенком определенной формы общения, начинается работа по созданию условий для развития действий с предметами.

 

Содержание педагогической работы

Задачи педагогической работы Содержание педагогической работы – обучение матери необходимым действиям Результат педагогической работы – создание условий для развития ребенка
1 этап

Цель: развитие у ребенка

  • ориентировочного компонента общения и сосредоточения на предмете;
  • ситуативно-личностного общения и познавательных действий
1)     Формирование у матери коммуникативных умений, которые обеспечивают развитие у ребенка ситуативно-личностного общения

2)     Формирование у матери умений, способствующих развитию у ребенка познавательных действий

 

· устанавливать дистанцию между лицами, учитывающую сенсорные потребности слепого ребенка;

· использовать позы и позиции, соответствующие задаче взаимодействия;

·  выделять обращение к младенцу из общего потока речи и звуков;

·  дополнять словесное обращение тактильным воздействием;

·  ожидать ответной реакции;

·  выдерживать паузы в речи и действиях;

·  реагировать на действия ребенка как на коммуникативные (относиться к нему как партнеру, «собеседнику»);

·  ожидать ответных действий, для этого делать паузы в своих действиях;

·  повторять понравившийся ребенку игровой момент;

·  устанавливать оптимальный темп общения;

·  поддерживать очередность и согласованность действий;

·  замечать первые признаки пресыщения;

·  придавать общению непосредственно-эмоциональный характер;

·  наполнять пространство для активного бодрствования оптимальным количеством игрушек;

·  добиваться сосредоточения на предъявляемый предмет;

·  поддерживать попытки ребенка захватывать и удерживать предмет в руке;

·     актуализация потребности в общении со взрослым;

·     развитие ответных и инициативных действий, способности к устойчивому диалогу в форме ситуативно-личностного общения;

·      развитие ориентировочных и поисковых действий, направленных на мать;

·     развитие познавательных действий, направленных на предмет (оральных, мануальных, слуховых и зрительных (при наличии остаточного зрения);

·     осуществление направленных к предмету движений, его захват и удержание в руке;

2 этап

Цель: развитие у ребенка ситуативно-познавательного[1] общения и предметно-манипулятивных действий

3)     Формирование у матери коммуникативных умений, обеспечивающих развитие у ребенка ситуативно-познавательного общения

4)     Формирование у матери умения обеспечивать развитие у ребенка предметно-манипулятивных действий

· проявлять ярко и доступно для слепого ребенка собственные эмоции;

· использовать комплексное воздействие для вовлечения ребенка в игру;

· «отзеркаливать» ответ ребенка;

· доставлять ребенку радость и удовольствие в играх с проприоцептивно-кинестетическими воздействиями, с движениями, с «сенсорным» эффектом от предмета (звуком, вибрацией, светом и др.);

· наполнять пространство бодрствования ребенка оптимальным количеством предметов;

· осуществлять отбор предметов с необходимыми свойствами;

· побуждать ребенка искать и находить предметы;

· помогать ребенку осваивать разнообразные способы действий с предметом;

·  использовать оптимальную степень помощи ребенку при осуществлении им действий;

·  осуществлять эмоциональную и практическую поддержку действиям ребенка с предметом

·    развитие ответных и инициативных действий с ситуативно-познавательном общении;

·    демонстрация способности к очередности и согласованным со взрослым действиям в общении и выносливости в продолжительном диалоге;

·    развитие средств ситуативно-познавательного общения, понятных взрослому;

·    развитие понимания ситуативной речи;

·    развитие познавательного интереса к свойствам предметов;

·    последовательное овладение видами действий с предметами: простыми повторными результативными, соотносимыми, функциональными

3 этап

Цель: развитие у ребенка ситуативно-делового общения и предметных действий

5)     Формирование у матери умений, обеспечивающих развития у ребенка ситуативно-делового общения

6)     Формирование у матери умений, обеспечивающих развитие у ребенка предметных действий

· вовлекать ребенка в бытовые и режимные ситуации;

· вызывать интерес к культурному назначению предмета;

· показывать образцы предметных действий (ручных и орудийных);

· обозначать в речи действия с предметом точно и кратко;

· поддерживать желание ребенка совершать предметные действия;

· давать дифференцированную оценку действиям ребенка;

· последовательно расширять зоны активных действий ребенка;

· обеспечивать слепому ребенку безопасность и доступность пространства, в котором он находится;

·  разделять предметное действие на отдельные операции и последовательно демонстрировать их ребенку;

·  владеть приемами совместных, совместно-разделенных и сопряженных действий;

· обращает внимание ребенка на результат предметного действия и показывает способ контроля его выполнения

 

· развитие ответных и инициативных действий в ситуативно-деловом общении;

· развитие устойчивого к помехам диалога по поводу предметных действий;

·  развитие понимания речи

· развитие активной речи;

· расширяется круг лиц, с которыми ребенок способен вступать в общение;

· развитие предметных действий (ручных и орудийных);

· овладение навыками самообслуживания;

· овладение отобразительной игрой

 

На первом этапе педагогической работы создаются условия для развития у ребенка ситуативно–личностного общения – от ориентировочного компонента на воздействия взрослого к устойчивому диалогу, имеющему ситуативно-личностное содержание. Освоение ребенком непосредственно-эмоционального общения[2] как ведущей деятельности, обеспечивает условия для актуализации культурной потребности в познавательной активности, которая направляется на объекты внешнего мира: от сосредоточения на предмете к развитию познавательных действий (оральных, мануальных, слуховых и зрительных – при наличии остаточного зрения).

На втором этапе педагогической работы создаются условия для развития у ребенка ситуативно-познавательного общения, в котором оформляется потребность в совместных со взрослым движениям и интерес к действиям взрослого с предметом. В рамках ситуативно–познавательного общения ребенок осваивает широкий спектр предметно–манипулятивных действий: от преддействий и простых повторных результативных действий, к соотносимым и функциональным действиям (термины предложены Р.Я. Лехтман-Абрамович[3]).

На третьем этапе педагогической работы создаются условия для развития у ребенка ситуативно-делового общения, через освоение которого ребенок получает возможность осмысливать культурное назначение предмета и усваивать способ выполнения предметных действий. В рамках ситуативно-делового общения получает развитие предметная деятельность ребенка: расширяется репертуар действий с игрушками, бытовыми предметами, формируются навыки самообслуживания и появляется отобразительная игра.

Условием перехода от одного этапа педагогической работы к другому является сформированность коммуникативных умений матери, ее способность обеспечивать ребенку осуществление действий с предметами, а также достижения ребенка в освоении формы общения и соответствующего ей вида действий с предметами.

 

[1] Айвазян, Е. Б. Пропущенный этап в раннем развитии слепого ребенка как источник трудностей становления его предметной деятельности / Е. Б. Айвазян // Дефектология. — 2019. — № 5. — С. 11—21.

 

[2] На данном этапе психического развития ребенка общение является ведущей деятельностью. Для разграничения этих понятий приняты разные термины: форма обозначается термином «ситуативно-личностное общение», а деятельность – «непосредственно-эмоциональное общение».

[3] Лехтман-Абрамович, Р. Я. Этапы развития игры и действий с предметами в раннем детстве / Р. Я. Лехтман-Абрамович, Ф. И. Фрадкина. — М.: Медгиз, 1949. — 73 с.